«Помогать или не помогать - это выбор каждого»
- Евгений, как решились на такое долгое рискованное путешествие?
- Путешествовать хотелось всегда. У меня в жизни был такой период, когда начались проблемы с работой, в личной жизни, и это подтолкнуло к тому, чтобы отправиться в дорогу. Я, как один из героев книги моего любимого писателя Толкина «Хоббит, или Туда и обратно», просто вышел из дома и пошел. Но идти куда-то без цели неинтересно. Я стараюсь привлечь внимание людей к проблемам больных детей.
- Как вы это делаете?
- Любой человек, который заходит на мою страницу ВКонтакте, узнает не только о путешествии. Там есть посты с подробной информацией о детях, которым нужна помощь. А помогать или не помогать - это выбор каждого. Спасибо средствам массовой информации и сарафанному радио, которые поддерживают этот проект. Во время прошлогоднего марафона одна иностранная компания перечислила на лечение ребят 10 тысяч долларов. Они сказали, что узнали о моем пешем походе на Кавказ через третьи руки, заинтересовались и решили помочь. Все делается официально, через благотворительный фонд.
«Кто же вы, Афанасий Никитин?»
- Почему решили повторить путь Афанасия Никитина?
- Я приурочил свой проект сразу к двум юбилейным датам: 550-летию начала странствования Никитина и 530-летию его книги «Хождение за три моря». Никитин первым из европейцев дошел до Индии, опередив почти на четверть века португальца Васко да Гаму. На самом деле он очень интересный человек, незаслуженно забытый. О нем нет достоверных сведений. Одни загадки: происхождение, возраст неизвестны, фамилия неизвестна, ведь Никитин - это не фамилия, а отчество.
По данным летописей, Афанасий Никитин был купцом. Но есть версия, что он был шпионом тверского князя и отправился в дальние страны под видом купца на разведку. Торговцем он был, видимо, неудачливым. Известно всего об одной его сделке - он пытался перепродать коня, но безуспешно. По легенде у Никитина было несколько алмазов, он продавал их и путешествовал на эти деньги.
Интересно, что в путевых заметках Никитина «Хождение за три моря» есть молитвы на разных языках, в том числе и восхваление Аллаха. Поэтому появилась гипотеза, что во время путешествия по восточным странам он принял ислам. Но никаких документальных подтверждений тому нет. Известно, что возвращался Афанасий Никитин через Персию, Трапезунд, Крым, Феодосию. Но до дома так и не добрался - умер под Смоленском осенью 1474 года.
- Вы отправились в дорогу из Твери, откуда и Афанасий Никитин...
- Да, от памятника Никитину. Кстати, с этим памятником связана любопытная история. Как говорят, изначально он был задуман как памятник Садко. Открытие его было намечено на июнь 1955 года. Как раз в это время в Тверь приехал посол Индии в СССР, и по этому случаю было решено переименовать Садко в Афанасия Никитина.
В Индии тоже есть памятник Никитину. Его открыли в 2002 году на побережье океана, в местечке Ревданда. Именно там был расположен средневековый порт Чаул, куда Никитин прибыл из Персидского залива 9 апреля 1469 года. А в 2008 году памятник Афанасию Никитину появился в Феодосии. Можно сказать, мой маршрут - от памятника к памятнику.
«Проблемы надо решать по мере их поступления»
- Как готовились к путешествию?
- Подготовки особой не было. У меня за спиной только рюкзак весом 12 килограммов и все. Я просто слишком сильно верю в успех и удачу. Невозможно спланировать абсолютно все: где переночевать, что покушать... Если ты открыт миру, помощь всегда приходит. Друзья и знакомые присылают мне на карточку некоторые суммы денег. И с ночлегом проблема решается: благотворительный фонд, с которым я сотрудничаю, рассылает письма в гостиницы, хостелы с рассказом о нашем проекте и просьбой приютить меня бесплатно. Многие откликаются. В Казани, например, жил в хостеле. Предлагают кров и незнакомые люди, узнавшие обо мне в соцсетях. Всем им большое спасибо за гостеприимство!
В таких путешествиях важнее подготовка информационная. Читал книгу одного путешественника, который в 80-е годы проехал автостопом из Исландии в Индию через Иран, Пакистан - через те страны, которые предстоит пройти и мне. Из книги узнал много полезной информации о том, с какими трудностями можно там столкнуться.
- Визы уже получили?
- Я пойду через Азербайджан, там виза не нужна. Визу в Иран можно получить в Азербайджане. В Иране у меня есть друзья, они встретят. В Пакистане, наверное, будет сложнее. Но там тоже есть знакомые. Еще я рассчитываю на помощь Русского географического общества и федерации «За всеобщий мир» - это движение послов мира. Надеюсь, что с их поддержкой визы удастся получить быстро. Но об этом пока рано думать. Я считаю, что проблемы надо решать по мере их поступления.
- На сколько месяцев рассчитано путешествие?
- От Твери до побережья Индийского океана примерно 6 тысяч километров. В день стараюсь проходить в среднем по 40 километров. Если идти в таком темпе, то до Индии можно дойти за пять-пять с половиной месяцев. Но точные сроки назвать невозможно. Здесь вообще прогнозировать что-либо сложно. В некоторых населенных пунктах задерживаюсь на несколько дней, чтобы познакомиться с городом, немного отдохнуть, привести себя в порядок.
Кроссовки стерлись до дыр
- Интересно, как складывается ваш день?
- Обычно просыпаюсь в 6 утра. Делаю легкую разминку. Стараюсь до обеда пройти 20 - 25 километров, а ближе к вечеру темп ходьбы снижается, потому что сказывается усталость. В дороге слушаю аудиокниги, музыку - так идти веселее. Отдых в дороге один - сон. Укладываюсь спать в 10 - 11 вечера. И еще важный момент - уход за ногами. Они все в мозолях, приходится каждый день их обрабатывать. Поэтому совет тем, кто хочет отправиться в путешествие: выбирайте удобную, комфортную обувь.
- А у вас какая обувь?
- У меня были хорошие, качественные кроссовки. Но за 40 дней пути их подошвы стерлись буквально до дыр. В Чебоксарах обувь надо было менять. И так совпало, что как раз в это время в Чебоксарах проездом был мой друг - ехал на машине из Бурятии в Санкт-Петербург. Он подарил мне новые кроссовки. Правда, они на два размера больше, но нормально. В непогоду выручает специальная спортивная одежда - она не промокает, а изнутри влагу пропускает, поэтому в ней не вспотеешь.
Нет худа без добра
- Какие опасности подстерегают путника?
- Ничего предсказать нельзя, случиться может все что угодно: могу заболеть, может сбить машина. Есть участки, опасные для пешехода. Например, иду по обочине шоссе. Машины несутся по встречке. Они видят пешехода и немного сбавляют скорость. А те машины, которые их обгоняют, проезжают максимально близко от меня, едва не задевая. Еще опасность - бродячие собаки. Погода тоже преподносит сюрпризы. Идти приходится и в ливень, и в грозу. Несколько дней назад шел по дороге - огромные черные тучи, дождь, гром и молнии... Это было по-настоящему страшно. И вдруг с другой стороны дороги появилось солнце, а потом и радуга. Потрясающая картина!
- А риск стать жертвой грабителей большой?
- Ограбить могут любого человека. Кстати, Афанасия Никитина тоже грабили. Так получилось, что и я однажды остался совсем без денег. В начале пути остановился на ночь в одной квартире. Это оказалась семья алкоголиков, и они вытащили деньги из моего рюкзака. Это была моя ошибка. Но в то же время благодаря этому происшествию было много откликов в соцсетях и всплеск интереса к проекту: «Что случилось? А куда и зачем ты идешь?»
Людям всегда интереснее, когда кто-то попадает в экстремальные ситуации или возникают какие-то угрозы, опасности. Например, в данный момент один путешественник идет пешком по Америке. Ну идет и идет... О нем заговорили только тогда, когда его укусила змея... Теперь о его путешествии говорят, пишут и люди, встречая его, первым делом спрашивают: «А, это вас укусила змея?»
- Есть какая-нибудь заветная мечта у путешественника?
- Хотелось бы приобрести GPS-трекер. Знаете, есть те, кто сомневается, что я иду пешком. А если у меня будет GPS-трекер, то в режиме онлайн можно будет наблюдать за всеми моими передвижениями: где я, с какой скоростью иду. И доказывать никому ничего не надо.
- Евгений, как ваши родные отнеслись к тому, что вы отправляетесь в такое долгое путешествие?
- У нас большая семья: папа, мама, две сестры, брат и я. Они, конечно, волнуются, переживают за меня. Но мы всегда на связи. Они знают, что у меня все нормально, я знаю, что у них все хорошо.
- Удачи вам!