Реформирование высшего образования: призываем к дискуссии

В Казанском государственном технологическом университете (КГТУ) прошел семинар по проблемам реформирования высшего инженерного образования.

news_top_970_100
В чем состоят цель, содержание и конечный продукт высшего образования? Нужно ли учить будущих инженеров инновационному предпринимательству? Ответы на эти и другие острые вопросы надеются получить инициаторы дискуссионной площадки «Содержание высшего профессионального образования для инновационного развития» - Общественная палата РТ и Научно-исследовательский университет КГТУ. Целью проекта является выработка профессиональных рекомендаций по реформированию высшего, в том числе инженерного, образования в соответствии с задачами инновационного развития Татарстана и России, а также международной интеграции российского образования и науки. Реализация проекта предполагает ряд этапов, первым из которых стало проведение в КГТУ постановочного семинара, посвященного проблемам реформирования содержания высшего инженерного образования. Руководителем семинара стал член Общественной палаты РТ академик АН РТ Сергей Дьяконов.Коллеги говорили о путях оптимизации подготовки будущего инженера, среди которых, например, создание в университете профильно-агрегированного хранилища знаний и на его основе виртуальной корпоративной площадки. На семинаре представили также пилотную концепцию международной образовательной программы Chemical Engineering, разработанной специалистами КГТУ. Данная концепция построена на существующих вызовах образовательной и внешней среды, среди которых переход вузов на двухуровневую подготовку, необходимость унификации образовательного пространства в России и за рубежом, импорт и экспорт технологий, существующий в стране инжиниринговый провал, необходимость выстраивания эффективного  партнерства с инновационными  структурами, ориентированными на международные научные и образовательные тренды (Фондом «Сколково» и др.). Преподаватели и ученые согласились с тем, что Россия может потерять конкурентные преимущества, присущие советско-российской высшей школе, если мы не начнем сегодня готовить инженеров, способных создавать и внедрять технологии, не уступающие западным аналогам. Проблема заключается и в отсутствии инфраструктуры и опыта управления проектами модернизации. После шести лет обучения в магистратуре выпускники такой программы смогут работать в качестве инженеров химических производств и проект-менеджеров, находить и предлагать пути решения инженерных проблем на стыке практических и научных сфер деятельности, быть организаторами новых бизнес-проектов, обучаться и адаптироваться к глобальным изменениям экономики. Новая программа могла бы органично вписаться в существующий спектр научно-образовательной деятельности КГТУ в статусе  Национального исследовательского университета. Говорили на семинаре и об обучении инженеров внедрению инноваций, благо в вузе создана кафедра инновационного предпринимательства и финансового менеджмента, кстати, всего лишь третья в технических университетах страны. Итоговым мероприятием проекта станет непосредственно дискуссионная площадка (предположительно в июне 2011 года) с участием широкой вузовской и научной общественности, представителей министерств и ведомств, российских и зарубежных партнеров. К участию в дискуссии будут приглашены и работодатели. В ее ходе будут выработаны рекомендации по реформированию содержания высшего профессионального образования в соответствии с целями инновационного развития. Если работа площадки станет плодотворной, она будет организована на постоянной основе.  В современной России существует большой разброс мнений о путях развития образования, ведется острая дискуссия, связанная с обсуждением новых законов о среднем и высшем образовании. Точки зрения подчас полярны – от концепции опережающего, футуристического образования до полной удовлетворенности состоянием дел в высшей школе со стороны студентов и преподавателей. Ясно одно – мы безнадежно отстанем, если не предпримем меры по модернизации содержания образования в соответствии с вызовами эпохи глобализации. А для этого необходимо серьезно исследовать ситуацию и выработать стратегию реформирования. И сделать это под силу Национальным исследовательским университетам, к числу которых относится и КГТУ. «Современной прекрасно информированной молодежи нужно дать возможность выбора образовательной траектории, а наше отечественное образование слишком регламентировано. Поэтому, если мы хотим выживать и двигаться вперед, нам надо быстро изменяться, другого выхода у нас нет», - призвал коллег к дискуссии академик Сергей Дьяконов. Он  добавил, что носителями этого процесса, своего рода «агентами инноваций», как образно выразился научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики, координатор проектов по образованию Московского представительства Всемирного банка Исак Фрумин, должны стать новые кадры: молодые ученые,  преподаватели, специалисты, студенты и выпускники вузов.

news_right_column_240_400