«Мама, учительница меня не любит!»

«Это все потому, что Марь Васильна меня не любит!» - показывая двойку в дневнике, говорит ваш ребенок...

Почти каждый родитель сталкивался с ситуацией, когда его чадо оправдывает плохую оценку предвзятым отношением к нему учителя. Стоит ли родителям бежать к директору и переводить ребенка в другую школу или конфликт можно разрешить без кардинальных мер? Об этом «КВ» беседуют с директором казанской школы №34, педагогом с более чем полувековым стажем Лидией Габелевой

- С острыми конфликтами я сталкивалась нечасто. Но все мы люди, недопонимание может возникнуть между кем угодно, тем более между учителем и учеником. Когда я была завучем по воспитательной части, старалась учить детей тому, чтобы они ставили себя на место преподавателя и относились к себе самокритично, а учителей - быть понимающими и гибкими. В советские времена были комсомольские и пионерские организации. Дети и учителя находились в коллективе, а их жизнь была наполнена общественной деятельностью. Тогда речь о конфликтах даже не заходила. Сейчас ребята заняты не меньше, но время другое и дети другие. Поэтому сталкиваемся с такой проблемой все чаще.

- Из-за чего может возникнуть конфликт?
- Повод есть всегда. Часто ребенок пренебрежительно относится к урокам, не выполняет домашние задания, не старается, прогуливает,  плохо учится. А перед родителями оправдывает плохие оценки и замечания тем, что учитель предвзято к нему относится. Родители сразу ставят под сомнение компетентность учителя. Особенно это свойственно молодым папам и мамам. Они любят ребенка, хотят дать ему хорошее образование, но часто не могут посмотреть на произошедшее глазами учителя. 

В этом случае им стоит довериться педагогу и рассмотреть ситуацию с разных сторон. Каждый должен понимать, что все зависит не только от воспитательной системы школы, но и от воспитания детей в семье. В доме, где воспитывается гуманность, уважение к учителю, у детей формируется положительное отношение. Тогда таких ситуаций не возникает. Если же ребенком мало занимаются и он предоставлен самому себе, то он часто вступает в конфликты с учителями из-за плохих оценок. 

- Но все-таки могут ли у учителя быть любимчики и нелюбимчики? 
- У нас в школе работала учительница начальных классов, настоящий мастер своего дела. Когда меня спрашивали, есть ли у этого педагога любимчики, я всегда отвечала: «Ее любимчики - это маленькие хулиганчики, которым она больше всего посвящала времени». Конечно, нам нравятся дети, которые хорошо учатся. Но мне кажется, что ребята, которым больше всего нужна помощь, и есть любимчики настоящего педагога. Любой учитель хочет, чтобы каждый ребенок хорошо занимался, преуспевал в предмете, аттестовался, поэтому мы всегда идем навстречу ученикам. 

- Какой совет можете дать родителям, столкнувшимся с такой проблемой?
- В первую очередь нужно поговорить с классным руководителем и тем учителем, с которым возник конфликт. Если родители работают в контакте с классным руководителем, а именно он проводник всего класса, то до серьезных ссор дело не доходит. Бывает, что между тремя участниками разрешить вопрос не получается, тогда следующей «станцией» становится директор. Когда ко мне приходят родители вместе с учеником и учителем, я не ищу виноватого. Это, скорее всего, результат недоработки того и другого. На моей памяти ни разу не доходило до того, чтобы в случае конфликта родители забирали документы ребенка и переводили его в другую школу. Переходят по другим причинам: если хотят учиться в гимназии, переезжают... Перевод - кардинальная мера. Поэтому и школа, и родители должны постараться избежать этого.

КВ
Лента новостей