Штабелер: категории, виды, история

В статье описываются основные категории и виды штабелеров - одного из типов вилочных погрузчиков для складов, приводится краткая историческая справка развития данного вида техники.

news_top_970_100

Категории и виды штабелеров.

Штабелер – это тип складской техники, предназначение которого - транспортирование установленных на паллеты (поддоны) или паллетированных грузов, их штабелирование либо подъём на стеллажи. В сущности, штабелер – это разновидность вилочного погрузчика, место эксплуатации которого - закрытый склад. Все без исключения виды штабелёров – а их множество – характеризуются такими критериями, как устойчивость, надежность, грузоподъемность, высота подъема груза, максимальная и минимальная масса груза (чем больше высота, тем меньше масса груза), радиус поворота, скорость движения и подъёма-опускания груза. Подобрать штабелер по техническим характеристикам можно на специализированных торговых площадках.

Штабелеры дифференцируют по нескольким основным категориям.

1. Различают штабелеры с противовесом и опорными консолями. Штабелёры с опорными консолями наиболее распространённые, оснащены двумя опорными консолями (вилами) в передней части. При этом центр тяжести машины размещается в области консолей, благодаря чему отпадает необходимость в установке противовеса, за счёт чего такой штабелер много компактнее, нежели обычный погрузчик. Штабелёр без опорных консолей, как и вилочный погрузчик, оснащён противовесом, что делает его более маневренным и имеющим меньший радиус поворота ввиду отсутствия опорных вил.

2. Различают штабелёры и по типу управления, а также по способу поднятия вил. Наиболее простой и недорогой вид штабелёров – ручные, с гидроподъёмником или электрогидроподъёмником вил. Их грузоподъёмность и высота подъёма относительно невысока – от полутонны до полутора тонн и от полутора до трех метров соответственно. Зато они исключительно компактны, маневренны, легки в транспортировке. Более функционально сложная и дорогая разновидность штабелёров – самоходные, которые, в свою очередь, подразделяются на ведомые, управляемые идущими вслед за ними операторами при помощи поворотных рукояток и самоходные штабелёры с подножкой или кабиной для оператора. Такие машины оснащены электродвигателями, работающими от тяговых электроаккумуляторов. Их грузоподъёмность и высота подъёма значительно выше – до трёх тонн и шести метров соответственно. Скорость движения ведомых самоходных штабелёров – до 3,5 км/час, оборудованных подножкой или кабиной – до 10км/час.

3. Узкопроходные штабелеры – специфическая разновидность самоходных штабелёров, разработанная специально для эксплуатации в узких проходах между стеллажами. Такие штабелеры, в отличие от «классических», могут двигаться только по прямой, без поворотов. Зато их мачта может поворачиваться на 180 градусов.

4. Ричтраки (Reach truck) – штабелеры, оборудованные выдвижными мачтами, способными поднимать паллеты с грузами на стеллажи высотой до 6 м и более. Ричтраки самые производительные из всех штабелёров, их грузоподъёмность до трёх тонн, скорость движения – до 12 км/час, подъёма груза – до 0, 7 м/с.

Немного истории.

История развития такой востребованной и популярной складской техники, как вилочные погрузчики, к которым относятся и штабелёры, насчитывает более столетия.

Прародительницей сегодняшних вилочных погрузчиков и штабелеров по праву считается самоходная трёхколёсная тележка для перемещения грузов в закрытых складах и заводских цехах Trutractor (1917 г.), оборудованная двигателем внутреннего сгорания. Её конструктором был талантливый инженер Юджин Брэдли Кларк, президент американской компании «Clark Equipment Company». Позднее, в 1920 г., Trutractor оснащают подъемным механизмом и местом для водителя, расположенным в задней части. Собственно, это был первый в мире автопогрузчик, известный под названием Truclift. В 1923 г. с заводского конвейера компании «Yale & Towne» (США) сходит первый вилочный погрузчик серии «К», а спустя год фирма «Clark» приступает к серийному производству «Duat» - вилочного погрузчика с противовесом и местом для сидящего водителя - «классической» схемы, сохранившейся, конечно, не без многих усовершенствований вплоть до наших дней.

1955 г. – год рождения первого ричтрака, выпущенного финской компанией «Rocla»; 1957 г. – вилочного погрузчика с гидростатическим приводом (западногерманская фирма «Linde»); 1959 г. – первого электроштабелёра (фирма «Atlet», Швеция).

С начала 1960-х гг. выпуск вилочных погрузчиков и штабелеров, помимо традиционных производителей из США и Европы, налаживают Япония, Болгария («Балканкар»), Чехословакия («Desta»), ГДР («V.T.A. Kraft») и СССР (Львовский завод автопогрузчиков). В последние десятилетия рынок вилочных погрузчиков и штабелеров семимильными шагами осваивает Китай.

Сегодня многочисленными производителями вилочных погрузчиков и штабелеров в условиях жесточайшей конкурентной борьбы выпускается техника качественная, высокоманевренная, компактная, часто оснащенная такими технологическими новшествами, как электронное управлением приводом, гидростатическими и автоматическими трансмиссиями, джойстиками и т.п.

news_right_column_240_400