Среди женщин, страдающих хроническим алкоголизмом, есть значительное число «микстов» — лиц, у которых алкоголизм возник на основе какого-либо нервно-психического заболевания. Такой алкоголизм принято называть симптоматическим. Чаще всего он развивается на основе шизофрении и психопатии.
Известно, что за последние годы в связи с введением активных методов терапии появилось большое число стертых, неразвернутых и скрыто протекающих форм шизофрении. Такого рода пациенты зачастую не попадают под наблюдение психиатров. В случае возникновения у них алкоголизма их состояние обычно оценивается как банальный алкоголизм. В последние годы значительно увеличилось число подобных больных среди женщин, что во многом обусловлено наметившейся тенденцией к росту и омоложению женского алкоголизма.
Клиника шизофрении и алкоголизма при их сочетании у женщин имеет специфические особенности, которые необходимо учитывать при проведении терапевтических и реабилитационных мероприятий. Наибольшее значение у таких больных имеет вялотекущая психопатоподобная шизофрения, сопровождающаяся аффективными колебаниями. В периоды возникновения депрессий пациентки нередко прибегают к приему алкоголя с целью облегчения своего состояния — для снятия чувства тоски, ощущения общего дискомфорта, тягостных ощущений в теле и т. д. Наблюдения показывают, что у женщин, страдающих шизофренией, алкоголизм протекает особенно злокачественно. Он формируется в сжатые сроки после начала злоупотребления алкоголем (в среднем за 3—5 лет). У части пациенток период между началом алкоголизации и развитием алкоголизма не превышает 2 лет. Рано возникают массивные и продолжительные запои. При прекращении употребления алкоголя появляется особенно тягостный похмельный синдром. Специфично для женщин раннее формирование проявлений алкогольной деградации личности, выражающееся в морально-этическом огрубении, лживости, аморальности, пренебрежении семейными и трудовыми обязанностями. Характерна утрата привязанности к детям с отказом от участия в их воспитании. Для женщин, злоупотребляющих алкоголем, типично стремительное нарастание социальной дезадаптации, часто не соответствующее степени выраженности алкоголизации. В случае раннего начала систематического употребления алкоголя эти больные активно стремятся к антиобщественному образу жизни, сопротивляются проведению терапии.
Выраженные, бросающиеся в глаза, шизофренические расстройства в большинстве наблюдений отсутствуют, однако, помимо алкогольных проявлений, в картине болезни выявляются психопатоподобные и аффективные нарушения. Способность к сохранению контактов с окружающими обычно не страдает. Чаще окружение этих больных образуют асоциально настроенные люди, что способствует утяжелению пьянства и алкоголизма. Хроническая алкогольная интоксикация у подобных пациенток способствует формированию стойкой антиобщественной настроенности, увеличивает риск совершения ими противоправных действий. Характерно, что большинство женщин, страдающих шизофренией, осложненной алкоголизмом, совершают многократные криминальные деяния, в том числе и особо тяжкие.
Женщины, больные шизофренией, сочетающейся с алкоголизмом, требуют применения особой терапевтической тактики, с чем связана необходимость своевременного установления правильного диагноза. В диагностике таких состояний большое значение имеет выявление психопатоподобных изменений по истерическому и возбудимому типу. Для последних типичны характерологические особенности в виде повышенной ранимости, обидчивости, склонности к демонстративным формам поведения, браваде. Отмечается неустойчивость эмоциональных привязанностей — больные легко меняют свои убеждения, оценки окружающих людей и явлений. По незначительному поводу у них возникают бурные эмоциональные реакции, сопровождающиеся громким плачем, судорожными рыданиями, принятием театральных поз. Нередки демонстративные, рассчитанные на внешнее впечатление, покушения на самоубийство. Больные наносят себе повреждения, «перерезают вены», в присутствии других людей пытаются повеситься. На этом фоне периодически возникают состояния пониженного или (реже) повышенного настроения. В периоды депрессий у пациенток отмечаются чувство «невыносимой тоски», боль и тяжесть в области сердца, их преследуют мысли о собственной неполноценности и вины перед ближними. Эти состояния обычно сохраняются в течение 4—5 мес.
Алкоголизация во время депрессий резко усиливается. Обусловленное приемами алкоголя временное облегчение состояния вскоре сменяется еще более глубокими аффективными расстройствами. Утяжеление состояния приводит к повторным массивным алкогольным эксцессам. Потребление алкоголя на фоне депрессий принимает массивный, безудержный характер. В таких условиях психопатоподобные нарушения заостряются и углубляются, возникают беспричинные вспышки злобы, усиливаются раздражительность, вспыльчивость, что значительно повышает вероятность совершения правонарушений.
Вследствие прогрессирования шизофренического процесса и под влиянием систематической алгоколизации у этих больных появляются множественные сенестопатии (тягостные ощущения в теле). Больные предъявляют жалобы на мучительные головные боли с чувством «распирания» и «сжимания», «шевеления мозгов», «жжения в теле» и т. д. Эти тягостные ощущения резко усиливаются в состоянии похмелья, в промежутках между периодами употребления алкоголя, часто сочетаются с мыслями о самоубийстве.
При обусловленных шизофреническим процессом состояниях повышенного настроения больные оживлены, говорливы, легко заводят знакомства, совершают необдуманные поступки. Характерно особое стремление к контактам с окружающими, к установлению связей с антиобщественно настроенными лицами. В такие периоды алкоголизация больных также значительно возрастает.
В большинстве наблюдений описываемые состояния сочетаются с навязчивыми страхами смерти от остановки сердца, удушья. Многие пациентки боятся выходить из дома, не могут находиться в закрытых помещениях, ездить в транспорте из-за ощущения удушья, предчувствия возможного несчастья. Они часто обращаются к терапевтам и невропатологам, настаивают на проведении им стационарного обследования и лечения, однако проводимые им терапевтические мероприятия не дают положительных результатов. Подобным пациентам устанавливаются диагнозы вегетативно-сосудистой дистонии, остеохондроза, невроза сердца и т. п. По мере прогрессирования основного заболевания состояние женщин, страдающих шизофренией, осложненной алкоголизмом, утяжеляется. У них выявляются элементы бредоподобного истолкования окружающей обстановки. Больные начинают подозревать, что окружающие вступают против них в сговор, хотят погубить их. Пациентки полагают, что врачи сознательно отказываются проводить им обследование, назначают неправильное лечение. Многие из них неосновательно считают, что страдают тяжелым соматическим заболеванием (рак, туберкулез, стенокардия, венерические заболевания и т. д.).
Совместное влияние эндогенных расстройств и алкоголизации вызывает грубую дезадаптацию таких пациенток в обществе, в том числе и в семье. Браки отличаются непродолжительностью и нестойкостью, больные устраняются от ухода за детьми и участия в их воспитании. Часто отношение к детям характеризуется особой жестокостью, больные оставляют детей голодными, в беспомощном состоянии, не имеют реальных планов в отношении их воспитания. Характерно, что многие из них вырабатывают собственную систему воспитания детей, осуществляют в их отношении нелепые мероприятия, часто опасные для состояния здоровья ребенка.
Например, они не позволяют медицинским работникам подходить к больным детям, пытаются сами «лечить» их с помощью вычурных диет. Зимой открывают окна, стараются изолировать детей, запрещают им выходить на улицу, посещать дошкольные учреждения. Вследствие отсутствия своевременной помощи детям причиняется существенный вред. Выявление таких действий педиатрами и медицинскими сестрами и своевременное психиатрическое обследование больных — важные факторы, имеющие профилактическое значение.
Развитие алкоголизма у женщин, страдающих шизофренией, обусловлено не только эндогенными, но и социально-психологическими факторами. Большое значение в раннем вовлечении пациенток в пьянство имеет наличие алкогольных традиций в семье родителей. Наблюдения показали, что у многих больных, родители которых систематически алкоголизировались, вели асоциальный образ жизни, начало чрезмерного потребления алкоголя приходилось на подростковый возраст. Раннее начало алкоголизации у них во многом обусловливало их низкий образовательный уровень, отсутствие специальности. У таких больных часто отмечаются многократные и особо тяжкие противоправные поступки.
Важной причиной формирования алкоголизма у женщин является контакт с антиобщественно настроенными неформальными группировками. Наиболее частая предпосылка развития у них алкоголизма — систематическая алкоголизация мужа. Семейный алкоголизм оказывает наиболее неблагоприятное влияние на здоровье пациенток. В таких условиях семейно-бытовая и социально-трудовая адаптация больных резко нарушается. Усиливается тенденция к антиобщественному образу жизни, что в свою очередь усиливает алкоголизацию. Таким образом, создается «порочный круг». Утяжеление пьянства обусловливает усиление социальной дезадаптации, социальная дезадаптация способствует усилению алкоголизации.
Все эти факторы резко повышают готовность больных к совершению правонарушений. Наиболее часто отмечались правонарушения насильственного характера, направленные против личности (хулиганство, нанесение телесных повреждений, убийства). Кроме того, многие больные совершали противоправные деяния, направленные против личной и социалистической собственности.
Важнейшим моментом в профилактике криминальных деяний у женщин, страдающих одновременно шизофренией и алкоголизмом, является правильная своевременная диагностика с проведением необходимых терапевтических мероприятий. «Алкогольный фасад» легко маскирует процессуальные расстройства у подобных больных. В связи с этим у них не распознается шизофрения и пациентки не получают своевременного необходимого лечения. Зачастую им назначают только противоалкогольную терапию, тогда как на первом плане должно быть лечение шизофренических нарушений. Как уже говорилось, залогом успешной терапии у таких больных является своевременная диагностика. Наличие в поведении больных алкоголизмом проявлений вычурности, нелепости и особенно длительного изменения эмоционального статуса по типу стертых депрессий или состояния возбуждения требует детального психиатрического обследования. В выявлении этих свойств важную роль должны сыграть медицинские сестры общесоматических и наркологических отделений.
При установлении диагноза следует учитывать, что алкоголизм нередко возникает у психопатических личностей, не являющихся душевнобольными. Психопатия представляет собой результат неправильного формирования личности. В основе ее не лежит болезненный процесс. Как показывают многочисленные исследования, лица, страдающие психопатиями, особенно предрасположены к развитию алкоголизма. В отличие от больных шизофренией у них не наблюдается очерченных периодов повышенного или пониженного настроения, вычурности, тягостных ощущений в теле, элементов бредовой оценки окружающего, отсутствуют грубые нарушения психики, а также типичное для шизофрении прогрессирующее течение (прогредиентность процесса).
При психопатии, осложненной алкоголизмом, неблагоприятные воздействия внешней среды играют значительно большую роль, чем при шизофрении. В этом случае особое значение приобретают мероприятия социального характера — пресечение нежелательных контактов, вовлечение в трудовую деятельность, улучшение семейно-бытовых условий. Важна также интенсивная противоалкогольная терапия.
Своевременное распознавание алкоголизма, возникшего на фоне шизофрении, психопатии или иных психических расстройств, содействует более дифференцированному и эффективному лечению. Клинические проявления алкоголизма при шизофрении, психопатии и при его неосложненных формах существенно различаются, с чем связана необходимость и в разных видах терапии. Своевременная диагностика во многом определяет правильный выбор характера лечебных мероприятий. Важная роль в ее осуществлении принадлежит медицинским сестрам общесоматических, наркологических и психиатрических медицинских учреждений.