Масштабная программа Раиса РТ по благоустройству придомовых территорий «Наш двор» продолжает шагать по республике. И обычно ее результаты радуют жителей. В этом году упомянутая программа коснулась и придомовой территории по ул. Мусина, 7 в Казани. Стоит отметить, что ремонт этого двора в настоящий момент находится в самом разгаре. Почему же люди, проживающие по этому адресу, обратились в редакцию?
Площадка ТКО как территория раздора
А у жителей дома есть нарекания к комплексному проекту благоустройства их двора. Во-первых, жильцы утверждают, что изначально на общем собрании перед планируемым ремонтом была обсуждена с ними и утверждена предварительная схема благоустройства, по которой контейнерная площадка для сбора ТКО планировалась между домом №25 по ул. Чистопольской и домом №7 по ул. Мусина. По их словам, в проект уже потом, в процессе работ, были внесены изменения без учета мнения жильцов. А именно: площадку сбора ТКО, рассчитанную сразу на пять контейнеров, хотят оборудовать с торца дома №7 по ул. Мусина. Жители дома против такого решения, они переживают, что мусор из соседних домом понесут именно к ним, потому что там не будет контейнеров. Они хотели на том же месте иметь трехконтейнерную площадку, а еще два контейнера установить у другого здания. Между прочим, установку именно пятиконтейнерной площадки ТКО запросила управляющая компания, обслуживающая данный дом. Там объясняют это тем, что жители дома отказались от внутреннего мусоропровода, что привело к большему количеству отходов во дворе.
Во-вторых, жители дома отметили, что по предварительной схеме благоустройства у них не предполагается установка детской площадки. Им приходится гулять с детьми в других дворах или около лицея №177, что довольно далеко.
Получается некоторая коллизия: с одной стороны, программа «Наш двор» направлена в первую очередь на улучшение условий проживания горожан, а с другой, по мнению жителей упомянутого дома, - их запросы не очень-то и учитываются.
Можно ли что-то поменять в проекте?
Корреспондент «КВ», со своей стороны, задался вопросом: возможна ли корректировка проекта реконструкции двора на этапе, когда работы уже начаты? И отправил запрос в Институт развития городов РТ, курирующий в Татарстане реализацию программы «Наш двор».
От пресс-службы института достаточно оперативно пришел ответ: «При обсуждении с жителями схемы благоустройства рассматривался вариант установки контейнерной площадки между Чистопольской, 25 и Мусина, 7, но на данном участке проходит теплотрасса и ресурсоснабжающие организации запретили строить на данном участке контейнерную площадку. Управляющая компания сообщила через общедомовой чат о том, что площадку не получится установить на участке между домами, и совместно с жителями было принято решение разместить площадку ТКО через дорогу от подъезда жилого дома. Данный земельный участок муниципальный, поэтому размещение площадки ТКО было согласовано с администрацией Авиастроительного и Ново-Савиновского районов. На текущий момент на данный двор закуплена площадка на пять контейнеров, что соответствует реальной потребности для сбора ТКО. Планируется установить современную закрытую площадку для раздельного сбора ТКО. На такой площадке отсутствует возможность ограничить сбор мусора исключительно для жителей одного дома. Также предусмотрен отсек для сбора крупногабаритного мусора. Текущее расположение площадки ТКО соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 - при раздельном сборе расстояние должно быть не менее восьми метров от фасада жилого дома. Требования СанПиН 2.1.3684-21 не нарушены».
Что касается детской площадки в этом дворе, то в Институте развития городов РТ прокомментировали проблему так: «Программа «Наш двор» работает в рамках кадастровой площади придомовой территории. По данному адресу жители МКД не располагают территорией для размещения рекреационных зон, детских площадок и прочего. Под окнами размещать запрещено, так как в соответствии с СП «Градостроительство» расстояние от фасада жилого дома до детской площадки рекомендуется оставлять не менее 12 метров - это необходимо, чтобы ничего не упало с окон во время игры детей. Кроме того, в палисаднике жилого дома проходят инженерные сети: кабели, слаботочные кабели (для телевидения и интернета). Другой свободный участок во дворе - это пространство между Мусина, 7 и Чистопольской, 25. В этом месте располагается охранная зона трансформаторной подстанции, а также проходят тепловые сети. В соответствии с приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 №197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей» на тепловых сетях запрещено загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, устраивать спортивные и игровые площадки».
А вы по каким тропинкам ходите до работы?
В Институте развития городов РТ обрисовали схему утверждения проекта конкретного двора. Согласно ей благоустройство проходит в несколько этапов. Первый из них - непосредственно выбор двора. Затем обход двора архитектором-градостроителем и проектировщиком с целью составления схемы и сопоставление схем с кадастровыми расчетами.
На третьем этапе проходит ряд встреч с жителями. В ходе первого собрания жители рассказывают о проблемах двора, по каким тропинкам ходят до работы, каким оборудованием во дворе дети пользуются больше всего и так далее. Вторая встреча, куда приглашают всех жителей конкретных районов города, происходит массово, в районном Дворце культуры и администрации районов. На ней обсуждаются все благоустраиваемые в этом году дворы в данных районах или районе, представляются предварительные схемы благоустройства и рассматриваются предложения жителей. И третья встреча, обычно за один-три дня до начала ремонтных работ, на которой также присутствуют проектировщик, представители управляющей компании и администрации района, включает презентацию итоговой схемы проекта благоустройства. Тут поменять уже ничего нельзя, поскольку объемы работ посчитаны, спецтехника заказана. А после утверждения схемы жителями начинается ремонт.
На момент начала работ внести серьезные корректировки в схему благоустройства практически невозможно. Изменения могут быть только минимальные: переместить на полметра тротуар, сдвинуть скамейки в тень. Если работы во дворе еще не начались, то внести корректировки в схемы благоустройства можно, направив свое обращение на горячую линию программы. Тут практикуется следующий подход: если корректировки незначительные (чуть сдвинуть тротуар или парковку, добавить пандус на тротуаре), все это можно внести в схему благоустройства без дополнительных согласований. Если изменения кардинальные (перенести площадку ТКО, убрать совсем детскую площадку, убрать скамейки, полностью передвинуть зону тихого отдыха от своих окон), то такое можно сделать только общим собранием собственников помещений многоквартирного дома с последующим одобрением со стороны администрации. По сути это шаг назад по плану благоустройства.
Недострой - зона ответственности районной администрации
В Институте развития городов подчеркнули: на итоговом собрании с жителями после презентации предварительной схемы проектного решения благоустройства фиксируется протокол собрания собственников помещений в МКД. В данном случае жители дали согласие на возможное изменение схемы, если присутствуют технические ограничения: инженерные сети, деревья, границы других земельных участков и т. д.
Жители дома №7 по Мусина, понимая всю важность точного исполнения всех санитарных норм и СНИП, тем не менее озадачены тем, что долгие годы у них и их соседей нет зоны отдыха. Это разве соответствует нормам? И не связано ли отсутствие места для детской площадки с имеющимся в центре их двора недостроем, который год за годом тихо разрушается? Но тут стоит заметить, что недострой никоим образом не относится к реализации программы «Наш двор» - это зона ответственности администрации района и местной УК. Именно им надо выстраивать полноценную коммуникацию с населением, чтобы у жителей не возникало негатива в адрес программы, которая призвана делать жизнь горожан комфортной.