Появятся ли у каждого дома свои жилищные тарифы?

Около 30 тысяч обращений ежегодно поступает в Региональный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства РТ от жителей республики.

news_top_970_100

С какими проблемами обращаются татарстанцы в этот центр, рассказал его исполнительный директор Дмитрий Романов.

- На что чаще всего жалуются жители?

- Самый больной вопрос - начисления в счете-фактуре за жилищно-коммунальные услуги: горячую воду, отопление. Не у всех есть понимание в этом вопросе. Например, в прошлом году во многих домах установили индивидуальные тепловые пункты, и теперь оплата воды производится по двухкомпонентному тарифу. Она состоит из объема холодной воды для нужд горячего водоснабжения и гигакалорий, которые затрачены для подогрева холодной воды. Получается, чем меньше дом, тем дороже горячая вода в нем. Чтобы сгладить разницу, Минстрой РТ ввел норматив: стоимость «куба» горячей воды не должна превышать 136 рублей. Кроме того, в 60 процентах домов в Казани установили автоматические узлы погодного регулирования. Это существенно экономит расходы на отопление, ведь немалые суммы в счетах-фактурах чаще всего связаны с перетопом. Но такие узлы в силу экономической целесообразности слишком затратно ставить в аварийных домах, хрущевках. Соответственно их жителям не удается уменьшить теплопотери. Для того чтобы батареи стали в их домах холоднее, в УК нужно позвонить 10 - 12 жителям. 

- Установив в квартирах приборы учета, многие рассчитывали существенно сэкономить на отоплении. Однако этому мешают слишком большие ОДН…

- Согласно постановлению правительства РФ от 6.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» жильцы могут платить по показаниям индивидуальных приборов учета, если такие приборы есть у всех собственников и они вовремя подают показания. 

Считаю, вопрос установки счетчиков должен быть проработан на стадии строительства: либо всем устанавливать счетчики, либо нет. А так получается, кто-то платит по счетчику, кто-то по нормативу. Кто-то вообще отключает батареи - ему и так не холодно из-за соседей, отапливающих по полной свои квартиры. Но ведь за тепло в подъезде тоже надо платить! Как и за теплопотери, что идут до радиатора в квартирах. Какой смысл тогда было устанавливать эти приборы учета, когда жильцы дома все равно будут оплачивать по факту - по общедомовому счетчику? Установка и поверка индивидуальных счетчиков тоже стоят немалых денег. А обязать кого-то из УК или ТСЖ ходить по квартирам и снимать показания вряд ли представляется возможным.

Частично разрешило проблему выведение приборов учета на лестничные площадки, чтобы УК сами снимали показания приборов учета. Недавно в минстрое и вовсе предложили, чтобы у каждого дома были свои жилищные тарифы. Сейчас вопрос порядка оплаты за тепло находится на стадии рассмотрения в Минстрое и ЖКХ России. Думаю, он должен быть конкретно проработан и просчитан для каждой категории жильцов. 

- Кроме коммунальных платежей, какие вопросы еще актуальны у татарстанцев?

- Вопросы, связанные с присвоением или нецелевым использованием общедомового имущества, - некоторые жители умудряются забрать себе в пользование мансарду или чердак дома. Неравнодушны жители и к действиям УК в плане приобретения имущества, появления лишних строчек в счете-фактуре, подделки протоколов общих собраний… Не все знают, что постановление правительства РФ от 23 сентября 2010 г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» дает право каждому собственнику посмотреть интересующие его сведения на информационном портале мониторинга жилищного фонда Республики Татарстан Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ и на сайте «Реформа ЖКХ». Например, там можно узнать, когда будет ремонт в многоквартирном доме, посмотреть акты выполненных работ и многое другое. Если было проведено собрание, то в управляющей организации обязаны по вашему требованию представить протокол. Если вы как собственник хотите провести собрание по тому или иному вопросу, то вам обязаны представить реестр собственников, хотя еще недавно эта информация была закрытой. Из нововведений в сфере ЖКХ важно знать, что теперь советы дома избираются каждые два года, а управляющие компании обязаны иметь лицензию на управление домами на срок пять лет.

- И что вы советуете делать, если в счете-фактуре неправильные начисления?

- Обратитесь за разъяснением к старшему по дому, в свою УК. Если не добьетесь ответа - в жилищную инспекцию, уполномоченную проверять правильность начислений. Львиную долю обращений и к нам, и в жилинспекцию составляют такие вопросы: почему не горят лампочки в подъезде? почему никто не убирает мусор? Это явно в компетенции УК или ТСЖ. Понятно, если крысы и мыши в доме, то надо обращаться в Роспотребнадзор, а по качеству новостроек - в Госстройнадзор. Как показала практика, в наше ведомство обращаются либо в самом начале, чтобы уточнить, как урегулировать вопрос, либо рассматривают нас конечной инстанцией. Забывая о том, что, когда суд проигран, юристам сложно повернуть его решение вспять. 

- А если мешает спать кондиционер под окнами, установленный арендаторами на первом этаже?

- И кондиционер, и рекламные конструкции, и насос в подвале дома относятся к общедомовому имуществу. В этом случае собственник вправе обратиться в Роспотребнадзор для того, чтобы специалисты провели замеры уровня шума. Но проблема в том, что перед выездом специалисты обязаны предупредить управляющую организацию, которая, как правило, «убавляет» кондиционер или насос. Конечно, самым оптимальным было бы не предупреждать организацию, но в настоящее время порядок работы такой. 

- Много ли должников жилищно-коммунальных услуг на сегодняшний день?

- В Татарстане задолженность по жилищно-коммунальным услугам составляет больше 6 миллиардов рублей, в том числе долгов казанцев - на 2 миллиарда. По моему опыту скажу, что среди неплательщиков лишь 10 процентов реально не могут платить ввиду трудного материального положения, остальные просто не хотят! Мол, услуги не были предоставлены. Но прежде чем это утверждать, надо заактировать неоказание услуги, а не вычеркивать строчку из счета-фактуры… У управляющих организаций есть свои методы борьбы с неплательщиками: через два месяца неуплаты они вправе отключить электричество. Крайняя мера - установка терминатора в канализационной трубе. Но ее применять надо очень осторожно: ветхая труба может лопнуть, затопить подъезд, да и установка терминатора обойдется УК в 5 тысяч рублей. Безусловно, если квартира муниципальная, должника можно выселить. Другое дело, если она в собственности.

- Насколько помогает решить проблемы совет многоквартирного дома?

- Как показала практика, в домах, где есть такой совет, взаимодействие управляющей организации с жителями выстроено намного эффективнее. Например, такие советы активно существуют в крупных управляющих компаниях Казани. И поверьте, жалоб на эти компании намного меньше, чем на другие. В их домах есть стеллажи с книгами для буккроссинга, в подъездах чище, цветы на этажах... Разве это плохо? В соседней Удмуртии советы есть абсолютно во всех домах. И у нас в Татарстане они должны функционировать с 2012 года, но зачастую существуют лишь на бумаге. Другой вопрос: как будет поощряться работа председателей совета дома? Многие ли согласятся включить в счет-фактуру расходы по этой статье?

- Дмитрий Сергеевич, интересно узнать ваше мнение: приживется ли у нас раздельный сбор мусора?

- Тут нужна заинтересованность жителей, да к тому же, к сожалению, на сегодня мы не воспитали грамотного собственника многоквартирного дома. Если за границей с детства учат сортировать мусор, то мы в этом направлении делаем только первые шаги. 

- Но собственник, согласитесь, за последние годы стал более требовательным…

- Да, люди стали не только больше знать, но и больше требовать. Только в нашем центре с 2014 года в рамках жилищного просвещения мы обучили 7 тысяч человек. Обучаем старших по дому, консультируем по правовым вопросам. Но проблемы еще остались. Как показала судебная практика, наши граждане не умеют писать иски, составлять акты, обращаются к юристам, не разбирающимся в сфере ЖКХ. Я считаю, что идеальный договор управления домом состоит из нескольких десятков страниц, где четко прописано, какие услуги и в каком объеме должны оказываться. А что мы имеем в большинстве случаев? Договор на 3 - 5 страниц, к тому же в действующем законодательстве он носит рекомендательный характер. В итоге многие жители не знают, заключали ли они с УК договор, не имеют его на руках. А раз договора нет, то и предмет судебного спора исчерпан. Потому что в суд подать можно только на основании этого документа.

news_right_column_240_400