От КПП Казанского танкового училища идем к одному из желтых домов, расположенных на территории. У входа официальная табличка - «Оркестр».
- О! У духового оркестра свой дом? - с удивлением спрашиваю у художественного руководителя оркестра Николая Липатова.
- Здесь наши музыканты служат и играют, - отвечает он по-военному четко. - Есть срочники - выпускники Казанской консерватории, но большая масса - контрактники, это отслужившие срочники.
«Служат играючи», - крутится в голове. Но вскоре понимаю, что их служба музыкальна и трудна. К примеру, в коридоре, как положено, дневальный на тумбочке.
- Егор Иваницкий, рядовой по призыву, играю на большом барабане, - рапортует он руководителю оркестра.
Идем дальше, в «студию», откуда раздается патетическое звучание духовых инструментов.
- Присаживайтесь, у нас репетиция к Дню защитника Отечества, - между делом произносит Липатов. - Так, продолжаем: «Непобедимая и легендарная, в боях познавшая радость побед...» Тум-тум-тум... А теперь играем того же Александрова «Да здравствует наша держава...»
Впервые слушаю духовой оркестр не в большом зале или парке, а в уютном, похожем на сельский клуб помещении. Размещенные на трех самодельных ярусах 35 серьезных мужчин в военной форме сосредоточенно дудят, трубят, бьют в барабаны и тарелки.
- А какое произведение вам больше понравилось? - вдруг спрашивает худрук.
- Про державу...
- Вот и я чувствую в нем патетику! - удовлетворенно восклицает Липатов. - Но к 23 Февраля лучше все-таки играть «Непобедимую и легендарную». Так, объявляю перерыв!
Знаете, бывает, мы так здорово отрепетируем какое-нибудь произведение, а начнем играть его на улице, оно теряет свое чистое звучание, - говорит он уже мне. - Холод, дождь, ветер - все влияет на качество исполнения. Как поется в песне: «И в дождь, и в зной оркестр наш духовой...»
- Да-да, вчера после похорон губы в трубочку свернулись, - разговор поддерживает центральная фигура оркестра - концертмейстер, лучший тубист Казани контрактник Михаил Лебедев.
О нелегкой доле военного музыканта говорит и трубач, студент консерватории Денис Старшинов, который в оркестре с 15 лет:
- Мы репетируем по три раза в день. В любую погоду на улице. У военных музыкантов нет ни выходных, ни праздников.
Почему оркестр стал президентским
- Президент Шаймиев почти на всех фотографиях, которые у вас на стендах, - замечаю я. - Значит ли это, что вы самый лучший духовой оркестр в Казани?
- Нет, профессиональные военные духовые оркестры есть в артиллерийском и суворовском училищах Казани, - отвечает Липатов. - Дело в том, что начальник нашего училища генерал-майор Валерий Миронченко является начальником Казанского гарнизона. Поэтому, когда по роду службы ему надо быть на том или ином важном мероприятии, он всегда привлекает и нас. Как правило, это церемонии по открытию монументов, новых зданий, вручение наград, знамен. А они редко проводятся без Минтимера Шариповича.
- Именно поэтому вас стали называть президентским оркестром?
- Да, это неофициальное название, народное, - продолжает Липатов. - Хотя мы играли на всех инаугурациях Шаймиева, а он не раз благодарил меня за отлично подготовленный оркестр. Обычно перед каждой церемонией с нами общаются сотрудники аппарата президента, мы обговариваем место нашего расположения, репертуар. Как правило, играем «Фанфары Казани» Ключарева и сайдашевский марш. Когда праздники, бывает, репертуар немного меняется. Есть у нас и свой хит - фантазия на русско-татарские темы: мелодия «Калинки», плавно переходящая в мелодию «Апипы». Написал ее наш трубач Андрей Фролов, который сейчас играет в группе «Волга-Волга».
- Минтимер Шарипович вас знает?
- Да, всегда подходит, жмет руку, спрашивает, как дела, - говорит Николай Федорович. - А несколько лет назад он жал мне руку по другому поводу - когда мне присвоили звание народного артиста Татарстана.
К слову, подполковник Липатов - заслуженный деятель искусств РТ, первый военный дирижер в нашей республике, ставший народным артистом Татарстана.
- А вот другой снимок, видите, здесь мы встречаем Патриарха Алексия II, - продолжает Николай Федорович. - А на этом Путин проходит мимо нашего оркестра. Это было в Березовой роще, на Сабантуе. Вот мы приветствуем участников Первой летней Спартакиады учащихся России, рядом с оркестром Фетисов, Тарпищев. На другой фотографии мы с боксером Вадимом Токаревым - видите, он серьезен, готовится к бою в УНИКСе. А это мы с футболистами «Рубина», играли им на Центральном стадионе по поводу важной победы.
- А что это за Деды Морозы с трубами да барабанами?
- Не узнали? Это ж мы! - смеется Липатов. - Под Новый год нас так нарядили!
Откуда у оркестра стратегический запас
- В чем причина такого успеха? - интересуюсь у Николая Федоровича.
- Я пришел в оркестр в 90-м, - вспоминает он. - Вскоре начальником училища стал Валерий Миронченко. Меня сразу удивило его трепетное отношение к духовому оркестру. Он стал ходить к нам на репетиции. Сколько раз замечал - сыграешь ему сырое произведение, сразу услышит да еще отругает! Не раз он мне говорил: «Слушай барабан лучше!» Словом, наш начальник тонко чувствует музыку, всегда заставляет держать планку.
- А парадная форма - его заслуга?
- Кого ж еще! - патетически выдает Липатов, демонстрируя зимнюю парадную шинель с шикарным воротником из каракуля, а не из обычного мутона. Потом показывает летнюю парадную фуражку, козырек которой украшен золотыми лавровыми ветвями. Залюбуешься!..
Парадное обмундирование оркестра хранится в кладовой. Здесь ящики с надписями «Особо парадные шинели», «Особо парадные кители», «Особо парадные инструменты». Только в отделении, где «прописана» парадная обувь, как выражаются музыканты, творческий беспорядок.
- Кладовая - это военно-стратегический запас оркестра, - шутит Михаил Лебедев.
- А я считаю своим стратегическим запасом учеников, - серьезно продолжает Липатов. - Почти с каждым начинал заниматься в музыкальном училище Казани, где руководил духовым оркестром. Сначала мои ученики были воспитанниками нашего оркестра, потом проходили здесь срочную службу и в итоге почти все подписывали контракт. Так удалось сформировать сильный творческий коллектив. Не секрет, что любой оркестр держится на дирижере и его умении ладить с музыкантами.
Как музыка влияет на армию
- Без военного духового оркестра не обходится ни один военный ритуал, - убежден Николай Липатов.
- Звучание военного духового оркестра усиливает патриотизм, - поддерживает Андрей Маслов.
Но лучше, по-моему, сказал Суворов: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами, громогласной музыкой взял я Исмаил».