СУМКУ – В ЯЧЕЙКУ! Объект первый – продуктовый супермаркет эконом-класса. Как у всех, на входе табличка: в торговом зале ведется видеонаблюдение. Пытаюсь проникнуть со своей ношей через турникет мимо охранника.
- Женщина! – слышу властный окрик. – Сумку будьте добры закрыть в камеру хранения.
- А вы будете отвечать, если ее украдут?
- Самая умная, что ли? – страж внушительной глыбой двинулся в мою сторону. – Положила сумку в ячейку, я сказал!
Объясняю, что в ней дорогостоящая аппаратура и документы.
- А ключ на что?
- А камера видеонаблюдения на что? – парирую я. - Если боитесь, что я спрячу товар в сумке, можете сопровождать меня.
Неизвестно, чем завершилась бы наша перепалка, не обрати я внимания на бумажку возле камеры хранения: «Администрация магазина за сохранность вещей, оставленных в камере хранения, ответственности не несет». Ткнув пальцем в текст и покрепче прижав к себе сумку, смело иду на штурм турникета. Схватки с охранником удалось избежать.
Объект второй - магазин бытовой химии. Молоденькие продавщицы скучают, покупателей нет. Беру корзинку и уверенно направляюсь к полкам.
- В нашем магазине в зал с сумками не проходят, - встрепенулась одна из девчушек.
- А вы будете отвечать за ее сохранность? – задаю вопрос.
Вместо ответа девушка последовала за мной. И пока я выбирала товар, не спускала с меня глаз.
Объект третий - крупный книжный магазин. Эксперимент не удался. На входе мне упаковали сумку в полиэтиленовый пакет.
КТО ВОРЫ? Ответить на этот вопрос согласилась менеджер одного из казанских супермаркетов.
- Воруют покупатели жутко, поэтому и приходится прибегать к различным мерам, чтобы сохранить товар. Хотя сейчас мы уже не так строго требуем оставлять сумки в ячейках, - объясняет Ольга Песошина. – Камеры видеонаблюдения, якобы установленные почти во всех супермаркетах эконом-класса, просто муляж. Они выполняют только устрашающую функцию. Экономия, одно слово… Ловить воришек приходится нам, охранникам и продавцам.
По словам Ольги, бесплатно отовариться не прочь люди всех возрастов, профессий и достатка. Без зазрения совести тащат товар с полок и рабочие, и врачи, и учителя, и пенсионеры. Как говорится, бабушки и дедушки, мальчишки и девчонки. Чаще всего воруют спиртное, шоколад. И закуску к пиву: чипсы, сухарики, сушеную рыбу. Ольга работает не первый год. У нее есть свои методы борьбы с любителями магазинной халявы.
- На входе обращаю внимание на то, что в руках покупателей. Если сумка ну уж очень большая, типа рюкзака, настаиваю, чтобы ее закрыли в ячейку. Тех, кто идет с курткой или кофтой в руках, на выходе прошу показать, нет ли чего в карманах.
К примеру, недавно три очень хорошо одетые девушки, не похожие на нуждающихся, оплачивали на кассе бутылку минеральной воды и три пластиковых стаканчика. Мне показалось это подозрительным. Обычно стаканчики покупают для спиртного. На выходе попросила одну из покупательниц открыть сумку, там оказалась большая бутылка вина.
ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН. Прокомментировать ситуацию мы попросили начальника отдела по предупреждению нарушений на потребительском рынке Казанского территориального органа Госалкогольинспекции РТ Дину Бурханову:
- Владелец магазина вправе сам определять условия работы торговой точки. При этом, конечно, не должны нарушаться правила торговли, прямо установленные законодательством, и недопустимо ущемление прав покупателей.
На защиту потребителей в данном случае встает Гражданский кодекс РФ. В его статье говорится, что в случае, когда магазин жестко требует сдавать вещи (а не любезно предлагает оставлять их тем, кому это удобно) и при этом отказывается обеспечивать сохранность сумок, покупатель оказывается в явно неблагоприятном положении. Выход - добиваться отмены таких суровых правил через суд.
Если с вас требуют сдать сумку, но предупреждают, что за ее сохранность не отвечают, значит, в случае пропажи можно требовать возмещения стоимости имущества. Отсюда вывод: мы с вами не обязаны при входе в магазин сдавать личные вещи в камеру хранения. Это дело добровольное! Считается, что, сдав сумку, потребитель заключает с торговой точкой договор о безвозмездном предоставлении магазином услуг по хранению вещей покупателя. Но принуждать вас к его заключению никто не может. Администрация магазина это отлично знает.
Если вас не пускают в магазин, категорически настаивая, чтобы вы сдали вещи в камеру хранения, то потребуйте книгу жалоб и предложений. В ней вы можете указать, что ваши права были нарушены. Ведь согласно ГК РФ магазин не может отказать гражданину сделать покупку, если имеет возможность продать соответствующий товар или оказать услугу. А занесенная в зал сумка продаже не препятствует!
Согласно ГК РФ магазин заключает с посетителями договор хранения в тех случаях, когда они по своей воле сдают сумки и пакеты на хранение в закрывающиеся кабинки с номерными ключами. Данный договор предполагает передачу вещей и их последующий возврат покупателю, а основная обязанность хранителя – обеспечить целостность и сохранность вверенной ему клади.
КСТАТИ
Одна из статей ГК РФ так и звучит – «Обязанность хранителя обеспечить сохранность вещи». По ней представитель розничной точки должен принять не только все меры, предусмотренные договором хранения, но и действия, соответствующие обычаям делового оборота. В частности учитывающие свойства переданной на хранение вещи.
По закону убытки, причиненные потребителю в результате утраты, недостачи или повреждения имущества, возмещаются в размере полной стоимости утраченных или недостающих вещей и в размере суммы, на которую понизилась их стоимость при повреждении.