Подростки с аутизмом «оживили» известные картины на фотовыставке

news_top_970_100

Фото: Эльдар Митюков, пресс-служба ГМИИ РТ

На прошлой неделе, 2 апреля, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, в Галерее современного искусства ГМИИ РТ открылась выставка «Дети. АУ. РАСправим крылья». Ее герои, дети с ментальными нарушениями, которые уже участвовали в подобных проектах, подросли, и теперь перед организаторами ставятся новые задачи и появляются новые образы воплощения выставки. Собственно, на фотовыставке подростки-аутисты предстают в образах, знакомых нам по известным полотнам великих художников.

Открытие выставки в фойе галереи сопровождала живая музыка. Играли на разных музыкальных инструментах тоже люди с РАС. К слову, организатором выставки стал инклюзивный центр для подростков с ментальными особенностями «Крылья», куратором которой выступает АНО «Добрая Казань».

На мероприятии заместитель председателя исполкома Казани Гузель Сагитова сообщила корреспонденту «КВ», что тема инклюзивной среды для мэрии города всегда была одной из приоритетных. В Казани существует 41 школа с ресурсными классами. Эти классы посещают 277 детей. Причем особенные дети учатся вместе с нормотипичными. Конечно, когда у них что-то не получается, они остаются наедине с тьютором.

Сагитова отметила, что «Крылья» и новые подобные центры поддерживаются муниципальными властями. За аренду помещения они не платят ничего, а «коммуналку» им оплачивает исполком. «Мы собираем поштучно самых лучших людей, педагогов, специалистов, которые занимаются этими детьми. И тут, конечно, благодарность в первую очередь фондам. Все инициативы исходят от них, а также от родителей детей с ОВЗ», - добавила Сагитова.

Театральный педагог и непосредственный автор этого проекта Дарья Гуськова рассказала, что благодаря «Крыльям» и таким проектам у ребят появляется важное для каждого человека свое сообщество. То есть не семья или образовательное учреждение, а именно своя «стая». По ее словам, в «Крылья» ребята-аутисты стали приходить практически каждый день. Здесь вместе пьют чай, сами готовят какие-то блюда и занимаются творчеством. Что касается воспроизведения известных картин подростками, то когнитивные навыки, уверена Гуськова, напрямую связаны с нашим телом. Всякая телесная чувствительность повышает тонус организма. И когнитивные функции начинают работать эффективнее. «Я как театральный педагог люблю начинать работу с детьми с этюдов-наблюдений. Они наблюдают друг за другом, окружающим миром. А потом, как только нанаблюдаются за всем, мы начинаем с ними разбирать художественные произведения. Дальше говорим о эмоциях, фантазируем с персонажами. Как этого героя могут звать, например, без опоры на историю этого произведения. Потом мы, конечно же, поднимаем историю, сравниваем. Тем самым у ребят вообще появляется потребность вглядываться в других людей, общество. У аутистов проблема с коммуникацией. А мы помогаем ее установить», - сказала педагог.

Она привела в пример Тану Нафигову, которая вдруг в процессе фотографирования (она на время стала Аленушкой с одноименной картины Виктора Васнецова) запела. Причем очень искренне.

Или молодой человек Ислам, который уже закончил школу, принес свой выпускной альбом как очень дорогую ему вещь. Значит, это одно из самых светлых его воспоминаний. И это тоже выстраивание коммуникации с другими через искренность.

Фото: Эльдар МИТЮКОВ, пресс-служба ГМИИ РТ

Педагог центра «Крылья» Тимур Нафигов, который расставлял и фотографировал аутистов для выставки, вспоминал: «Процесс был как в фильме «Человек дождя». Чуть-чуть нарезали по-другому хлеб или что-то другое, и герой уже не воспринимает, не ест такую еду. Примерно то же было и на площадке. Тем интереснее с профессиональной точки зрения было работать, тем значимее получился конечный продукт, тем интереснее удивление родителей этих детей и вообще всех людей, которые посетят выставку. Я и сам удивляюсь, насколько лучезарные получились некоторые, особенно девчачьи, фотографии. Реально на саму съемку иногда уходило несколько секунд, не потому что у нас не было времени, а потому что было несколько секунд, которые мы имели в распоряжении, чтобы «поймать» ребенка. На самом деле так сделать почти невозможно. И пусть не все получилось, как мы изначально задумывали, безусловно, это победа для каждого ребенка».

Нафигов отметил, что над проектом работала большая слаженная команда. Помимо педагога в нее входили гример, фотограф и костюмер. «С миру по нитке собирали эту команду», - улыбнулся педагог.

Поговорив с несколькими подростками, участвовавшими в проекте, корреспондент обнаружил, что работать с ними действительно нелегко: они далеко не сразу отвечают на простые вопросы. Но когда контакт налажен, охотно делятся своими чувствами.

news_right_column_240_400