Рыбный день Ренада Досаева: как татарин кормит форелью из Киргизии города России и зарубежья

Мы продолжаем серию репортажей о татарах из Кыргызстана. Сегодня герой нашего материала – человек, который посвятил всю свою жизнь рыбоводству. Президент ассоциации рыбных хозяйств Кыргызстана Ренад Досаев разводит в водохранилищах форель и осетровых.

news_top_970_100

Ренад Досаев по профессии гидролог – по этой специальности он закончил Ташкентский государственный университет. «Моя специальность это основа-основ – как и где выращивать рыбу, начиная от гидрохимического состава, гидрологического и температурного режима», – рассказывает он.

Поэтому неудивительно, что сейчас рыбоводство стало делом его жизни. У Досаева рыбхозяйство, продукцию которого знают далеко за пределами Кыргызстана.

 

Фото: © Ринат Шамсутдинов

Ренад Абдуллаевич показывает нам свои владения – садки, где выращивают рыбу. В одной части садков у него обитает осетр, а в другой – посадочный материал для форели.

«Здесь у нас сидит маточное стадо – 3 тыс. штук, порядка 20 тонн, а тут подрастающий молодняк, порядка 20 тысяч штук, а вон там дальше малек 40 тысяч штук. Часть мальков мы продаем, другую будем расселять. Сейчас место не хватает, хотим увеличить, чтобы ежегодно производить до 100 тонн», – говорит он.

А ведь начиналось все с «рыбного дня». Досаев, который после учебы в вузе, попал в Кыргызстан, говорит, был удивлен, что местное население страны к рыбе относится «несерьезно», отдавая предпочтение выращиванию мелкого рогатого скота, поголовье которого в те годы доходило до 12 млн.

 

Фото: © Ринат Шамсутдинов

В период развала СССР рыба перестала появляться на прилавках магазинов, так как от Комитета рыбного хозяйства остался один отдел при Минсельхозе. В 1995 году в республике приходилось около 1 килограмма рыбы на человека, хотя, согласно нормам потребления, должно было около 20 килограммов. Например, в России в настоящее время потребляют больше 21 килограмма, а в Японии, Америке и Норвегии около 90 килограмм.

«Мне тогда пришлось заниматься увеличением объемов производства и поставки товарной рыбой, чтобы обеспечить население необходимым для здоровья и полноценной деятельности человека в течение года», – вспоминает рыбовод. И неспроста. Острая нехватка рыбы в те перестроечные годы, например, негативно отразилась на здоровье граждан Киргизии. Почти у 80% детей дошкольного возраста и до 12 лет было распространено заболевание щитовидной железы. «Эти данные я получил в Министерстве здравоохранения Ошской области. Фактически шло уничтожение здоровья нации», – говорит Ренад Абдулаевич.

 

Фото: © Ринат Шамсутдинов

Один из самых лучших методов разведения товарной рыбы, по его мнению, –  индустриальный, то есть садковый метод. Климат Киргизии и ее водные запасы позволяют выращивать рыбу в больших объемах.

«Помните раньше, при Советском Союзе, были такие «рыбные дни», когда столовые, кафе и другие учреждения общепита в один из дней недели (чаще – это были среда или четверг) готовили именно блюда из рыбы. Вот мы и решили возродить эту хорошую традицию, и создали компанию под названием «Рыбный день»», – рассказывает Досаев с некоторой ностальгией.

Идеальные условия

Сегодня у Ренада Досаева в команде более 50 человек, а в сезон он и до 100 человек обеспечивает работой. Работают они в основном на водохранилище. Как гидролог Досаев уверен, что именно там создаются идеальные условия для такого бизнеса. Например, его хозяйство на Курпсайском водохранилище выращивает товарную форель – до 1,2 тыс. тонн рыбы в год. В планах – довести объемы до 5 тыс. тонн.

 

Фото: © Ринат Шамсутдинов

«Площадь водоема составляет 120 тысяч гектар, средняя глубина – 30-40 метров. Там можно ежегодно выращивать до 50 тысяч тонн форели. Сам водоем недельного регулирования, то есть каждую неделю весь имеющийся объем воды меняется, там нет илистого накопления. Продукция, полученная на этом водохранилище, будет относиться к экологически чистой, и ее вкусовые качества всегда будут очень хорошими и востребованными среди любителей рыбных блюд», – утверждает наш специалист. Когда рыбная продукция с Курпсайя попадает в Нефтеюганск, то ее раскупают, выстраиваясь в очереди, с гордостью отмечает он.

У Ренада Абдуллаевича есть и другое хозяйство, на 150 тонн рыбы, где «ходит» маточная стая осетров. Там можно уже получить мальков ценной рыбы.

«У нас сегодня «пустует» Токтогульское водохранилище, площадь которого составляет 300 квадратных километров. Там можно выращивать до 5 тыс. тонн осетровых. Пищевая черная икра очень востребована в мире, и мы могли бы довести производство этой икры до 10-20 тонн в год, если бы использовали Токтогульское водохранилище. Но это в будущем, хотя мы уже подготовили специалистов, которые могут не только выращивать осетров, но и получать от них живую икру», – говорит Досаев.

 

Фото: © Ринат Шамсутдинов

Пока же от местной стерляди и русско-венского осетра получают где-то 200 кг черной икр. А вот производство красной уже вышло на уровень до 10 тонн в год. Вообще, уверен рыбовод, в Кыргызстане с его водными ресурсами можно выращивать до 200 тыс. тонн рыбы ежегодно. А это не только работа на внутренний рынок и экспорт, но и рабочие места.

В очередь за форелью из водохранилища

Икру предприятие закупает в Испании. Мальков выращивают до нужных размеров и перевозят в водохранилище, где подращивают уже взрослую рыбу.

«В основном выращиваем массой от 3 до 4 килограммов, плюс – отбираем пищевую красную икру. Также у нас есть большой инкубационный завод, где инкубируется около 4 млн икринок в год. Кроме того, есть цех по переработке мощностью около 1500 тонн рыбы в год, продукция идет на внутренний рынок и часть уходит в Казахстан и Россию – в Омск, Томск, Новосибирск, Нефтеюганск и Сургут. Также свою форель и осетровых мы отправляем и Татарстан, в частности, в Казань. В настоящее время маркетинговый отдел ведет переговоры с Китаем и ОАЭ», – рассказывает Ренад Абдулаевич.

 

Фото: © Ринат Шамсутдинов

Сегодня Досаев рассчитывает на увеличение объемов поставок своей форели в Россию и ищет партнеров для налаживания этой работы.

«Я знаю, что в Татарстане занимаются выращиванием рыбы, но у них для того, чтобы довести ее до товарных размеров в 1-1,5 кг уходит три года. У нас же водоемы не замерзающие и с очень высоким содержанием кислорода за счет работы Токтогульского водохранилища, где вода проходит аэрацию через четыре турбины, обильно насыщая ее кислородом. Кроме того, зимой температура воды на Купсайском водохранилище не опускается ниже 7-8 градусов. Поэтому я обращаюсь к нашим людям, в том числе из Татарстана, и говорю, что мы готовы сотрудничать, работать над увеличением производства товарной форели, часть которой можно будет поставлять непосредственно в Татарстан», – говорит он.

 

Фото: © Ринат Шамсутдинов

Занимается предприятие Досаева и переработкой рыбы. Разделывают, коптят, крутят котлеты, фасуют ценный продукт, стараясь при этом выйти на безотходное производство. Уже сейчас перерабатывают отходы в рыбную муку для кормов. К весне запустится завод по ее производству. И хотя сам Ренад Абдуллаевич и отошел от дел на своем предприятии, оставив его развитие на сыновей, полностью бросить свое дело так и не сумел, признается он. Выступает их советником – опыт-то огромный. 

«Первую партию садков мы закупили в России. Два из них поставили на Иссык-Куле и начали выращивать в них форель. Почему именно форель? Потому что присутствие и размножение этой рыбы свидетельствует о чистоте водоема. Вот за это время нам удалось поднять статус форели как пищевой структуры и садковых хозяйств. Сегодня, если вы поедете в сторону Ошской области, на трассе увидите многочисленные кафе с вывесками «Форель», «Форель жареная». Видя это, я чувствую, что это плоды моей работы», – говорит Досаев.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100