Вес ручной клади и питание при задержке рейса: права авиапассажиров, о которых мало кто знает

На что имеет право каждый пассажир самолета? Эксперты отдела Защиты прав потребителей Роскачества и юрист Константин Насыхов перечисляют основные права и рекомендации, о которых пользователи авиалиний часто не знают.

news_top_970_100

Регистрируетесь через интернет – распечатайте посадочный талон

Регистрация на рейс в аэропорту заканчивается за 40 минут до вылета. А в пунктах вне аэропорта и на сайтах время ее окончания устанавливается авиакомпанией самостоятельно. Опоздание на регистрацию может послужить отказом в перевозке и допуске на рейс. При регистрации в аэропорту пассажиру выдается посадочный талон, в котором указывается его место в салоне, а также время окончания посадки на рейс.

«Если вы регистрируетесь через интернет, то обязательно найдите возможность распечатать посадочный талон – без такой распечатки вас в салон не пропустят, а распечатать талон в аэропорту не всегда возможно», –  рекомендует юрист Константин Насыхов.

Помните, что нужно оказаться у выхода на посадку не позднее, чем указано в посадочном талоне. Если опоздать, то вас в самолет не пустят, а ваш багаж снимут с самолета и досмотрят.

 Фото: © Михаил Захаров

«Досмотр же проводится ради нашей собственной безопасности, поэтому отнестись к этой процедуре следует спокойно и с пониманием. Между прочим, за поведением пассажиров в пунктах досмотра пристально наблюдают, а если вы будет вести себя суетливо, нервозно и беспокойно, то с вами проведут отдельную беседу, а ваш багаж и остальные вещи вскроют и досмотрят вручную, а не через интроскоп», – говорит эксперт.

Сама процедура досмотра известна – проверяются билет, посадочный талон, документы, затем пассажир выкладывает из карманов металлические предметы, ключи и прочее, снимает верхнюю одежду, ремни, разувается (кроме обуви на низком каблуке с подошвой тоньше 1 см) и отправляет все эти вещи и ручную кладь в рентгеноскоп, а сам проходит через металлоискатель. Пассажиров с имплантированными кардиостимуляторами досмотрят вручную, без применения техсредств. Во время досмотра вас могут попросить включить гаджеты, вскрыть и осмотреть блоки питания.

Брать вещи первой необходимости можно даже, летая на лоукостерах

«Взять с собой вещи первой необходимости можно даже у лоукостеров и в тех случаях, когда вы покупали билет без багажа. Правила авиаперевозки предполагают список вещей, которые можно взять с собой в салон в любом случае, даже если пассажир путешествует по билету, не предполагающему какой-либо багаж», – сообщают эксперты Роскачества.

Полный список вещей можно найти на портале Роскачества и на сайте авиаперевозчика. Платить за их перевозку не нужно – отстаивайте свои права в иных случаях

Также помните, что независимо от того, насколько тяжел ваш багаж, в салон с собой можно бесплатно пронести сумочку или портфель, букет цветов, верхнюю одежду и костюм в портпледе, лекарства и детское питание – в количестве, необходимом для полета.

  Фото: © Владимир Васильев

Что еще можно взять в салон:

  • Рюкзак вместо сумки;
  • Покупки из дьюти-фри, упакованные в опломбированный пластиковый пакет, но  не превышающие по весу и размерам лимиты авиакомпании.
  • Детские переноски, коляски, роллаторы, ходунки, костыли и трости – только если они поместятся под креслом или на верхней полке.

Вы можете взять с собой и, собственно, багаж – если он небольшого веса и габарита и может удобно разместиться в салоне – конкретные размеры и вес устанавливаются перевозчиком, но не могут быть менее 5 кг на пассажира. Именно такой багаж называется ручной кладью. В качестве ручной клади рекомендуется перевозить предметы, требующие особенных мер предосторожности: кино-, фотоаппаратуру, теле-, радиоаппаратуру, электронные приборы, музыкальные инструменты, изделия из стекла, фарфора, керамики.

Пассажиры, которые летят вместе, могут суммировать багаж

Если два пассажира летят одним рейсом – вместе отправляются в отпуск, являются членами одной семьи или сотрудниками одной компании, направленными в общую командировку, то они могут «суммировать» максимальный вес разрешенного багажа, сообщают в Роскачестве.

То есть, если у каждого из пассажиров билет, по которому разрешено провозить 20 кг багажа, у одного чемодан весит 15 кг, а у другого 25 кг, то этот вес суммируется и дополнительный «штраф» за превышение допустимых норм платить не нужно.

Если же в аэропорту вам пытаются доказать, что каждый чемодан оценивается отдельно, напомните об этом. Перекладывать вещи, вынимать лишнее или дополнительно платить при этом не нужно.

   Фото: © Владимир Васильев

Константин Насыхов дополнил, что даже в этом случае каждый чемодан не должен весить более 30 кг.

«Вес багажа зависит от билета.  Будьте готовы к тому, что придется оплатить весь багаж целиком, потому что у авиакомпании нет никакой нормы бесплатного провоза багажа для так называемых «невозвратных» билетов. Если же вы летите по обычному билету, который можно сдать, то вправе рассчитывать на бесплатный провоз 10 килограммов багажа», – сказал эксперт.

Бесплатно сверх нормы  можно провозить: инвалидные коляски, костыли, трости, ходунки, роллаторы для пассажиров, которые сами ими пользуются и детские коляски.

О том, можно ли будет бесплатно провезти багаж и сколько, пассажирам обязательно должны рассказать еще до покупки билета.

Хрупкие предметы, документы, деньги и ювелирные украшения сдавать в багаж не рекомендуется. А вот ножницы, с клинком длиннее 6 см, ртутный термометр, жидкость для снятия лака или туалетную воду в расфасовке более 100 грамм нужно сдавать именно в багаж – в салон с ними не пустят.

Жидкость провозить можно, но действуют ограничения

Эксперты Роскачества сообщают, что жидкость провозить в салоне самолета можно, но в этом случае действует ряд серьезных ограничений.

Когда жидкость провозить можно:

  • В емкостях, не превышающих 100 мл, при этом упакованных в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более одного литра;
  • Правило выше касается не только воды и других напитков, но и жидкой косметики, духов, спреев, гелей, аэрозолей, некоторых других веществ, даже определенных категорий еды типа полумягкого сыра – полный список следует уточнять в правилах авиакомпании.
  • Исключения тоже есть — детское питание и лекарство, которое понадобится в полете. Но нужно иметь «основания» и подтверждения для провоза — то есть путешествовать с ребенком или иметь при себе документы, подтверждающие диагноз и схему приема лекарств.

 Фото: © Михаил Захаров

Алкоголь можно провозить либо в таре по 100 мл, либо в объемах побольше, если они куплены в Duty Free. Имейте в виду, что в последнем случае и в случае с духами емкости должны быть упакованы в надежно запечатанный пластиковый пакет, на котором имеется подтверждение, что эта покупка из магазина беспошлинной торговли и приобреталась в день поездки.

«В багаже – то есть без доступа к нему во время полета, пассажиру можно провезти не более 5 литров крепкого алкоголя, то есть 24-70%, и некрепкого – сколько ему угодно»,  – отмечает юрист. 

Напиваться на борту нельзя

А вот можно ли взрослым пассажирам употреблять алкоголь на борту самолета? Закон это не запрещает. Но нельзя напиваться – состояние опьянения, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность, карается штрафом – от 500 до 1 тыс. рублей. Или административным арестом до 15 суток, сообщает юрист Константин Насыхов.

Однако последствия могут быть и более серьезными – командир экипажа вправе высадить пьяного дебошира, а его билет теряет силу. Более того, если из-за поведения пьяного пассажира пришлось сесть в другом аэропорту или даже вернуться, а решение об этом принимает командир экипажа, то виновник будет вынужден оплатить все понесенные авиакомпанией расходы – на топливо, обслуживание, дополнительное питание пассажирам и т.п., а также репутационный ущерб.

 Фото: © Михаил Захаров

«Пьяное буйство на борту – это не только высокий риск административной ответственности и денежных потерь. Иногда дебошир может попасть под статью 213 – хулиганство или даже статью 211 Уголовного кодекса – угон воздушного судна. Но, разумеется, главный человек на борту, особенно в такой ситуации, – это командир экипажа. Командир может применять любые меры, в том числе меры принуждения, к хулигану на борту, а главное, командир может отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения», – заметил эксперт.

На перевозку животных есть ограничения

Домашних животных можно перевозить либо в салоне, либо в багажном отсеке – все зависит от веса и размера питомца, а также его потенциальной опасности для окружающих, говорят эксперты Роскачества.

У авиакомпаний есть ограничения как на количество перевозимых за раз животных, так и на габариты питомца и его переноски или клетки. Стоит уточнить эти нюансы перед полетом у авиаперевозчика.

Ваши питомцы могут перевозиться в самолете: в салоне – только с согласия перевозчика, а в багаже – в любом случае.

«Чтобы перевезти животных в багажном отсеке, их помещают в крепкий контейнер, обеспечивающий необходимые удобства при перевозке, с доступом воздуха, крепким замком и дном с абсорбирующим материалом. Однако этот живой багаж в норму бесплатного провоза багажа не входит, поэтому и питомец, и его клетка, и даже корм для питания во время полета будут взвешены и дополнительно оплачены», – пояснил правила Насыхов.

 Фото: © Михаил Захаров

Сейчас правила постепенно смягчают, такая тенденция появилась после нескольких громких дел, связанных со скандалами, касающимися именно жестких ограничений на авиапутешествия с питомцами. Так, например, постепенно повышают максимальный вес животного для перевозки в салоне, кроме того, разрешают путешествовать с собаками некоторых пород, которые раньше были под запретом, типа бульдогов, боксеров и мопсов.

«Чтобы животное взяли на борт, у него должен быть актуальный ветеринарный паспорт и ветеринарный сертификат, если вы летите за границу. Помните, что в некоторых случаях все манипуляции с животным необходимо проводить за какое-то время до полета, об этом нужно позаботиться заранее», – сообщают в Роскачестве.

Пассажирам с детьми – приоритет при посадке

Пассажир самолета имеет право перевозить с собой одного ребенка до двух лет без отдельного места на внутренних рейсах – бесплатно, на международных рейсах – со скидкой в 90% от тарифа, если отсутствуют особые условия, заверили специалисты Роскачества.

Кроме того, как правило авиакомпании предоставляют пассажирам с детьми приоритет при посадке – они раньше других пассажиров заходят в салон и заносят коляски и люльки, которые провозить в самолете можно.

 Фото: ©Владимир Васильев 

Многие родители не понаслышке знают, что иногда проще отправить ребенка к бабушке на каникулы одного. Закон это допускает: пассажиры старше 12 лет могут садиться в самолет и летать вполне самостоятельно, а дети от двух до двенадцати лет – под наблюдением авиакомпании, если это предусмотрено ее правилами.

«Для этого родители оформляют специальное письменное заявление на наблюдение и перевозку несопровождаемого ребенка. Такое заявление, впрочем, можно подать и в отношении ребенка постарше, до 16 лет, если вы очень за него тревожитесь», – прокомментировал юрист.

А вот малыши до двух лет и дети-инвалиды до 12 лет могут летать исключительно в сопровождении взрослых. Если ребенок без сопровождения взрослых выезжает за границу РФ, ему необходимо нотариально заверенное согласие родителей на выезд с указанием срока выезда и страны посещения.

Кормить бесплатно будут, только если полет длится больше трех часов

Покормить пассажиров без дополнительной оплаты перевозчик обязан только в том случае, если полет длится больше трех часов. В Роскачестве добавили, что в этом случае должно быть предоставлено горячее питание каждые четыре часа в дневное время и каждые шесть часов в ночное время.

Количество услуг зависит от класса обслуживания. Однако, по закону, перевозчик имеет право не предоставлять питание, если такое условие установлено его правилами и пассажиры проинформированы об условиях обслуживания на борту воздушного судна до заключения договора воздушной перевозки.

«Если же вас не предупредили об этом, то это является нарушением прав пассажира и можно обращаться с жалобой, уже после прилета в точку назначения», – напомнил юрист.

Можно получить помощь, если рейс задерживается

Пассажир может получить помощь, если рейс задерживается на длительное время. Задержка рейса может произойти не по вине авиаперевозчика, но даже в этом случае у него есть ряд обязательств перед пассажирами, подчеркивают эксперты Роскачества.

Так, если рейс задерживается больше, чем на четыре часа, пассажиров должны обеспечить горячим питанием. И далее — каждые шесть часов днем и каждые восемь часов ночью. Также пассажиры должны быть обеспечены водой.

Если рейс задерживают больше, чем на восемь часов днем, и больше, чем на шесть часов ночью, пассажиров должны разместить в гостинице и предоставить транспорт, чтобы добраться до гостиницы и потом обратно до аэропорта.

«Если же ожидание отправления рейса длится более двух часов, то пассажиры должны обеспечиваться прохладительными напитками, а также имеют право на два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте», – добавил юрист Насыхов.

 Фото: © Михаил Захаров

Кроме того, при любой задержке перевозчик обязан предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет.

Если вы попали в ситуацию с задержкой рейса, а вам не предоставили такую поддержку, нужно обращаться с жалобой в администрацию и требовать компенсацию деньгами, если вы тратили свои деньги на еду и жилье для себя.

Те же самые гарантии комфорта пассажиры имеют и в том случае, если самолет приземлился не в том пункте назначения, где изначально планировалось – то есть в случае изменения маршрута. При этом не имеет значения, по какой именно причине был изменен маршрут.

А вот как быть, если самолет приземлился не в том пункте назначения, который указан в билете, и не собирается лететь дальше? Справедливости ради отметим, что такое случается все-таки исключительно редко. В этом случае мы имеем дело с неисполнением перевозчиком договора перевозки. Дело в том, что по договору перевозки, который заключается авиакомпанией и пассажиром, перевозчик обязуется перевезти пассажира в указанный пункт назначения.

«Пункт назначения является существенным условием договора перевозки. И он не может быть в одностороннем порядке изменен или пересмотрен перевозчиком. Поэтому в данном случае вы вправе требовать от авиакомпании, чтобы она довезла вас до конечной точки маршрута согласно приобретенному билету», – говорит Насыхов.

Если багаж потеряли, то выяснить, где он, должны за 21 день

Если багаж потеряли или он задерживается, то есть, его нет на ленте выдачи багажа, пассажиру следует обратиться в службу розыска багажа и оставить заявление. Авиакомпания должна выяснить судьбу багажа в течение 21 дня. По истечении этого срока багаж переходит в категорию утерянного.

«Когда багаж найдут, его обязаны бесплатно привезти пассажиру по указанному им адресу и заплатить компенсацию, которая высчитывается как процент от МРОТ. Чтобы эту компенсацию выплатили, необходимо обратиться с письменным заявлением», – дополнили эксперты Роскачества.

 Фото: © Салават Камалетдинов

«Пассажир обязан получить свой багаж сразу после его предъявления к выдаче. Если багаж не забрали, то он еще два дня, включая день прилета, бесплатно хранится в аэропорту. Авиакомпания должна разыскать владельца такого багажа и отослать ему письменное уведомление о необходимости забрать багаж, а также, где и как это сделать. После отправления такого уведомления багаж хранится еще шесть месяцев, после чего уничтожается или распродается. Забытые ручная кладь и личные вещи тоже хранятся шесть месяцев»,  – прокомментировал вопрос юрист Насыхов.

А вот в иной ситуации – хозяин есть, а багажа нет, следует направить авиакомпании письменное заявление, и она начнет разыскивать багаж немедленно. Если багаж найдется, его бесплатно доставят пассажиру в указанный им аэропорт или пункт.

Можно получить компенсацию, если произошел овербукинг

Иногда авиакомпании продают больше билетов, чем предполагается мест в самолете. Делается это из того расчета, что не все пассажиры зарегистрируются на рейс — в этом случае авиаперевозчик потеряет меньше денег, так как салон все равно будет заполнен. Однако если все пассажиры приезжают в аэропорт, то кому-то места не хватает.

В этом случае авиакомпания может предложить кому-то из пассажиров согласиться на перерегистрацию на другой рейс, например, позже в тот же день или на следующий день, с определенной компенсацией — денежной или повышением класса обслуживания. Например, бизнес, а не эконом, заверяют специалисты Роскачества.

В России овербукинг, по сути, классифицируется как задержка рейса, для этой ситуации действуют те же правила, а посадить должны на самый ближайший рейс. Также пассажир может отказаться от полета и получить полную стоимость билета.

Если болезнь серьезная или заразная, то на борт могут не допустить

Могут ли не пустить в самолет больного пассажира или пассажирку беременную?  С одной стороны, запрета на перевозку заболевших и беременных лиц в законе нет: пассажир должен сам определить возможность путешествия, исходя из состояния своего здоровья.

«Однако если болезнь пассажира серьезная, или заразная, или даже просто создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц, то на борт могут и не пропустить. Получается, что приходить в аэропорт с сильным недомоганием очень рискованно, при том что если болезнь подтверждена документами, то билеты, до окончания регистрации на рейс, можно вернуть без денежных потерь», – добавил Константин Насыхов.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100