- Для начала определимся с понятием стресса. Человека всегда пугает неизвестность и отсутствие информации. Чем меньше мы знаем о ситуации, тем большая у нас возникает тревога. ЕГЭ - это всегда стресс, но его можно свести к минимуму, если детально представить себе, в какой обстановке он будет проходить. Мой совет выпускникам: отрепетируйте дома все этапы прохождения тестов, вплоть до заполнения бланков. Тогда на экзамене для вас уже не будет сюрпризов, и вы сможете полностью сконцентрироваться на своих знаниях.
- Должны ли родители контролировать процесс подготовки?
- Контролировать, разумеется, надо. Но если в течение года родители могут и понукать, и голос в какой-то ситуации повысить, то за три-четыре недели до экзамена необходимо создать для ребенка полностью комфортную обстановку. Говорите ему, что он самый лучший, что у него все получится, что экзамен в жизни - не самое главное и все в таком же духе. - А если ребенок не «самый лучший» и наотрез отказывается заниматься подготовкой к ЕГЭ? Как поступить родителям?
- Никак. Не хочет заниматься - будет дворником! Что толку бороться с ним, когда экзамен уже на носу. Надо было думать раньше: ходить к психологу, вырабатывать усидчивость и привычку к учебе в старших классах.- А как наиболее эффективно удержать в голове нужные формулы и определения?
- Уделить внимание нужно в первую очередь тому материалу, который по каким-то причинам был упущен во время учебы. То есть, допустим, за два месяца до ЕГЭ ребенок три четверти времени подготовки уделяет этому новому материалу и одну четверть - повторению пройденного. Спустя месяц эти показатели сравняются. Ну а ближе к концу - соответственно три четверти на повторы и одну четверть на новый материал. Задача ученика на этот срок - «вытащить» из головы уже знакомый материал и максимально его обкатать. Поступая иначе, ребенок к концу подготовки забудет многое из того, что учил, не успев приобрести новые знания. - Как эффективнее запоминать новую информацию?
- Лучше всего запоминать так. Прочитав свежую информацию, следует ее повторить через пятнадцать минут. Второе повторение - через восемь-девять часов, следующее - через сутки. Все, тема улеглась. Еще раз воскресить ее в памяти можно через неделю. - Сколько часов в день вы рекомендуете уделять подготовке к экзаменам?
- Оптимально заниматься по два-четыре часа в день, не считая домашних заданий. - Нужно ли в этот период пить успокаивающее?
- Категорически нет. Когда ребенок сдает ЕГЭ, никаких экспериментов с препаратами быть не должно! Наоборот, нужно, чтобы все было максимально шаблонно. А если принимаем медикаменты, неважно - пустырник или простую валерьянку, то, во-первых, мы не знаем, как они подействуют на ребенка. А во-вторых, любой успокаивающий препарат действует четко по своему назначению - он нивелирует тревогу. Значит, неизбежно замедляет нервные процессы в организме (грубо говоря, тормозит наш мозг). В результате мы имеем спокойного, но немного заторможенного ребенка. - А популярные сегодня «таблетки для ума» могут помочь в сдаче экзаменов?
- Что мы знаем о ноотропах? Да, они действительно улучшают мозговое кровообращение, улучшают трофику, облегчают процессы запоминания, усиливают работу мозговых процессов. Но надо ли их принимать? Я считаю, необходимости в этом нет. Если ребенок занимается, он и без специальных препаратов все прекрасно сдаст. Резервы молодого человека, тем более школьника, очень большие. Поэтому нет смысла пичкать ребенка таблетками.- Как лучше готовиться - одному или в паре с другом?
- Это индивидуально. Кому-то лучше одному, кому-то в паре. Один лучше воспринимает на слух, другой работает с репетиторами. Зависит от особенностей человека.- Каким должен быть финальный день перед экзаменом? Нужно ли заниматься с утра до вечера либо дать мозгу отдохнуть?
- Перед непосредственной сдачей экзамена не рекомендуется пытаться усвоить новый материал. Можно полистать учебник, вспомнить, пробежаться по тому что знакомо - все в спокойном ритме. Не помешает пешая прогулка перед сном. И конечно же здоровый сон.- А вы шпаргалками пользовались?
- По поводу шпаргалок могу сказать однозначно: пользоваться ими не стоит. Потому что цена ошибки слишком высока. Другое дело, когда кто-то пишет шпаргалки дома, зная, что на экзамене ими не воспользуется. Это хороший метод подготовки: здесь задействована механическая и слуховая память - если мы произносим прочитанное.
- Что еще посоветуете одиннадцатиклассникам?
- Когда идете сдавать ЕГЭ, возьмите с собой что-нибудь сладкое. Лучше всего шоколад. Желательно с высоким содержанием какао-бобов. Шоколад является естественным антидепрессантом, способным повышать настроение и вырабатывать сератонин, который является гормоном счастья. Там есть и вещества, которые стимулируют работу головного мозга. Так что возьмите перед экзаменом две дольки шоколада, и никаких ноотропов вам не понадобится. И еще один совет - перед сдачей экзамена ничего не меняйте: распорядок дня, методы подготовки. Пусть все будет старое, проверенное. На экзамен идите в привычной, комфортной одежде. Помните, любые перемены - это стресс. А на ЕГЭ вам дополнительный стресс ни к чему.
- Должны ли родители контролировать процесс подготовки?
- Контролировать, разумеется, надо. Но если в течение года родители могут и понукать, и голос в какой-то ситуации повысить, то за три-четыре недели до экзамена необходимо создать для ребенка полностью комфортную обстановку. Говорите ему, что он самый лучший, что у него все получится, что экзамен в жизни - не самое главное и все в таком же духе. - А если ребенок не «самый лучший» и наотрез отказывается заниматься подготовкой к ЕГЭ? Как поступить родителям?
- Никак. Не хочет заниматься - будет дворником! Что толку бороться с ним, когда экзамен уже на носу. Надо было думать раньше: ходить к психологу, вырабатывать усидчивость и привычку к учебе в старших классах.- А как наиболее эффективно удержать в голове нужные формулы и определения?
- Уделить внимание нужно в первую очередь тому материалу, который по каким-то причинам был упущен во время учебы. То есть, допустим, за два месяца до ЕГЭ ребенок три четверти времени подготовки уделяет этому новому материалу и одну четверть - повторению пройденного. Спустя месяц эти показатели сравняются. Ну а ближе к концу - соответственно три четверти на повторы и одну четверть на новый материал. Задача ученика на этот срок - «вытащить» из головы уже знакомый материал и максимально его обкатать. Поступая иначе, ребенок к концу подготовки забудет многое из того, что учил, не успев приобрести новые знания. - Как эффективнее запоминать новую информацию?
- Лучше всего запоминать так. Прочитав свежую информацию, следует ее повторить через пятнадцать минут. Второе повторение - через восемь-девять часов, следующее - через сутки. Все, тема улеглась. Еще раз воскресить ее в памяти можно через неделю. - Сколько часов в день вы рекомендуете уделять подготовке к экзаменам?
- Оптимально заниматься по два-четыре часа в день, не считая домашних заданий. - Нужно ли в этот период пить успокаивающее?
- Категорически нет. Когда ребенок сдает ЕГЭ, никаких экспериментов с препаратами быть не должно! Наоборот, нужно, чтобы все было максимально шаблонно. А если принимаем медикаменты, неважно - пустырник или простую валерьянку, то, во-первых, мы не знаем, как они подействуют на ребенка. А во-вторых, любой успокаивающий препарат действует четко по своему назначению - он нивелирует тревогу. Значит, неизбежно замедляет нервные процессы в организме (грубо говоря, тормозит наш мозг). В результате мы имеем спокойного, но немного заторможенного ребенка. - А популярные сегодня «таблетки для ума» могут помочь в сдаче экзаменов?
- Что мы знаем о ноотропах? Да, они действительно улучшают мозговое кровообращение, улучшают трофику, облегчают процессы запоминания, усиливают работу мозговых процессов. Но надо ли их принимать? Я считаю, необходимости в этом нет. Если ребенок занимается, он и без специальных препаратов все прекрасно сдаст. Резервы молодого человека, тем более школьника, очень большие. Поэтому нет смысла пичкать ребенка таблетками.- Как лучше готовиться - одному или в паре с другом?
- Это индивидуально. Кому-то лучше одному, кому-то в паре. Один лучше воспринимает на слух, другой работает с репетиторами. Зависит от особенностей человека.- Каким должен быть финальный день перед экзаменом? Нужно ли заниматься с утра до вечера либо дать мозгу отдохнуть?
- Перед непосредственной сдачей экзамена не рекомендуется пытаться усвоить новый материал. Можно полистать учебник, вспомнить, пробежаться по тому что знакомо - все в спокойном ритме. Не помешает пешая прогулка перед сном. И конечно же здоровый сон.- А вы шпаргалками пользовались?
- По поводу шпаргалок могу сказать однозначно: пользоваться ими не стоит. Потому что цена ошибки слишком высока. Другое дело, когда кто-то пишет шпаргалки дома, зная, что на экзамене ими не воспользуется. Это хороший метод подготовки: здесь задействована механическая и слуховая память - если мы произносим прочитанное.
- Что еще посоветуете одиннадцатиклассникам?
- Когда идете сдавать ЕГЭ, возьмите с собой что-нибудь сладкое. Лучше всего шоколад. Желательно с высоким содержанием какао-бобов. Шоколад является естественным антидепрессантом, способным повышать настроение и вырабатывать сератонин, который является гормоном счастья. Там есть и вещества, которые стимулируют работу головного мозга. Так что возьмите перед экзаменом две дольки шоколада, и никаких ноотропов вам не понадобится. И еще один совет - перед сдачей экзамена ничего не меняйте: распорядок дня, методы подготовки. Пусть все будет старое, проверенное. На экзамен идите в привычной, комфортной одежде. Помните, любые перемены - это стресс. А на ЕГЭ вам дополнительный стресс ни к чему.