Почему в Татарстане так много коррекционных школ

По статистике Минобразования РТ в республике 9 спецшкол для детей с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательной системы и целых 36 (!) спецшкол для детей с отклонениями в умственном развитии. Меня как бывшего педагога волнует вопрос: почему их так много и неужели у нас в республике столько детей с проблемами в умственном развитии?

news_top_970_100
Отставание детей - ошибки родителей

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ нужно понимать, что все эти дети очень разные и у них совершенно различные причины и проявления отклонения умственного развития. Нет ничего страшного в том, что ребенок несколько отстает в развитии, но родители не всегда это понимают. А отсутствие специального обучения и воспитания для таких детей только усугубляет ситуацию. Например, одна моя знакомая была глубоко возмущена, когда детский психолог заявил, что ее сыну следует некоторое время поучиться в специальной школе. «Да вы что? Он же у меня нормальный!» - взорвалась она в ответ. Конечно нормальный, замечательный мальчуган, но с некоторыми проблемами в речи и интеллекте. Пришлось долго ей объяснять, что именно специальное обучение поможет ее сыну вырасти таким, каким она хочет: умным и зрелым.НЕПРАВИЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ в таких случаях не исключение, а скорее правило. Родители считают стыдным переводить ребенка в такую школу. В одном из моих классов учился мальчик 12 лет, у которого было повышенное внутричерепное давление. О его особенности меня предупредили, добавив, что ребенку ни в коем случае нельзя напрягаться. Поэтому спрашивать его можно только тогда, когда он сам тянет руку. То есть почти никогда... Мальчика было почти невозможно мотивировать, потому как он не нес никакой ответственности за невыполненные задания. И если с оценками у него обычно все было не так плохо (он получал их только, когда сам тянул руку), то в знаниях был не просто пробел, а черная дыра! Мальчик не страдал отставанием в умственном развитии, но нуждался в обучении куда более индивидуальном, чем класс общеобразовательной школы. Но родители об этом слушать не хотели…ВТОРАЯ ЧАСТАЯ ОШИБКА заключается в том, что не всегда выбирается правильный возраст, чтобы отдать ребенка в школу.  Следует понимать, развитие ребенка индивидуально, а готовность к школе определяется рядом факторов, как физических, так и психологических. Конечно, большинство детей готовы к школе к 7 годам, но в ряде случаев стоит сделать исключение. Некоторые малыши в возрасте 7 лет еще просто физиологически незрелы для учебы в школе. У них не сформировался головной мозг, недостаточно развита малая моторика. А это главные факторы готовности к школьному обучению. Тем не менее родители чаще всего игнорируют этот аспект, а иногда просто не обращают внимания на это специалисты. В обоих случаях ребенок оказывается в ситуации, к которой он не готов. Он плохо учится, что вызывает критику педагогов и насмешки  одноклассников. За ребенком закрепляется репутация двоечника, что не способствует его самооценке. С годами ситуация только усугубляется. Всего этого можно было легко избежать, если бы ребенок стал школьником на год позже.Комментарий специалиста-дефектолога

Директору казанской коррекционной школы №142 VIII вида Татьяне Егоровой «КВ» задали семь главных вопросов.   - Татьяна Ивановна, почему у нас так много школ для детей с отклонениями в умственном развитии?- Строго говоря, теперь это называется интеллектуальной недостаточностью, хотя сути проблемы, конечно, не меняет. На самом деле это совсем небольшое количество детей. Ведь такие дети требуют гораздо больше внимания, классы у нас формируются по 10 - 12 человек. К примеру, наша школа в этом году уже переукомплектована.- Одной моей знакомой недавно порекомендовали отдать сына в специальную школу. Она была возмущена до глубины души…- К сожалению, это обычная ситуация. Родители стыдятся отдавать своих детей в коррекционные школы. Да и дети очень этого стыдятся, если их переводят из общеобразовательной школы. Ребенка и дебилом могут обозвать, и еще хуже. Но все же нужно понимать, что некоторые дети нуждаются в таком обучении, у нас им намного комфортнее.- А как дети оказываются в вашей школе?- Двумя путями. В основном у нас учатся с первого класса. Но иногда по решению психолого-медико-педагогической комиссии к нам переводят учеников из общеобразовательных школ. Так как мы принимаем детей и с легкой, и с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности, к первоклассникам предъявляются определенные требования, а именно владеть элементарными навыками самообслуживания. Правда, бывает и так, что ребенок не может и этого, но родители очень просят принять его. Главная цель обучения в нашей школе - это социализация, такие дети остро нуждаются в ней. Поэтому нам приходится идти навстречу подобным просьбам, хотя педагогам работать с такими детьми очень трудно. Но ведь тем приятнее результат, чем сложнее задача.- Как дети попадают в коррекционные школы из общеобразовательных?- Если по двум предметам годовые оценки неудовлетворительные, то по решению педагогического совета учащегося направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию. Конечно, многие из таких детей действительно нуждаются в специальном обучении. Но хочу отметить, что к нам зачастую направляют просто гиперактивных детей и хулиганов. С вводом ЕГЭ стали редко оставлять на второй год, попросту отправляя нежелательных учеников к нам. Ребенку дают такую характеристику, с которой он вынужден перейти на специальное обучение. А ведь он мог бы учиться в общеобразовательной школе, пусть и на тройки. У нас такие дети зачастую скучают: наша программа слишком проста для них. Часто мы переводим этих ребят на класс старше, но проблемы это не решает.- Возможен ли обратный перевод из коррекционной школы в общеобразовательную?- К сожалению, нет, это не практикуется. Более того, большинство наших учеников все-таки не способны обучаться в общеобразовательной школе.- Какие у ваших учеников перспективы в учебе и трудоустройстве?- Обучение у нас длится 9 классов, выдается свидетельство об окончании коррекционной школы. После этого ребенок может пойти в вечернюю школу, где получит аттестат об окончании средней школы, или в профессиональное училище. В основе нашей программы - трудовое обучение: швейное дело, столярное, недавно мы стали преподавать цветоводство. Детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью мы учим вышивке. Видели бы вы, какие они делают красивые вещи! Некоторые казанские училища принимают таких детей именно по этой специальности. Но в целом найти работу нашим выпускникам бывает очень непросто.- Вы упомянули о том, что ваша школа переукомплектована. Как, по-вашему, можно решить эту проблему в Казани?- Наилучшим вариантом было бы создание коррекционных классов в общеобразовательных школах. Это решило бы сразу несколько проблем. Во-первых, ребенку не нужно ездить каждый день через половину города, он мог бы обучаться по месту жительства. Нельзя забывать, что многие наши ученики страдают различными сопутствующими заболеваниями, им просто физически тяжело добираться до школы. Во-вторых, ребенка не нужно было бы переводить из его школы, что облегчило бы его социализацию. Конечно, острой осталась бы проблема отношений с остальными детьми. Очень важно, чтобы такого ребенка не стыдили обучением в специальном классе.

news_right_column_240_400