Причем речь идет о таких жизненно важных прививках, как вакцинация против кори, полиомиелита, коклюша, пневмококковой инфекции и т. д. Зачастую необдуманные решения родителей оборачиваются непоправимыми последствиями для детей.
На минувшей неделе в Общественной палате РТ состоялось обсуждение социально значимого вопроса принятия дополнительных мер по вакцинопрофилактике и туберкулинодиагностике детей в Татарстане.
Почему родители отказываются от прививок
В Татарстане в целом количество отказов от вакцинопрофилактики уменьшается. Однако участники круглого стола отметили, что не могут признать ситуацию благополучной. В частности, в прошлом году в республике на 28 процентов выросло число отказов от прививок против коклюша. В результате в Татарстане была зарегистрирована вспышка коклюша, 63 ребенка заболели. Из них 80 процентов не были привиты.
- У нас отмечается также некоторый рост отказов от прививок против туберкулеза. Между тем, хотя мы и не отмечаем увеличения заболеваемости по итогам последних лет, существенного уменьшения тоже не видим, - рассказала уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Гузель Удачина. - Когда мы выезжаем в районы, интересуемся, по каким причинам родители отказываются, в основном они называют два фактора. Это опасения от поствакцинальных осложнений и религиозные убеждения.
На мой взгляд, необходимо усиливать разъяснительную работу среди родителей. Не имея достаточной информации, мамы и папы обращаются к интернету. Родители у нас нормальные, стоящие на позиции защиты и обеспечения прав своего ребенка на здоровье. Во вред своим детям они действовать не могут.
Что касается туберкулеза, то, по данным ВОЗ, Россия входит в число 22 стран в мире с наибольшим бременем этого заболевания. А в Татарстане в прошлом году от туберкулеза умер семилетний ребенок.
- Ребенок проживал в очаге туберкулеза, у него развилась тяжелая форма заболевания, - рассказала заместитель директора по работе с детьми Республиканского противотуберкулезного диспансера Рамзия Фатыхова.
Председатель Общественной палаты РТ Анатолий Фомин отметил, что в советские годы вопроса, делать или не делать прививку, не стояло:
- В советское время, когда я воспитывал своих детей, не было никакой проблемы. Тогда вообще не было разговоров о том, надо это или не надо. Общество было единым, все делали прививки. Сейчас у меня трое внуков, и я слышу краем уха от моих детей рассуждения о том, надо ли это. Произошел какой-то переворот в сознании.
Отменят ли право выбора?
Выступила на мероприятии и заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ Любовь Авдонина. Она рассказала, что при возможном росте отказов от прививок нам вновь придется вернуться во времена вспышек и инфекций. Не так уж и давно - в 1990-х годах - в том числе и Казань пережила крупную вспышку дифтерии. Никуда не исчезла и угроза заноса инфекционных болезней. Сегодня, в частности, как в мире, так и в России осложнилась ситуация по кори. В прошлом году заболеваемость корью в стране выросла в 4 раза по сравнению с 2016-м. Поэтому прививки так важны.
Также спикер предложила рассмотреть возможность инициирования вопроса по внесению поправок в части отмены права на отказ от профилактических прививок и исключения бесплатных медицинских услуг в рамках ОМС для отказников по примеру Франции и Израиля. В той же Франции, Италии, США, Польше вакцинация детей является обязательной. В Италии родители при отсутствии у ребенка прививки должны платить штрафы.
- Несмотря на, казалось бы, неоспоримые и убедительные успехи вакцинации в мировом масштабе (ликвидация натуральной оспы, полиомиелита, значительное снижение заболеваемости краснухой, гриппом), еще остаются люди, отказывающиеся от иммунизации. Проблема эта актуальна и для Татарстана. Если будет расти число людей, не получающих прививки, то велика вероятность того, что вспышки и инфекции вернутся. Знания граждан, отказывающихся от прививок, основаны на сведениях, полученных на сомнительных сайтах в интернете. Там размещают свое субъективное мнение люди без соответствующего специального образования, а также поборники альтернативной медицины, - отметила Любовь Геннадьевна.
О детях и ВИЧ
Затронули спикеры и проблему отказа родителей от терапии в отношении ВИЧ-инфицированных детей. В стране около 1 миллиона человек заражено ВИЧ. В Татарстане последние два года болезнь шла на спад. Однако за 6 месяцев этого года специалисты отмечают темпы роста ВИЧ-инфекции. Причем в эпидемию активно вовлекаются женщины.
- Если рисовать социальный портрет ВИЧ-инфицированной, то это обеспеченная, образованная, работающая, желающая иметь детей женщина. Но она заражается половым путем. Два процента женщин у нас отказываются от получения пренатальной химиопрофилактики во время беременности. Здесь наблюдается законодательный провал. Пока ребенок не родился, пока имеется только плод, мы никакими законодательными рычагами не обладаем. Мы, конечно, таких женщин приглашаем на врачебные комиссии, пытаемся объяснить, но они не хотят - и все. Некоторые отказываются по религиозным соображениям. Есть родители, отказывающиеся от лечения для своих детей. Здесь у нас есть законодательные возможности, мы можем обращаться даже в судебные органы, тесно работаем с комиссиями по делам несовершеннолетних, органами власти, - отметила в свою очередь заместитель главврача по медчасти Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Фирая Нагимова.
Появится ли у нас халяль-медицина?
Действительно ли по религиозным канонам вакцинация должна быть исключена? Начальник отдела науки и образования ДУМ РТ Айдар Карибуллин в своем выступлении отметил, что религия не запрещает делать прививки:
- Запрета на прививки в религиозном плане нет. Но важен состав вакцины. Есть определенные запреты. Если прививка содержит те или иные компоненты, ферменты, допустим, свиные, то по религиозным соображениям возможен отказ. Второй момент - это разъяснения врачей. К примеру, доктор говорит, что летальный исход возможен всего-то в 1 проценте случаев, мол, это немного. Когда родитель такое слышит, конечно, у него появляется возмущение. Нужно объяснять, показывать состав, нормально разъяснять возможные побочные эффекты.
В заключение слово взял первый заместитель министра здравоохранения Татарстана Сергей Осипов. Он согласился с тем, что необходимо усиливать разъяснительную работу с пациентами, а также рассказал о возможном появлении халяль-медицины:
- Сегодня отрицательное мнение о медицине формируют те, кто не был в наших лечебных учреждениях больше десяти лет. И опять-таки те люди, которые сами не прививаются, помнят лишь те времена, когда у нас были живые вакцины, и распространяют какие-то небылицы о вреде иммунизации. Да, есть определенные моменты, когда бы нам не хотелось вмешиваться в здоровье человека. Например, это первый триместр беременности. Но важно быть ответственными при подготовке к рождению ребенка, проходить все необходимые процедуры. Сложилось очень серьезное лобби в интернете среди родителей, отказывающихся от диагностики туберкулеза у своих детей. Что касается ВИЧ-инфекции, то самая большая проблема на сегодня - это ВИЧ-диссидентство. Что касается религиозной составляющей вопроса, то для нас было достаточно сильным откровением, когда мы на опыте Ирана увидели, что имеются большие ограничения в использовании медикаментов у поборников традиционного ислама. Президентом Татарстана поставлена задача по развитию халяль-медицины. Со стороны министерства здравоохранения мы очень открыты, призываем ДУМ РТ с нами и дальше работать, донести до нас информацию, какие бы ингредиенты были нежелательны при лечении истинных мусульман. В плане состава вакцины в основном на сегодня субъединичные. То есть берется дрожжевая клетка, в нее вводится рибосома какого-либо вируса или бактерии, которые выделяют только один-единственный белок, отвечающий за внедрение этого вируса или бактерии внутрь человеческого тела. Ни о каких желатинах, куриных, свиных белках речи не идет.