«Пророк и черт»

- под таким названием в Татарском книжном издательстве вышел сборник драматургических произведений Диаса Валеева.

news_top_970_100

В него вошли десять пьес, причем последняя из них написана почти пятнадцать лет назад. По иронии судьбы, сигнальный экземпляр этого сборника автор получил день в день ровно через двадцать лет после того, когда в Казани прошел последний спектакль по его пьесе. Как признался Диас Назихович, за эти годы ни разу ему не позвонили из казанских театров, не спросили, нет ли у него новой пьесы, будто такого автора и не было... Выросло новое поколение театральных зрителей, которые даже не ведают, что в нашем городе живет один из самых известных драматургов страны минувшей эпохи. В 70-х годах прошлого века драмы Диаса Валеева широко шли на подмостках от Москвы до Дальнего Востока.

Перечитывая пьесы тридцатилетней давности, приходишь к мысли, что они, потеряв в своей актуальности, приобрели некое новое качество - и теперь воспринимаются как свидетельство своего времени. В те годы просоветская критика боролась с «мелкотемьем» («Ирония судьбы...», «Покровские ворота» - это ведь все фильмы, снятые по пьесам тех лет), противопоставляя ему шедевры «производственной драматургии». До сих пор с дрожью вспоминаю «Сталеваров» во МХАТе, где по сцене сыпали искры из картонных мартеновских печей!.. И кто их теперь помнит?

Диаса Валеева записали в «производственный» цех, конечно, по ошибке. А когда разглядели, какими он изображает студента Императорского Казанского университета Владимира Ульянова или легионера Мусу Залилова (поэта Джалиля), то поступило указание вычеркнуть его из всех «поминальников» (была обойма имен, обязательных к перечислению в критических обзорах тех лет) и «задвинуть» автора куда-нибудь на самую дальнюю полку.

И Валеев ушел из драматургии. Его изображали чуть не чертом, а он пытался доказать, что явился пророком нового религиозно-философского учения. Диасизм нашел свое обоснование в книгах «Истина одного человека, или Путь к Сверхбогу», «Третий человек, или Небожитель», двухтомной «Уверенности в Невидимом». Вот только время нынешнее глухо ко всяким «измам». В сознании своего поколения он остался драматургом, достаточно известным в Советском Союзе, но практически забытым в современной России. И остающимся гордостью своей республики.

 

Александр ВОРОНИН,
историк театра

news_right_column_240_400