Почему наши дети стали такими жестокими
news_header_top_970_100

Почему наши дети стали такими жестокими

В России предлагают сажать 12-летних, поскольку все мыслимые пороги жестокости малолеток преодолены. В Госдуму, Совет Федерации и администрацию президента регулярно приходят письма с просьбами снизить возраст привлечения к уголовной ответственности. Пишут родственники пострадавших, пишут сами пострадавшие от действий малолеток, которые, совершив самые жесточайшие преступления, остаются на свободе. Среди множества доводов приводится и такой: в США уголовному наказанию подлежат даже младшие школьники!

«Я не завидую сегодняшним школьникам», - говорит преподаватель казанской детской художественной школы Альбина Файзуллина. 40 лет учит она детей прекрасному. А ее муж, заслуженный мастер спорта СССР, бывший игрок казанского «Рубина» и заслуженный работник образования Альберт Файзуллин учит любить спорт. О корнях жестокости- Откуда в детях такая жестокость? - спрашивает  глава семьи. - Дети играют в спортзале в футбол или баскетбол и готовы головы посносить друг другу! Приходится останавливать и напоминать: ты не на войне, рядом товарищ, это всего лишь игра, рядом нет врагов. В наше время тоже дрались. Но только до первой крови. А теперь, пока не затопчут, не успокоятся.

- Что же с нашими детьми случилось? Чем отличаются школьники 90-х годов от нынешних?

Альберт (А.С.): Раньше дети были более здоровыми и крепкими. Больше двигались и были на свежем воздухе. А сейчас после школы играют в компьютерные игры или болтают по сотовому телефону. За уроки садятся поздно, пока все выучат, не успеют выспаться. Приходят утром в школу вялые, заторможенные. В итоге физическое развитие детей стало отставать от поколения 20-летней давности. Мы, учителя физкультуры, даже нормативы стали занижать.Об агрессии в адрес учителей Альбина (А.Б.): С каждым десятилетием снижается уровень детского интеллекта. Особенно в последние двадцать лет, когда вторглась американская культура. Мультфильмы про дядю Скруджа дети знают, а русские сказки - нет. Читают мало, речь стала беднее. В художественной школе практически учатся одни девочки, в речи которых постоянно встречается слово «блин».А.С.: Чаще ругаются старшеклассники. Сделаешь замечание - от кого-то больше не услышишь матерных слов, а у кого-то снова вырывается мат. Злостных матерщинников вызываем к директору, приглашаем в школу их родителей. Если слышу мат в транспорте от подростков, делаю замечание. Некоторое время начинают говорить, как порядочные люди, а потом забываются.

- Не боитесь делать замечание? Сейчас нередки случаи избиения учителей....
А.С.: Много зависит от самого преподавателя, как он относится к своей работе и ученикам.А.Б.: Раньше уважения к учителю было больше. Возможно, после книг они были вторыми источниками знаний. Теперь у нас мощные конкуренты - телевидение, интернет. Чтобы выдержать эту конкуренцию, учителю приходится очень стараться и быть на высоте.

- Как же завоевать уважение детей?
А.С.: Хороший учитель кроме своих детей любит и учеников. В младших классах, чтобы приободрить малыша, можно погладить его по голове, приобнять. С детьми постарше нужно говорить и обсуждать любые темы, интересоваться их успехами и неудачами. Тогда они будут тянуться к учителю и доверять ему свои секреты.Об умении сочувствовать

- Вы согласны с психологами, что сегодня детям не хватает родительского тепла?
А.Б.: У наших родителей тоже не хватало времени на нас. Но в школах были кружки, где мы встречали руководителей, служивших нам примером. Для меня такой стала преподаватель художественной школы Татьяна Вячеславовна. Я восхищалась ее красивой правильной речью, обширными знаниями, стройной фигурой. Учителей мы раньше боготворили. Сейчас ребята тянутся к учителю, если видят, что он личность, что ему интересны его подопечные, а главное, он ненавязчиво учит жизни. Мои ученики из поколения самых сложных 90-х годов сейчас говорят мне спасибо. За то, что вместе искали ответы на поставленные жизнью вопросы. Одна моя ученица стала психологом. Она рассказывает, что недавно провела среди детей психологическое тестирование на эмпатию - умение сочувствовать. Оно показало, у большинства современных детей это чувство ниже нулевой отметки. Это очень печально и опасно! К счастью, у учащихся художественных школ этот показатель выше. А.С.: Грубость детей, неблаговидные поступки и насилие родом из семьи - это аксиома. Дети видят все это в своей семье, несут в школу, выплескивают на более слабых одноклассников. Грубость может быть спровоцирована и несправедливым поступком учителя.  В 8 - 9-х классах подростки хотят казаться самостоятельными, крутыми, отсюда и желание выделиться. Вот и пытаются обратить на себя внимание грубостью и агрессией.- Но сколько уже мы говорим о том, что выплескивать накопившуюся энергию лучше на спортивных состязаниях...А.С.: Массовый спорт сейчас не на том уровне, что был раньше. Большинство спортивных секций платные. Состоятельные родители за них платят, покупают детям форму и снаряжение. А более бедные, но талантливые мальчишки и девчонки не могут себе это позволить. Меньше стало и семейных спортивных праздников типа «Мама, папа, я - дружная семья». А ведь они очень сплачивают. Знаю по своей семье - мы много лет были участниками таких соревнований, завоевывали призы. А.Б.: Нужно вернуть детям бесплатные кружки и спортивные секции. Мы успевали попробовать себя везде. Потом было легче выбирать дело по душе.О реформах образования

- Ваше отношение к появлению в школах третьего урока физкультуры?
А.С.: Это, конечно, здорово! Еще лучше проводить такой урок каждый день. Но для этого нужно как минимум два игровых спортзала, бассейн, тренажерный зал. Сейчас же в один спортзал, который имеют большинство школ, на уроки физкультуры приходят по два-три класса - не менее 60 человек. В таких условиях разве можно вести урок? Еще бадминтон собираются в программу внедрять. Но это значит, будут играть 5 - 6 пар, а сорок учеников сидеть и смотреть на них.- Чем современные дети отличаются от своих сверстников советских лет? А.Б.: Стало больше разговоров о деньгах. Раньше мечтали: вырастем, будем строителями, архитекторами, учеными. Сейчас цель - получить образование, создать свою фирму,  разбогатеть и хорошо жить.  Дети стали прагматиками. Уже первоклассники на вопрос, кем хочешь быть, отвечают: олигархом. А.С.: К сожалению, только старшеклассники понимают, что движение - это жизнь, и стараются научиться командным видам спорта - волейболу, баскетболу, катанию на лыжах.- Детей всегда сравнивали с цветами жизни... А.Б. и А.С.: Важно, чтобы это помнили руководители нашего государства. Сорняк вырастает сам! Но сколько усилий стоит прополоть его.