Каким был Пушкин в жизни? Как поэт породнился с царской семьей? Что нас ждет в юбилейный год Пушкина? Об этом и многом другом наша беседа с гостем редакции «Казанских ведомостей» - директором Всероссийского музея А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге Сергеем Некрасовым. Мы рады, что во время своего недавнего визита в Казань Сергей Михайлович нашел время на дружеское чаепитие в редакции «КВ».
Сергей Некрасов родился 4 сентября 1947 года в городе Пушкине (Царское Село) Ленинградской области. Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. С 1967 года начал работать в музеях Ленинграда. С января 1988 года - директор Всероссийского музея А.С.Пушкина. Автор ряда монографий и многочисленных статей по проблемам музееведения, истории русской культуры и общественной мысли XVIII - начала XIX веков. Автор сценариев научно-популярных кино- и телефильмов, телевизионных программ, посвященных А.С.Пушкину, его современникам и потомкам, Царскосельскому лицею и его воспитанникам. Художественный руководитель Международного лицейского фестиваля «Царскосельская осень» и ежегодного праздника русской поэзии XVIII века.
Инициатор возрождения уникальной усадьбы Гавриила Романовича Державина и создания Музея-усадьбы Г.Р.Державина, ставшего одним из культурных центров Санкт-Петербурга.
Член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации ФС РФ. Член Международного совета музеев (ИКОМ).
Подготовка к юбилею Пушкина уже началась
- Как меняется роль музеев в современном мире, особенно после пандемии?
- Пандемия изменила нашу жизнь, это бесспорно. Огромные толпы иностранных гостей из Китая, Европы, которые приезжали в наши музеи, исчезли. И надо было решать, что делать, как жить дальше, как работать и как зарабатывать. Это были вызовы времени, и мы их приняли.
С начала 90-х годов снимали фильмы о Пушкине, его потомках, музейных экспонатах. Мы и раньше представляли посетителям фильмы из нашей медиатеки, но в период пандемии развернули эту работу намного масштабнее. Чудесные возможности современных технологий позволили проводить в формате онлайн встречи, круглые столы, экскурсии, другие музейные мероприятия. Аудитория их стала во много раз больше, и география участников расширилась.
И когда пандемия прошла, все стало возвращаться на круги своя, мы решили не отказываться от того, что наработали в плане дистанционной деятельности. А зачем отказываться, если это открывает новые возможности взаимодействия с посетителями, создавать новые интерактивные проекты, которые востребованы особенно у детей и молодежи?
- Следующий год юбилейный - 225 лет со дня рождения Пушкина. Подготовка уже началась?
- Да, у нас уже множество заявок из разных регионов России на материалы и экспонаты для выставок. От Калининграда от Южно-Сахалинска, от Архангельска до Крыма будут происходить мероприятия, посвященные Пушкину.
Вся подготовительная работа к 225-летию Пушкина ведется под контролем юбилейной комиссии, которую возглавляет председатель правительства России Михаил Мишустин. Я тоже являюсь членом этой комиссии.
К июню 2024 года предстоит сделать очень много. Например, занимаемся воссозданием второго этажа мемориального музея Царскосельского лицея. Музей открылся в 1949 году. На третьем и частично на четвертом этажах была воссоздана обстановка, в которой жили и учились лицеисты первого выпуска. На втором этаже еще были коммунальные квартиры. Их расселили только к 1966 году.
Запланированы интересные выставочные проекты. Совместно с Государственным музеем-заповедником «Царское Село» делаем выставку «Поэт и царь». Отношения Пушкина и Николая I были непростыми. Интересно, что внучка Пушкина - дочь его дочери Натальи Александровны, графиня София Николаевна Меренберг вышла замуж за великого князя Михаила Михайловича - внука Николая I. Царская семья была против этого брака, но они все равно поженились. Получается, что Пушкин породнился с Романовыми.
Отдельная выставка будет посвящена тому, как отмечался 100-летний юбилей Пушкина в 1899 году. Материала собрано много. Подготовка идет серьезная. В напряженном режиме работают все сотрудники нашего выставочного отдела, реставраторы.
«Мы рядышком видим тебя живого!»
- Могут ли быть какие-то неожиданные открытия в биографии Пушкина или о его жизни уже все известно? Например, есть версия, что Пушкин не был смертельно ранен на дуэли, он тайно уехал в Париж и стал там жить и писать под именем Александр Дюма. В подтверждение этой казалось бы фантастической версии некоторые исследователи биографии Пушкина и Дюма приводят немало убедительных фактов.
- Эта версия не имеет под собой реальных исторических оснований. Она никогда не была в пушкиноведении приоритетной и серьезно не рассматривалась. Но поговорить об этом очень интересно. В жизни и творчестве Пушкина и Дюма действительно есть удивительные совпадения. Только это тема отдельной беседы.
- Сергей Михайлович, а каким, по-вашему, был Пушкин?
- Александр Сергеевич соединял в себе казалось бы несоединимое. Он был человек свободолюбивый, рисковый, часто совершавший непредсказуемые поступки, стремившийся к революционным переменам. А с другой стороны - был государственником. Он любил Россию, потому что это государство создавали его предки. Кроме того, Пушкин был заботливым сыном, братом, отцом, он беспокоился о том, что будет с его сыновьями, дочерьми.
В последние годы на него обрушились настоящие испытания. Долги - их надо было отдавать. А чтобы зарабатывать деньги, нужно было писать. А чтобы спокойно работать, нужно думать о творчестве, а не о деньгах. Получается замкнутый круг.
И в это же время началась неприятная история со слухами об ухаживании Дантеса за женой Пушкина и особом внимании к Наталье Николаевне со стороны Николая I. Эти разговоры в высшем свете ему, конечно, не нравились, и в силу своего взрывного темперамента он очень эмоционально реагировал на них. Так сложились обстоятельства, что он оказался один против всех...
- Насколько Пушкин при жизни был признан современниками как поэт?
- Были популярны его романтические стихи, «Евгений Онегин», но многие его произведения 30-х годов не печатались и широкому кругу читателей были неизвестны. Масштабное издание произведений Пушкина началось с 1887 года, когда были сняты ограничения, наложенные законом об авторском праве. Подготовка к 100-летнему юбилею поэта была организована на самом высоком государственном уровне, совместно с Академией наук. Это была мощная волна пушкинского ренессанса. Пушкина печатали, Пушкина стали читать, возникло научное направление по изучению его творческого наследия - пушкиноведение.
А в советское время Пушкина сделали советским писателем. В 1937 году, к 100-летию со дня гибели Пушкина, в Большом театре состоялось «праздничное заседание», посвященное этой дате. Именно так писали газеты.
На заседании поэт Александр Безыменский выступил со своим посвящением Пушкину:
Мы знаем, мы чувствуем,
с кем ты сейчас.
Мы рядышком видим тебя
живого!
Ты здесь, на трибуне,
ты слушаешь нас,
Ты слышишь, поэт,
комсомольское слово...
Да здравствует гений
бессмертный ума
И жизнь, о которой столетья
мечтали.
Да здравствует Ленин!
Да здравствует Сталин!
Да здравствует солнце,
Да скроется тьма!
Сергей Михайлович, каким должен быть директор музея Пушкина?
- Прежде всего Пушкина надо любить. Нужно, конечно же, знать законы современного музейного мира, быть в курсе новых музейных технологий. Я не такой крепкий администратор, менеджер. По нынешним временам менеджером быть тяжело, но приходится. И еще надо уметь увлечь людей своими идеями. Например, к 200-летию Царскосельского лицея мне пришла мысль сделать лицейскую энциклопедию, рассказывающую о воспитанниках лицея разных лет - с легендарного первого выпуска до последнего в 1917 году, когда лицей был закрыт. Работа над энциклопедией длилась 6 лет. Мы привлекли 126 авторов - это сотрудники нашего музея, ученые из Санкт-Петербурга, Москвы и даже из-за границы. Получилось солидное красивое двухтомное иллюстрированное издание. К тому же мне удалось собрать по всей Европе и в Америке в семьях бывших лицеистов их стихи, которые вошли в книгу «Лицей в творчестве его воспитанников».
- В этом году исполнилось 20 лет музею Державина на Фонтанке, который был основан по вашей инициативе. Как удалось реализовать эту идею?
- Я полюбил поэзию Державина в подростковом возрасте. Съездил к зданию бывшей усадьбы в Санкт-Петербурге, на набережной Фонтанки, 118, где Державин жил 25 лет. Тогда там были коммунальные квартиры. Когда меня назначили директором музея Пушкина, появилась идея создать в исторической усадьбе музей Державина и русской словесности XVIII столетия. 1 июля 1988 года Валентина Матвиенко, которая тогда была заместителем председателя Ленгорисполкома, подписала распоряжение о передаче под музей Державина центрального корпуса здания. Через 12 лет музею передали флигели и прилегающую территорию. Работа по созданию музея была долгой, он открылся 28 мая 2003 года.
В этом году 14 июля, в день 280-летия поэта, первого министра юстиции Российской империи Гавриила Романовича Державина в Великом Новгороде открыли четырехметровый памятник. В церемонии открытия памятника Державину принял участие министр юстиции Российской Федерации Константин Чуйченко. Там произошло знаковое событие. Мероприятие затянулось, и вдруг сильный порыв ветра скинул с памятника покрывало, как будто Державин сам раскрылся... Получилось очень эффектно и символично. А 15 июля в городской усадьбе Державина в Санкт-Петербурге прошел грандиозный праздник русской поэзии XVIII века.
Благодарим автора творческого проекта «Не напрасно посетил я эту сторону...», заслуженного работника культуры РТ Альфию Рахматулину (Санкт-Петербург) за помощь в организации встречи.