Символ Долгой Поляны жив!

Каждый раз, открывая номер «Казанских ведомостей», надеешься встретить на ее страницах то, что пригодится на моих уроках географии или культуре родного края. В начале этого года на глаза мне попалась статья Ольги Иванычевой «Долгая Поляна: красивая история любви» («КВ» от 7 февраля).

news_top_970_100

Публикация касалась культурного наследия семьи помещиков Молоствовых и их замечательной усадьбы. А я вспомнил свои посещения Долгой Поляны в 2004 и 2006 году и свои открытия, связанные с животным миром этого красивейшего места на правом берегу Волги недалеко от Тетюш.

Царство уникума природы. Мое первое посещение Долгой Поляны в 2004 году оказалось не очень удачным с точки зрения погоды - все время шел дождь. Так совпало, что за несколько месяцев до нашего приезда усадьба получила статус государственного природного комплексного заказника.

По слухам, в районе Долгой Поляны солнечных дней не меньше, чем в Сочи, однако при подъезде к усадьбе заказника нас огорчил дождь, не очень сильный, но нудно моросящий. Находясь в составе экспедиции по ведению Красной книги РТ, приходилось ловить любую возможность для работы. В редкие погожие дни удалось наблюдать гадюку обыкновенную, медянку, майку фиолетовую или синюю, пчелу-листореза люцерновую... Как-то на березу рядом с конторой прилетел дятел зеленый. Говорили, что здесь, на территории бывшего пионерлагеря, в дупле одного дерева долго жил филин, но он куда-то исчез незадолго до нашего приезда.

По преданиям, в древние времена на территорию расположенных тут двух незарастающих полян квадратной и пятиугольной формы приходили правители булгар, чья столица располагалась на другом берегу Волги. Здесь они на несколько дней ставили свои шатры и подпитывались энергетикой удивительных полян, на которых не растут деревья. Уникальные поляны не зарастают, даже если привезти сюда свежие саженцы, - не приживаются и все! Здесь зашкаливают магнитные приборы, сбивается ход часов, барахлят цифровые фотоаппараты. А главное - здесь появляется чувство спокойной умиротворенности, даже в тоскливо моросящий дождь...

Источники родниковой воды, фруктовый сад, пруды, питающиеся от ключей, определили дальнейшую жизнь Молоствова, мечтавшего превратить родовое имение в эталон гармонии человека и природы. Усадьбу хозяева украсили аллеями из берез, лип и сибирских лиственниц. В 30-х годах прошлого века здесь побывал профессор медицины Леонтий Якобсон. Это он высказался о необходимости устройства в Долгой Поляне санатория-здравницы: «Соседство с Волгой, которое само по себе представляет могучий фактор для целебного воздействия при многих болезнях, пышная растительность, простор полей и чарующие виды, открывающиеся с высоких берегов широкой реки, - все это подходит для устройства здесь здравницы, места, способного успокоить, примирить выведенный болезнью из равновесия организм...» Но этим замыслам не суждено было реализоваться.

Жук-олень выставил рога... Вторая поездка в 2006 году получилась солнечной. Я отправился в те места в составе новой экспедиции по ведению Красной книги РТ, включающей орнитолога, специалистов по почвенной фауне, мелким позвоночным, пресмыкающимся и земноводным, чешуекрылым и другим беспозвоночным. Во время полевых работ мы дополняли друг друга собранной информацией, работая в одной команде. Нас интересовали результаты природоохранной работы заказника, условия его содержания, для чего мы выезжали на близлежащие объекты. Проштудировав Реестр особо охраняемых территорий и Красную книгу РТ, мы ожидали немалого числа интересных встреч. В прошлый приезд я держал в руках жуков-оленей, бронзовку зеленую, майку синюю и златоглазку перламутровую, видел гадюку, медянку, веретеницу. Хотелось больше открытий для обновления нового выпуска Красной книги. 

К сожалению, не все надежды оправдались. Одно удивило - обилие гадюк, особенно на заповедных полянах. Впервые на территории самой усадьбы были встречены медянка и веретеница. В небе хозяйничали орланы-белохвосты. Впервые была обнаружена и вошла в летопись заказника бабочка сатир дриада. Сотрудники заказника сообщили о первой находке в 2005 году богомола обыкновенного. В наш приезд были замечены самки жуков-оленей, на ночных дежурствах видели единичные пролеты бабочек: адмирала, траурницы и махаона, а вот галатея в тот заезд, к сожалению, не была встречена.

Тогда на территории усадьбы снова расположился детский лагерь с медпунктом и столовой. За два года помещение конторы заказника расширилось, стало более уютным. Вся наша команда расположилась здесь вольготно на двух этажах. Однажды утром я вышел на кухню поставить чайник на газовую плиту. А там вздыбился на столе в угрожающей позе огромный жук-олень, выставив в мою сторону мощные рога! Это было что-то! Пришлось действовать осторожно. Жук был отправлен на свободу. Этим же днем буквально у порога была встречена змейка - медянка, а около умывальника переползала дорожку безногая ящерица - веретеница. Обе, кстати, в нашей Красной книге.

Живой символ заказника. Минуло 13 лет, и этим летом я снова оказался в знакомом месте. Но знакомом ли? Исчезли старые постройки пионерских корпусов, появились новые сооружения, преобразился сам дом Молоствовых. Но прежней осталась лиственничная аллея. И, о чудо, в грязи после дождя на обочине я замечаю нечто знакомое - самку легендарного жука-оленя. Никто не наступил на нее, и она дождалась меня... Жаль, что срок ее жизни подошел к концу. Зато теперь я точно знаю: живой символ Долгой Поляны здравствует здесь до сих пор!

news_right_column_240_400