Доживем до пятницы
Сразу открою небольшой журналистский секрет. В общении с незнакомым человеком поначалу невольно ищешь опору на определенные устоявшиеся образы, связанные с его родом занятий. Если есть совпадения, это верный признак того, что и сам разговор, и материал сложатся наилучшим образом. Поэтому первое впечатление очень важно.
Екатерина Лисина, лучший педагог Казани 2023 года встретила автора у турникета на входе в полилингвальный комплекс «Адымнар», где она учит детей русскому языку и литературе. Прическа, черное платье, серебряные серьги с крупными гранатами, в руках бордовая роза… Такая парадность, да еще в конце буднего дня, слегка сбила с толку.
Первый раз с такой торжественностью встречают на интервью.
Надеюсь, цветок не для меня, – постарался скрыть свои чувства шуткой.
Нет, – улыбнувшись, оценила попытку Екатерина Петровна, – У нас ведь здесь сейчас проходит республиканский финал «Учитель года». Вот только что стало известно, что вошла число пятнадцати полуфиналистов из сорока пяти участников. Финал в пятницу.
Педагог принимает поздравления и провожает в свой класс. В таких еще бывать не доводилось: стена в коридор стеклянная, парты на одного ученика. Усаживаюсь за ближайшую к учительскому столу.
Захотелось побыть в роли вашего ученика. Только руку буду поднимать не для ответов, а вопросов. Не против?
Только за.
В это время от улыбки собеседницы, с нее спадает отпечаток конкурсного официоза, и видишь перед собой… Наталью Сергеевну Горелову из фильма «Доживем до понедельника». В памяти народной героиня Ирины Печерниковой осталась одновременно и юной, и взрослой учительницей английского, чьи даже педагогические просчеты, неизбежные для дебютантки, вызвали симпатию. Вот только в отличие от кино педагогу «Адымнар» предстояло дожить в своих ожиданиях не до понедельника, а до пятницы, когда озвучат имена победителей конкурса.
Знаете, тут специально посчитал, оказывается, «Учителем года» Казани за последние пятнадцать лет чаще всего становились преподаватели вашего профиля – четыре раза, далее по два – историки, математики и иняз, и по разу – ОБЖ, физкультура, биология и начальное образование. Как думаете, почему так складывается?
Не возьмусь судить.
Стороннему человеку это сделать проще, ведь обидеть или как-то задеть своих коллег не грозит. Так вот, думается, дело в том, что в преподаватели русского языка и литературы идут в большей степени по призванию, чем на другие предметы. Оттого и увлеченных, искренне преданных своему делу, среди них больше.
Не знаю, может быть, в ваших словах и есть доля истины. Но если это и правило, то я в нем исключение – преподавать ни русский, ни литературу я не стремилась. Хотя и закончила филологический факультет КФУ.
Тогда что привело девочку из Лениногорска на филфак университета?
Если честно, то я мечтала стать переводчиком. При этом закончила физико-математический класс. Устала, видимо, считать в школе. Все мои одноклассники бухгалтеры или с нефтяники. А я вот полюбила английский и решила переводить с него. Приехали с мамой в Казань, стали искать, где изучают переводоведение, оказалось по этой специальности есть только платное обучение. Мне как-то претило такое, в конце концов, у меня серебряная медаль, есть знания…
Наконец удалось узнать, что на филфаке КФУ есть отделение прикладной лингвистики, там как раз требуется знание и математики, и русского языка. А со второго курса можно будет поступить на дополнительное, и в итоге получить два образования – преподавателя и переводчика. Так все и вышло.
Домаяться до мая
Поэтому и в школу пришли не сразу. Педстаж у вас не такой уж и большой, насколько известно.
Совершенно верно. В школе я работаю седьмой год. После университета я устроилась в студию раннего развития, вела кружок английского языка – работа была легкая, эмоционально радостная, дающая ощущение света. Плюс, когда тебе двадцать один год, у тебя куча идей в голове – сама разработала программу для кружка.
А как же мечта стать переводчиком?
Занималась этим параллельно. В основном переводила технические тексты, много было запросов для диссертаций и статьей для них. Например, до сих пор много помню про подводные глайдеры (автономный необитаемый подводный аппарат, приводимый в движение гидродинамическими силами за счет изменения плавучести – прим. Ред.). Плюс занималась.
Про школу же ходили легенды, что там мрачная среда, дети ведут себя как хотят, не уважают учителей. К тому же еще и маленькие зарплаты. Если и приходили мысли о школе, то возникал вопрос: «Зачем тебе это нужно?». И ответа на него не находилось.
До поры до времени.
Да, пора пришла, когда ушла в декретный отпуск, родила ребенка и переехала к себе на малую родину. Решила остаться на какое-то время там. А с работой по специальности в Лениногорске выбор небольшой: книжный магазин, газета и школа. Решила попробовать. На тот момент была важна стабильность, ведь у меня малыш, если что – получишь больничный, отпуск опять же большой.
Слухи оправдали ожидание?
Первый год оказался экзаменом на выживание. Школа небольшая, поэтому большой срез классов, где пришлось вести предметы. К тому же сразу поручили классное руководство. Мой пятый класс стал самым настоящим испытанием. Приходилось бывать на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних, характеристики писать. Мои пятиклашки так проводили каникулы, что я, когда читала протоколы, думала, что моя жизнь гораздо скучнее, чем их. А если серьезно, то эмоционально было тяжело постоянно сталкиваться с примерами детского несчастья.
По университетской традиции я называла детей на вы, а они от этого сидели, раскрыв рот, были удивлены, не понимали, что такое вообще происходит. И те категории, которыми я пыталась до них донести что-то, оказались для них чересчур сложны.
Не было желания хлопнуть дверью?
Доводилось и хлопать, но в прямом, а не переносном смысле. но не в прямом, а переносном смысле. Просто поставила себе задачу доработать до мая и уйти. Вида, что на грани отчаяния не показывала.
Будильник на три часа ночи
Что удержало в школе?
Директор Юрий Владимирович Гаврилов. После первого года он предложил обсудить тарификацию на следующий год. Спросил: «Сколько возьмете на следующий год?» Когда сказала, что собираюсь уходить, он был крайне удивлен, ведь я не приходила к нему с жалобами на жизнь. А я весь год вставала ни свет ни заря. Будильник заводила на три часа, не поймешь – то ли уже утра, толи еще ночи. Садилась проверить тетрадки с домашними заданиями, готовилась к урокам – ведь маленький ребенок, ничего не успевала. Потом в детсад, следом на работу… Я была истощена. Конечно, многому научилась, но человек не может, да и не должен жить в постоянном стрессе.
Вы сказали, что многому научились за этот год. А чему?
Видите ли, моя специальность – преподаватель русского языка и литературы, а не учитель.
И в чем разница?
Я закончила не пединститут, а университет. Дело даже не в том, что учитель только в школе может преподавать, по крайней мере, без определенной переподготовки, а преподаватель еще и в вузе. Есть разница и в обучении, мы получили больше информации именно по языку и литературе, но меньше – по педагогике. И этого, действительно, не хватало на первых порах, пока не пришел определенный опыт. То есть путь иной: ты пробуешь сначала что-то на себе, потом, когда обращаешься к трудам педагогов, думаешь: «О, да, вот это точно мое!». А что-то мимо.
И какой нашли выход с директором?
Юрий Владимирович сказал: «Давайте, что-нибудь придумаем и организовать вашу работу, так чтобы меньше уставали и остались». И мы решили, что классным руководством меня загружать не будут, останется лишь преподавание.
Судя по тому, где мы сейчас встречаемся, решение оказалось правильным. Думается, многие ваши коллеги мечтали бы работать в «Адымнаре». Как вам удалось оказаться в этих стенах?
Путь сюда начался, как раз тогда, когда я решила остаться в школе. В этот же год поступило предложение принять участие в конкурсе «Учитель года». В номинации «Педагогический дебют» я выиграла на городском этапе и поехала на республиканский. В жюри тогда как раз сидел Айдар Ильдарович Шамсутдинов, мой нынешний директор, и он еще тогда сказал: «Приходите ко мне на работу». А я даже не знала тогда, кто он, куда зовет. Да и не собиралась уезжать из Лениногорска. Это был 2018 год.
Позже все чаще стали возникать мыли о том, чтобы вернуться в Казань. Скучала и по культурной жизни, по развитию. Понимала, что в Лениногорске только начальную ступень прошла. В итоге переехала в Казань, пришла на собеседование в «Адымнар», а там меня встретил человек, который мне пять лет назад предлагал работу.
А он вас вспомнил?
Сразу. Только и сказал: «Хорошего учебного года!» Вот и все мое собеседование было. Я до сих пор нахожусь в таком состоянии, что думаю: «Боже мой, неужели все это реально и происходит со мной?» Ученики недавно говорят: «Екатерина Петровна, не хотим, чтобы вы конкурсе выиграли». Удивилась: «Почему?» «А вы тогда уедете от нас в Москву», отвечают. А я так люблю это место, что никуда не хочу больше
ГАОУ «Полилингвальный образовательный комплекс «Адымнар – путь к знаниям и согласию» открыт в Казани в 2020 году. Обучение в нем проходит по трем траекториям: билингвальная, полилингвальная (по выбору родителей) и общеобразовательная. По билингвальной траектории обучающиеся изучают общеобразовательные предметы на русском и татарском или английском языке. По полилингвальной траектории обучающиеся изучают общеобразовательные предметы на русском, татарском и английском языкам. В полилингвальных классах технология, физическая культура и музыка преподаются на английском языке с 3-го класса. География, биология, математика преподаются на английском языке с 7-го класса.
На данный момент в комплексе учатся 2886 обучающихся в 94 классах. Из которых количество классов с полилингвальным направлением - 31, в 53 классах билингвальный учебный план и 10 общеобразовательных классов и педагогический коллектив состоит из 158 учителей.
Книга под партой
Ну вот и до ваших учеников очередь дошла. Какие они? Часто удивляют в хорошем смысле этого слова?
У меня было два случая, когда видишь, что ученик отвлекся на что-то. Думаешь, что снова достал телефон. Подошла, а он книгу читает. Огромное счастье испытала в этот момент. Сделала вид, что не заметила и думала: «Ну читай, читай, мой золотой!»
Почаще бы так удивляли…
Да. Но, правда, потом, когда ребята делятся тем, что читают, то, оказывается, это все же не та литература, любовь к которой хотелось бы им привить. В основном – беллетристика, фэнтези. Один мальчик мне похвастался, что читает книги. Я обрадовалась – «Книги!» А это оказались комиксы «Майнкрафт». Литература литературе рознь, и детей, которые жаждут читать, их не очень много. Я бы сказала, это бриллиантики.
Тут ведь многое от семьи зависит. В нашей семье, например, берутся за книги, только когда телефоны забираешь, и ставишь условие – читать. Сначала протест, а потом увлекаются и спать не загонишь. Сразу себя вспоминаешь, когда с фонариком под одеялом читал Даниэля Дефо. Это с одной стороны, с другой – понимаешь, что современные дети совсем без гаджетов окажутся в некой изоляции. Где и как найти золотую середину, не подскажете?
У меня нет ответа на этот вопрос. По своему опыту, могу сказать, что это какой-то замкнутый процесс. Поведение ребенка, когда телефон в свободном доступе, не устраивает, забираешь его. Он перестает хулиганить, начинает развиваться созидательно. Потом ты думаешь, что, раз все хорошо, то можно вернуть телефон. Делаешь это и… опять все начинается заново. У меня так.
А насчет изоляции, есть такое. Дети из тех семей, где родители очень серьезно к этому вопросу относятся, находятся в некой ситуации угнетения. Ведь абсолютное большинство в их окружении в телефоне бесконтрольно серфят по YouTube, общаются в соцсетях… А он лишен этого, такое, конечно, угнетает. Ребенок не способен понять, что это ему лишь во благо, что в его голове осядет меньше мусора. Ты же не будешь сидеть на свалке и выбирать хорошие продукты оттуда. Я так своему сыну объясняю. Ему почти девять, учится здесь же, во втором классе. Мы с ним ходим в музеи, театры, читаем перед сном. Если он набедокурил где-нибудь, говорю: «Сегодня без чтения». Это у нас наказание такое.
А что посоветуете читать? Нашим девочкам десять и двенадцать, «Дон Кихота» скоро, надеюсь, с мамой осилят. Хочу предложить «Гаргантюа и Пантагрюэль». Не рановато?
Думаю, что вполне подойдет. Все там весело, и юмор довольно тонкий. Вообще, считаю, классику детям можно читать, они обязательно возьмут что-то на своем уровне. Отложиться в памяти, потом могут вернуться и открыть для себя книгу по-новому. Так и у меня было.
«Преступные» вопросы
Самое время спросить про вашу первую книгу.
Первую вообще, которую прочитала? Не помню. А вот когда могла сказать, что зачитывалась книгой, это «Триумфальная арка» Ремарка. А перечитала его лет через пять, и поняла, что вообще не поняла это произведение. Для восемнадцатилетней девушки, это была все – любовь, любовь, любовь…А роман совершенно не об этом.
Потом стала дальше Ремарка открывать – «Ночь в Лиссабоне», «Три товарища» и другие его произведения. Лион Фейхтвангер меня поразил своей «Безобразной герцогиней», «Хазарский словарь» Павича… Опять же, эти книги не просто поражают, а меняют твой взгляд на мир. Не то, что там идею какие-то были, которые тебя изменили, а сама форма подачи материала. Так могут только гении. И через прочтение их трудов, ты становишься, как бы ближе к ним.
А какой любимый писатель?
Задавать такой вопрос, а тем более – филологу, преступно. На каждом этапе жизни ты делаешь для себя какие-то открытия. Могу лишь сказать, что когда была подростком, то любила Лермонтова, а сейчас больше Пушкин. Эта поэзия, имею ввиду не только стихи, а поэзию, которая растекается в произведениях Александра Сергеевича, до нее, видимо, надо созреть. Пушкин, действительно наше все, ведь современный русский язык, по крайней мере тот, на котором говорят образованные люди, это язык Пушкина. Он вольно или невольно провел реформу нашего языка, создавая свои творения.
Признаюсь, резануло слово «преступно».
Это весьма условно. Судить я за это не предлагаю, – отсутствие этих намерений подтверждаются улыбкой. – Кстати, еще один вопрос, из тех, что приходится нередко слышать, отношу к преступным: «Что вам больше всего нравится преподавать – литературу или русский язык?» Их нельзя разделять! Хотя было время, когда я отвечала однозначно – русский язык. До определенных моментов в своей жизни просто надо дорасти. И Пушкин дорог именно тем, что огромный вклад внес и в литературу, и язык. Все дороги сходятся в одну.
А что-то читаете из современной литературы?
Меня ребята тоже спрашивают об этом, мне хоть и хочется быть с ними на одной волне, но отвечаю честно – нет. Я хочу, чтобы прошло какое-то время и чтобы осталось что-то действительно качественное и ценное. А там посмотрим. Для меня современная литератора, это что-то типа Веры Пановой. Послевоенное поколение писателей – вот они для меня современные.
А Довлатов, который, кстати, был литературным секретарем Пановой?
Недавно прочитала «Чемодан», очень интересно. Стиль не совсем мой, но освежает.
А про кино спросить не преступно?
Нет. Но опять же это советское – «Гараж», «Безымянная звезда»… Вот это мое. Современные фильмы смотрю очень редко. В студенческие годы мы были всеядны и смотрели все, что на тот момент считалось популярным. И со многих сеансов хотелось встать и уйти, но не делали этого. Во-первых, жалели потраченных и вполне весомых для студентов денег, во-вторых, у меня есть такая черта – до конца верить, что все будет хорошо. Думала, все равно ведь какой-то замысел должен был быть у режиссера, который ты не смогла сразу распознать. Давала шанс до последнего. А потом понимала, что потратила часы своей жизни бездарно, да еще и за свои деньги. Сейчас с таких фильмов, просто встаешь, и уходишь.
Искусство – это не еда
Завидую, я до сих пор этому не научился.
Мне всегда интересно, какую идею заложил создатель в свое произведение, не важно, книга это, фильм или картина. Если мы просто читаем или смотрим, что в последнее время очень актуально, не понимая или не стараясь понять смысла, мы становимся потребителями. А если вдумчиво читаем, сопоставляем с историческим ходом событий, это другое дело. Например, мои ученики пятого и шестого класса перечитали столько про крепостное право! Начиная «Муму» Тургенева и заканчивая Некрасовым. Читаем «Бежин луг», опять же Ивана Сергеевича, и я рассказываю ребятам, что именно из-за этого произведения, в том числе, отменили крепостное право в России. Для детей это открытие – писатель влияет на судьбу страны!
И когда так анализируешь весь этот пласт, ты становишься умным, целостным человеком. Не должно быть как с едой: поел и все - история закончилась на этом.
Отвлеклись, еще хотел спросить про последнюю прочитанную вами книгу. Понимаю, могу выглядеть назойливым, но с кем еще сегодня поговоришь на эту тему?
Признаюсь, с этим проблема. У нас Айдар Ильдарович весь в книгах всегда. Директор знает и татарской, и турецкий, и английский, читает книги разных стран в оригинале. Он, бывает, спрашивает: «Екатерина Петровна, вы читали такого-то турецкого писателя?». Говоришь: «Айдар Ильдарович, откуда взять время?!». Сейчас вот Панову перечитываю, две повести осилила до конкурса, после продолжу.
На пороге класса появляется мужчина. Сквозь металлическую интонацию наставника, пробиваются забота и доброжелательность:
Екатерина Петровна, одно пожелание есть назавтра. Когда будете вести мастер-класс, надо тесно работать с аудиторией, апеллируйте к каждому, кто в зале будет сидеть. Не просто все очень хорошо рассказывать, а адресно. У вас хорошо, это должно получиться.
Услышав «Спасибо, постараюсь», мужчина уходит.
Кто это был?
Так Айдар Ильдарович…
Остается лишь отметить про себя, что хороший человек, согласно народным приметам, долго жить будет.
Республиканский конкурс проходит, можно сказать, в родных стенах, они помогают?
Двоякая ситуация. С одной стороны, конечно, помогают: ты спокоен, знаешь, что и где находится – с закрытыми глазами найдешь, какие-то технические моменты не напрягают. Мои коллеги ежедневно, при встрече дарят столько энергии! Только и слышишь: «Молодец! Мы в тебя верим! Ты победишь! Все будет хорошо!» Помогают с реализацией задумок, твоя идея, это еще полдела, главное – как претворить ее в жизнь. Коллеги, они такие палочки-выручалочки.
Но, с другой стороны, так хочется оправдать все это, что немного волнуешься, думаешь: «А вдруг не получится?» Гонишь от себя, конечно, эти мысли, но они возвращаются.
Это как у спортсменов – проигрыш на своем поле, при преданных фанатах, всегда ощущается вдвойне горше.
Да, такое ощущение у меня есть. Но осталось недолго – два конкурсных дня, в четверг останется пять финалистов, а на третий – объявят результаты.
Дуб: в ожидании ростка
После всего услышанного и я, и читатели «Казанских ведомостей» страшно разочаруемся в жюри, если вас не будет в числе победителей. Знаете, в таких случаях принято благодарить со сцены, тех кому обязан своим успехом. Кому, если доведется, скажете спасибо?
Коллегам и в первую очередь Айдару Ильдаровичу за всестороннюю поддержку, родителям и семье за веру в меня.
Тогда я просто обязан спросить о родителях.
Мама Татьяна Владимировна работала концертмейстером в музыкальном училище, а после моего появления на свет стала лаборантом в кабинете музыкальной литературы. Тогда студенты слушали в наушниках аудиозаписи классических композиторов. Я в садик не ходила, так что, можно сказать, выросла в музучилище.
Папа Петр Михайлович в прошлом году получил звание «Почетный нефтяник Татарстана», он пример трудолюбия и такого правильного отношения к жизни. И когда мне сын, бывает, говорит что-то про блогеров, я отвечаю, что у него дед в шесть утра уже в поле в любую погоду – снег ли, дождь ли, зной ли, изнуряющий. Вот это пример для подражания. Как можно вообще сравнивать человека труда и блогеров!
А ваши домашние?
В семье поддержка по всем фронтам. Муж, инженер, он очень сдержанный человек, говорит мало, но по делу – «Горжусь. Молодец». Вот его семья поддерживает более эмоционально. Сын тоже гордится, что его мама в своем деле первая в городе. Мне все это необычно, я не всегда была в такой среде, где очень уважительно и трепетно относятся к учителю, человеку талантливому, когда опекают, верят в тебя. Это же окрыляет! И я очень счастлива, что мне посчастливилось это испытать.
Оставалось лишь позавидовать Екатерине Петровне, а еще ее ученикам, на месте одного из которых мне довелось провести один внеклассный урок. Позавидовать тому, что такой замечательный человек торит им дорогу в мир настоящей литературы – кладезя примеров того, для чего и ради чего живет человек. Как – это сегодня епархия интернета. Но это не дорога, а кривые тропки из тех, что неизвестно куда выведут.
В качестве Р.S.
Отправляясь на встречу, автор самонадеянно прихватил одну из своих книг в надежде «осчастливить» собеседницу. Но после того, как услышал ее мнение о современной литературе, желание это пропало. На всякий случай, все же обмолвился об этом.
Давайте, летом, когда буду в отпуске, обещаю, что прочитаю, – воодушевила лучший учитель Казани.
Пока корпел над дарственной подписью, ему тоже приготовили подарок. Взамен книги получил поллитровый пластиковый стакан полный земли.
Сегодня, в рамках конкурса проводила воспитательное событие, приуроченное к Международному дню леса. Вот, дарю, – пояснила Екатерина Петровна. – Поливайте регулярно, чтобы земля была влажная. Через полтора месяца появится росточек. Еще через полтора – внесите удобрение, а осенью надо будет высадить в естественную среду обитания. Нас с вами уже не будет, а этот дуб будет еще долго расти.
Вот и я, как и положено, примерному ученику не ушел с урока без домашнего задания. Теперь ломаю голову над тем, где будет расти наш «литературный» дуб. Верится, пусть и в мечтах, что на нем когда-нибудь появится златая цепь, и кот ученый начнет по ней вышагивать туда-сюда без устали, заводя синглы со стендапами, а в округе объявится неприкаянный, без определенного места жительства леший, завидуя русалке, получившей вид на жительство в ветвях. Сказочка на новый лад, что поделаешь, у каждого времени они свои.
Р.S.S.
Когда уже была поставлена точка в конце материала, стало известно, что 24 марта в театре кукол «Экият» подвели итоги регионального этапа конкурса «Учитель года России – 2023». Учитель русского языка и литературы полилингвального комплекса «Адымнар» Екатерина Лисина заняла второе место в номинации «Учитель года».