И хотя Сима Марковна человек сугубо гражданский, по всем меркам она военная «косточка», а также большая патриотка и страны, и ее вооруженных сил. Да иначе и быть не могло, потому что в ее судьбе военные люди всегда играли решающую роль.
А впервые защитников Родины юная одесситка увидела в 1936 году, когда вместе с лучшими учениками знаменитой музыкальной школы Столярского выступила на концерте в Одесском артиллерийском училище. Курсанты тогда отбили все ладони, вызывая на бис шестилетнюю Симочку, исполнившую арию из оперетты «Сильва».
Она наверняка стала бы известной певицей или пианисткой. Но грянула война. Одессу бомбили на третий день, а мобилизация началась уже на второй. Отец, хотя и имел «белый билет», остался защищать родной город. А 2 августа Сима с мамой сели в эшелон с эвакуированными, который под непрерывными обстрелами с воздуха отправился на восток. В Николаеве, где была пересадка, они едва не отстали от поезда. Но и тут вмешались военные: знакомый офицер буквально на ходу посадил их в эшелон, следовавший в Самару. В ноябре сюда приехал и отец, который был освобожден от военной службы по состоянию здоровья.
Зима 41-го была ранней и лютой. А у семьи Тетельбаум не было ни теплой одежды, ни валенок, которые стоили целое состояние. И тогда они поехали в Узбекистан, но дорога подкосила мать: она заболела сыпным тифом и 24 декабря умерла в городе Намангане. Через год не стало и отца. 1943 год девочка встречала круглой сиротой в узбекской семье Хайдаровых. К ней здесь относились как к родной: учили читать и писать по-узбекски, водили в мечеть. И быть бы ей узбечкой, но в ее судьбу опять вмешались военные, разыскавшие родного дядю Симы Исаака Моисеевича, служившего военным врачом. И через два месяца ее привезли в Арзамас. Здесь она пошла наконец в школу, которая находилась в здании того самого реального училища, что описано в знаменитой повести Аркадия Гайдара «Школа».
- Я была председателем совета дружины, а по воскресеньям мы с ребятами ходили в госпиталь к раненым, - вспоминает Сима Марковна. - Дарили им кисетики, сшитые своими руками, другие детские поделки. Я много пела, плясала, играла на пианино. Солдаты плакали, глядя на нас, даже безногие приползали на концерты, давали нам хлеб, мыло, сахар. Никогда не забуду День Победы. Сколько было радости, счастья, ликования! И сколько слез и человеческого горя. Ведь только в нашей семье за Родину отдали свои жизни 13 человек!..
...После войны она вернулась в родную Одессу, где закончила экономический факультет Одесского государственного университета имени И.Мечникова. А затем работала завучем школы бухгалтеров в Черновицкой области, преподавала статистику и экономику в Арзамасском торговом техникуме, была заместителем декана промышленно-экономического факультета Горьковского государственного университета. В Казань Сима Марковна приехала в 1966 году. Здесь она вела политэкономию в сельскохозяйственном институте, была деканом факультета общественных профессий и жила... в общежитии.
В Казанское танковое училище ее «сосватал» полковник Владимир Гиглавый, тогда начальник Дома офицеров.
- Ну сколько уже можно мотаться по общагам, Сима! - сказал он. - Подавай-ка ты, дорогуша, документы в танковое, там есть вакансия...
Претендентов на должность старшего преподавателя кафедры марксизма-ленинизма в 1968 году было великое множество. Но начальник училища генерал-майор Иван Кобяков выбрал Симу Тетельбаум. И не ошибся: ее эрудиция, кипучая энергия, боевой задор и самоотдача в работе нашли свое лучшее применение в стенах этого военного учебного заведения. Много лет она проработала старшим преподавателем, заместителем начальника кафедры по научной работе с курсантами, получила высшую педагогическую квалификацию.
При ее активном участии тут создан музей Боевой Славы - один из лучших в Сухопутных войсках России. А сколько будущих командиров она воспитала в духе любви к Родине, преданности военной профессии! Около 60 процентов офицеров, работающих сегодня в Казанском танковом училище, - ее бывшие воспитанники. А уж курсанты в Симе Марковне души не чают. Достаточно сказать, что при встрече все «юнкера» отдают ей честь, а некоторые целуют руку. Да и она любит их как мать, отдавая всю душу, стараясь привить высокую культуру, духовность, порядочность, мужество, достоинство и честь.
Владимир МУЗЫЧЕНКО