Малый бизнес ждет конкретных решений

На «Казанской ярмарке» прошли слушания по проекту Программы развития малого предпринимательства в Казани на 2007-2010 годы.

Сдерживающими факторами развития бизнеса в Казани предприниматели называют в первую очередь трудности в обеспечении земельными участками, во взаимодействии с естественными монополиями, непрозрачность в предоставлении права аренды нежилых помещений. Но и к самим бизнесменам есть претензии, например, по выплатам «серой» и «черной» зарплат. Индикатором оценки эффективности производства может стать уровень минимальной зарплаты работников, занятых в малом бизнесе.

По данным статистики, оборот малых предприятий продолжает расти в основном за счет торговли. Поэтому необходимо поддержать те предприятия, которые заняты в сфере промышленности, транспорта, строительства, а также в жилищно-коммунальном хозяйстве, более того, включить эти направления в число приоритетных. Среди таких приоритетов в развитии малого бизнеса в Татарстане определены пищевая и перерабатывающая промышленности, развитие магазинов шаговой доступности, бытовое обслуживание, туризм, но конкретных мер по их поддержке в программе также нет. На это обратила внимание в своем выступлении генеральный директор Агентства по развитию предпринимательства РТ Гульнара Сергеева.

Например, в сфере ЖКХ такая поддержка возможна в виде обучения кадров для управляющих компаний, помощи в организации и регистрации ТСЖ, а также в обеспечении прозрачности устанавливаемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги - здесь настораживает регулярность конфликтов по этому поводу между жильцами и новыми управляющими жилого фонда.

Поддержка местных производителей - такой пункт тоже заслуживает того, чтобы попасть в программу развития республиканского бизнеса. Представители крупных торговых сетей во время открытия своих новых магазинов твердо обещают, что на прилавках будет широко представлена местная продукция. Однако на деле после разрезания ленточек торговые полки постепенно все более и более заполняются импортом и привозными товарами из других регионов. Чтобы избежать этого, необходимо уже в период выделения под строительство земельных участков заключать соглашения с крупными торговыми сетями, предусматривающие их обязательства по реализации продукции, производимой в республике. В свою очередь стимулом для производства качественного и экологического продукта местными товаропроизводителями могут стать меры государственной поддержки из республиканского и местных бюджетов по компенсации затрат на обучение персонала предприятия, на его участие в выставочной деятельности.

Актуальна тема молодежного предпринимательства, поддержка которого также должна быть прописана в республиканской программе: содействие в организации собственного дела, обучение, творческие формы - бизнес-фестивали, деловые игры, проведение ярмарок, переподготовка, помощь в выборе приоритетных направлений.

 

Владимир ДЫННИК

На 1 января 2007 года в Казани зарегистрировано более 27 тысяч малых предприятий, из них активно работают 12 тысяч, численность занятых в этой сфере труда составляет порядка 100 тысяч человек. Индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица в городе насчитывается более 42 тысяч человек, из них экономически активны свыше 26 тысяч. Большинство предприятий - их около 40 процентов - занимаются оптовой и розничной торговлей, 19 процентов предоставляют услуги, 14 процентов - строительные организации, 12 процентов - предприятия обрабатывающих производств, 3 процента - транспортные организации. Среди обрабатывающих производств преобладают малые предприятия по производству оборудования, готовых металлических, резиновых и пластмассовых изделий, пищевых продуктов, а также осуществлению полиграфическо-издательской деятельности. К концу прошлого года работы и услуги казанских малых предприятий составили 28 процентов от общего объема всех хозяйствующих объектов города.

КВ
Лента новостей