- Кафиль Фахразеевич, прокуратура призвана контролировать министерства, ведомства, другие органы исполнительной и законодательной власти на предмет соблюдения ими прав человека и гражданина...
- Это не совсем так. Прокуратура осуществляет надзор над соответствующей деятельностью названных учреждений и организаций.
- Какой тактики должна придерживаться прокуратура, участвуя в разрешении конфликта, если его сторонами выступают гражданин и государство?
- Кто бы и с кем ни конфликтовал, прокуратура всегда стоит на страже закона. Как говорили древние, пусть рушится мир, но торжествует закон. Прокуратура нередко выступает в интересах человека и гражданина против государства. Точнее, против того или иного его органа.
- А если закон несправедлив?
- Если мы видим, что закон несправедлив, то ставим вопрос перед Генеральной прокуратурой РФ. Недавно, например, проанализировали ситуацию с индексацией пенсии лиц, достигших 80 лет. Почему-то она не была предусмотрена для инвалидов Великой Отечественной войны. А ведь их в нашей республике всего 3 – 4 тысячи.
О правозащитниках
- Бытует мнение, что правозащитник должен бороться с властями, поскольку именно они ущемляют наши права и свободы. Так ли это и что мешает сотрудничеству правозащитников с властями?
- Суть правозащитной деятельности была и остается неизменной. Это защита прав человека и гражданина. И не так уж важно, кто именно эти права нарушает... Что мешает сотрудничеству правозащитников с властями? Больше всего представление о правозащитнике как о человеке, который мешает властям делать дело. Что же касается прокуратуры, то она для правозащитников всегда открыта. Например, мы заключили договор с Правозащитным центром Казани. Прокуратура и так рассматривает все поступающие в ее адрес обращения. Но посредством договора условия сотрудничества можно сформулировать более четко.
О взятках
- Недавно общался с продвинутым казалось бы предпринимателем, который, как и большинство его коллег, убежден в том, что без «откатов» отечественный бизнес не выживет...
- Большинство предпринимателей действительно убеждены в том, что возникающие проблемы проще всего решать путем подкупа чиновников. Это неправильная позиция. Если чиновник подталкивает вас к взятке, лучше всего обратиться к нам, в прокуратуру. Другое дело, если желаете получить то, на что у вас нет права. Здесь, если и поможет взятка, то полученное рано или поздно отберут. Многое зависит от культуры бизнеса. Возьмите, к примеру, незаконные городские автостоянки. У прокуратуры нет возражений против них. Автостоянки должны существовать! Но только в том случае, если они надлежащим образом оформлены. Квитанции выдает и незаконная автостоянка. Самое же главное, незаконная автостоянка не отвечает за сохранность автомобилей. За что же ей платить? В итоге прокуратура ликвидировала огромное количество таких автостоянок. Но они растут как грибы после дождя.
- С предпринимателями, по-видимому, надо работать...
- Мы это и делаем. Например, в рамках договора с ТПП РТ. Принимаем меры для повышения правовой культуры предпринимателей.
О грязном бизнесе
- Твердые бытовые отходы в городском хозяйстве называют грязным бизнесом. Здесь в плотный узел завязаны экологические, экономические и правовые проблемы. По-вашему, кто этот узел мог бы разрубить?
- Исполком Казани при желании может это сделать. Думаю, что сфера обращения ТБО, как и другие сегменты рынка жилищно-коммунальных услуг Казани, нуждается в реформировании. Но в том-то и дело, что реформа ЖКХ и в Казани, и в республике в целом недостаточно хорошо пропагандируется. Собственники жилья, например, не понимают, как им лучше поступить: то ли объединяться в ТСЖ, то ли предпочесть управляющую организацию. Проблемы с ТБО не только у нас. Они есть и в других странах. Но там, по-видимому, более высокая культура населения. Там мусор не сваливают где попало. Его перерабатывают, а остатки сжигают, используя золу для технических нужд... Любая реформа – это своего рода революция. А революцию, как известно, надо тщательно готовить. И знать, когда начинать. Помните, как сказал Ленин? Вчера было рано, а завтра будет поздно.
О реформе ЖКХ
- Люди винят в непродуманности реформы ЖКХ власти.
- Не думаю, что всю ответственность за реформу можно было бы возложить на власти. Они должны получать поток информации от населения. И соответственно, информация от властей должна идти к населению, которое, заметим, не должно оставаться пассивным наблюдателем.
- ЗАО «Казанский экологический комплекс» располагает полигоном захоронения ТБО, соответствующим всем нормам. Почему же бытовой мусор Казани по-прежнему вывозится на самосыровскую свалку?
- Этот вопрос не ко мне. Куда именно везти ТБО – вопрос целесообразности. Другое дело, если само существование свалки нарушает закон. Тогда есть смысл обращаться в прокуратуру.
- Исполком Казани, казалось бы, выделил земельные участки под новые полигоны. Но они, скорее всего, будут использоваться под свалки. Намерена ли прокуратура взять это под свой контроль?
- Соответствующие представления мэру Казани мы уже внесли.
- В 2005-м, а затем и в 2008 году Вахитовский суд обязал казанские власти объяснить, как складываются тарифы на сбор, вывоз и захоронение ТБО и как распределяются собираемые на эти цели средства. Почему это решение до сих пор не исполнено?
- Прокуратура выяснит причину неисполнения судебных решений.
Об общественниках
- Недавно руководитель исполкома Казани издал постановление об образовании Общественного совета по вопросам развития городского хозяйства. Главная его задача в том, чтобы, принимая обращения граждан по вопросам, касающимся городского хозяйства, выявлять приоритеты имеющихся здесь проблем. Это касается тарифов и нормативов, межевания земельных участков, учета расходования коммунальных ресурсов и так далее. Сможет ли, по вашему мнению, совет сколько-нибудь разгрузить прокуратуру?
- Общественный совет не сможет этого сделать потому, что у него нет соответствующих властных функций.
- Тогда не посчитает ли нужным прокуратура загрузить Общественный совет?
- Посмотрим, как у вас пойдет дело. Если все будет нормально, через некоторое время организуем встречу членов Общественного совета с прокуратурой города и республики.
- Учитывая обращения потребителей коммунальных услуг, Общественный совет решил проанализировать постановление правительства РФ №307 от 23.05.06 г. в части порядка расчета платы за потребляемые ресурсы. На наш взгляд, было бы целесообразным внести в него некоторые изменения...
- Прокуратура не оценивает целесообразность тех или иных нормативных и правовых актов. Для нее есть только один критерий - законность. И если названное постановление входит в противоречие с законом, с соответствующим представлением мы можем обратиться в Генеральную прокуратуру.