Амалия, 16 лет: — Я провожу в телефоне 10 — 11 часов. Родители, конечно, против, но уже сдались. Вроде и не пытаются ничего менять.
Кирилл, 16 лет: — В среднем по 5 часов. Родителей вижу не так часто, поэтому отношение их к этому не знаю.
Елизавета, 15 лет: — Провожу в телефоне ну очень много свободного времени — около 15 часов. В основном смотрю что-то или читаю. Родители относятся к этому лояльно. При этом я успеваю хорошо учиться и делать все дела по дому.
Данил, 17 лет: — Сижу в телефоне примерно 2 — 4 часа. Родители никак к этому не относятся. Скорее всего, и не задумываются по этому поводу.
Екатерина, 16 лет: — Времени в мобильнике провожу много — часов 6 в день, наверное. Родители относятся негативно в том случае, если это как-то отвлекает меня от общения с ними или от выполнения домашних заданий. И еще, если сижу в телефоне вместо того, чтобы спать.
Ведана, 17 лет: — Провожу в телефоне примерно 13 часов в день. Мама спокойно к этому относится. Она дает мне право самостоятельно распоряжаться моим временем. А вот бабушка предлагает вспомнить про реальный мир и учебу.
Опрос провела Яна ПАЛЯНИЧЕНКО
Комментарии специалистов
Ответы, мягко говоря, удивляют. Мы попросили прокомментировать их ученых — известного педиатра и психолога, а также педагога с большим стажем работы в школе и клинического психолога.
Станислав Мальцев, заслуженный деятель науки РФ и РТ, профессор кафедры педиатрии РМАНПО (Москва), доктор медицинских наук:
— Результаты опроса для меня не являются удивительными. В последние годы снизилась двигательная активность школьников, они стали реже посещать спортивные секции (большинство из них платные), а тут еще пандемия с необходимостью самоизоляции. Кроме того, у многих школьников уже возникла навязчивая привычка держать в руках телефон в ожидании сообщений, просматривать любимые сайты, делать в интернете всякие запросы и так далее. К сожалению, в наше время не использовать телефон школьникам невозможно. И если не телефон, то компьютер — когда дистанционное обучение.
Как все это сказывается на здоровье? Конечно, отрицательно — ребенок не должен сидеть часами с телефоном или за компьютером. Ему надо много двигаться и даже дома следует обязательно выполнять регулярно физические упражнения.
Кроме того, есть такое понятие text neck — «текстовая шея». Он возник для описания боли в шее у людей, часто и подолгу наклоняющих голову вниз при чтении с экрана мобильного устройства.
Без телефона и компьютера жизнь современного школьника невозможна. Но через каждые 30 — 40 минут надо делать перерыв и физические упражнения. Обязательны прогулки и, что немаловажно, правильное питание: молочные продукты, овощи, фрукты, мясо.
Не надо забывать и про отрицательное влияние на организм детей, подростков, которое выражается в нарушении сна, низкой самооценке. Общение в соцсетях может негативно отразиться на психическом здоровье, и как результат — кибербуллинг, домогательства и многое другое.
Сергей Петрушин, профессор, доктор психологических наук:
— Сегодня мы живем как минимум в двух реальностях. Была и есть социальная, появилась новая — виртуальная. Для более взрослого поколения быть в виртуальной реальности — значит терять время реальной жизни. Но для нового это такая же нормальная жизнь. Поэтому для современных подростков это время не потеря, а просто способ интересной, как им кажется, жизни. Отсюда у нас и разные реакции на, например, время пребывания в телефоне. Негативные последствия таких изменений будем разгребать все последующие десятилетия.
Галина Шмелева, педагог с 35-летним стажем:
— О вреде телефона говорят много. Но, отправляя ребенка в школу, родители в первую очередь кладут в его портфель телефон, чтобы оставаться на связи. Что из этого получается? Ребенок не может спокойно учиться, он боится пропустить звонок папы или мамы. И даже если родители звонят среди урока, торопится обязательно ответить. Во время перемен большая часть класса сидит в телефоне — так ребята «отдыхают» от уроков. Выполняя функции контролера и няньки, телефон в начальных классах зачастую мешает не только учебному процессу, но и на психику ребенка отрицательно действует.
Старшеклассники уже не представляют жизнь без телефона, пользуясь им виртуозно. Они моментально находят нужную для урока информацию, а еще и поиграть умудряются. Не секрет, что очень многие ученики домашнее задание сами не делают, а списывают с телефона, не задумываясь о последствиях такой учебы. А родители чаще всего не вникают в то, что написано в тетрадях, понял ребенок тему или нет: нет времени вникать.
Электронные журналы, дневники, учебники, справочники, карты, книги, тесты — все сегодня в телефоне. Дети не виноваты в том, что взрослые запустили их в лабиринты сотовой связи, не дав спасительной нити Ариадны. А спасать надо. Только как? Взрослые и сами давно уже привязаны к телефону, часами сидят в интернете, забывая о самых близких людях. Может, начать пользоваться сотовой связью только по прямому назначению, исключив все второстепенное? Тогда и времени на детей гораздо больше будет. А они, уверена, с большой радостью пойдут навстречу живому общению.
Снежана Лунева, клинический психолог:
— Вопрос использования мобильного телефона детьми остается сложным как для самих детей, так и для их родителей. До совершеннолетия психика детей остается неустойчивой. Психологи и психиатры бьют во все колокола: малоподвижный образ жизни ведет к необратимым последствиям. Дети становятся слишком раздражительными, у них нарушается сон, ухудшается успеваемость, они вялые и заторможенные. А главное, начинает развиваться зависимость от гаджетов. Дети перестают ощущать время, проведенное за телефоном. У них резко ухудшается зрение, развивается сколиоз. Кроме того, косметологи отмечают, что у зависимых от гаджетов ребят лицо стареет быстрее, так как голова постоянно находится в опущенном положении.
Подготовили Алина КВАЧЕГИНА и Людмила ИВАНОВА