Стокгольмский синдром пешеходов: почему в Казани тротуары стали парковками и как это поощряет бизнес

Количество машин в Казани стало одной из основных проблем города. Автомобилисты паркуются на произвольных парковках - пешеходных тротуарах и газонах. О том, почему пешеходов вытесняют даже с тротуаров и как с этим бороться, читайте в нашем материале.

news_top_970_100

Пешеходы под колесами у магазина «Бахетле» и отеля «Булгар»

Парковка у магазина «Бахетле» на улице Николая Ершова – постоянная головная боль для пешеходов. Дело в том, что тротуар, проложенный у ближних домов, тут плавно перерастает в парковку. Паркуют авто на бывшем тротуаре и за ограждением, которым он обнесен вроде как для безопасности пешеходов. Пройти тут можно, только лавируя между автомобилями. На ситуации обратило внимание уже и татарстанское отделение «Народного фронта». 

«После направления официальных запросов в исполком города и ГИБДД ситуация не изменилась. Буквально на днях в одной из точек прошлогоднего мониторинга — у магазина «Бахетле» на улице Николая Ершова — водитель, двигаясь по тротуару, совершил наезд на женщину. К счастью, обошлось без серьезных травм, но кто может гарантировать, что подобные случаи не повторятся?»  — пишут представители Народного фронта в Татарстане.

 Тротуар на Ершова у магазина «Бахетле» превратился в парковку для автомобилей

Фото: © Народный фронт

Ситуация возмущает и местных жителей. Ежедневно, проходя от автобусной остановки до дома, им приходится пробираться через десятки машин. Здесь водители ездят по своим правилам: например, заезжают и выезжают на тротуар по «зебре», снова подвергая опасности пешеходов, благо для колясок и маломобильных граждан снижены поребрики и нет ограждений.

Недавно на съездах на «зебру» близ «Бахетле» районная администрация установила полусферы. Но, как сообщили читатели «КВ», простояли они недолго. Несмотря то, что полусферы были зафиксированы на металлических стержнях, их сдвинули – ровно настолько, чтоб машина могла съехать с тротуара-парковки по «зебре» на проезжую часть.

«Возле старой больницы РЖД на Ершова тоже сняли одну сферу. Едут тупо по тротуару!» – отозвался в нашем Телеграм-канале читатель в ответ на это фото. 

Полусферы «зебру» от выезда машин не спасли. 

В «Народном фронте» сообщили, что его представители обратились в прокуратуру для принятия мер административного реагирования в отношении недобросовестных чиновников.

Еще одна проблемная точка находится недалеко от «Бахетле», а именно, на Ершова, 4, около кафе «Додо пицца». Туда на тротуар через пешеходный переход заезжают все сотрудники доставки этой пиццерии, при этом, конечно же, нарушая правила ПДД. Машины стоят и на островке напротив пиццерии, и прямо у ее стен – у подземного перехода. Да, снова на тротуаре.

«Водители всегда туда проезжают через пешеходный переход, а предприниматели сами же и поощряют такое поведение автомобилистов. А пройти чуть дальше, к отелю «Булгар», на Вишневского, 21 — та же самая проблема», — говорит местная жительница.

 Доставщик пиццы припарковался на тротуаре, заехав на него по «зебре».
На противополжной стороне у «Додо пиццы» тротуар также запаркован машинами.

Около отеля  также расположилась то ли парковка, то ли тротуар. Въезжают на него водители с одной стороны, а вот выехать норовят также – по «зебре», так не надо лишний раз разворачиваться. У съезда на ограждение повешен знак «Не парковаться».

Непонятно, кто повесил табличку (хотя приходит мысль, что администрация отеля) и почему. Но при сложившейся тут ситуации кажется, это сделано для того, чтобы гостям тротуара-парковки у отеля было удобнее совершать правонарушение. Ведь если поставить машину близко к выезду на «зебру», другие уже не смогут съехать по ней на проезжую часть. 

Тротуар-парковка с табличкой «Не парковаться»

у съезда на «зебру».

«Тротупаркинги», «забытые парковки» и единственные заезды во двор

Это не единственные пешеходные тротуары в городе, которые превратили в парковки. Есть даже отдельная категория мест, излюбленная для парковки на тротуаре, уверен урбанист и эксперт в городской среде, автор Telegram-канала «Кояш urban media» Дмитрий Сагдеев.

Первое такое место — это «тротупаркинги». Когда-то советские инженеры придумали удобные заезды для газелей на тротуары, чтобы те смогли доставить продукты в магазины.

«Например, на Ямашева, 82, или на Зорге, на перекрестке с Фучика или на Татарстан, 7, где есть идеальный заезд, с которого можно легитимно заехать на тротуар», — отметил эксперт.

 «На Ершова,4  долгое время была парковка, ее сделали, когда еще не было четких строительных регламентов, и сделали ее для магазина».

Фото: © Народный фронт

Второй случай — это если была парковка, но теперь ее вдруг не стало.

«Например, тот самый тротуар около Бахетле на Ершова. Там долгое время была парковка, ее сделали когда еще не было четких строительных регламентов, и сделали ее для магазина. Но когда регламенты появились, с тротуара парковку убрали. Но люди паркуются там по привычке. Я думаю, никому даже в голову не приходит, что парковки этой больше нет. И поскольку машины не эвакуируют, с парковкой ничего сделать невозможно»,  — прокомментировал ситуацию Сагдеев.

Случай третий, когда парковка на тротуаре является единственным местом заезда во двор.

«Например, около „Додо пиццы« на Ершова, кроме как проехать по тротуару и заехать на него через пешеходный переход, вариантов попасть во двор нет. И чтобы сделать этот альтернативный выезд, нам необходимо снести остановку и подземный переход. Такие места нужно как-то выделять, регулировать и делать адекватные заезды»,  — говорит урбанист.

Тут напомним, что доставщики пиццерии не просто заезжают во двор через тротуар и «зебру», они оставляют машины не в этом дворе, а снова на тротуаре, запарковывая его. 

Поощрение незаконных парковок со стороны организаций

Есть и вопиющие случаи, когда парковки не было и нет, а люди паркуются на тротуаре. Тут, как правило, есть проблемы бизнеса, утверждает эксперт.

«Очень часто люди, которые хотят открыть то или иное заведение, не задумываются: а что именно у них будет за заведение и каким образом люди до него будут добираться? Я считаю, что должна быть какая-то ответственность бизнеса, что если клиенты этого бизнеса систематически оставляют свои автомобили на тротуаре, то нужно привлекать бизнес к какой-то ответственности, обязать сделать парковку», — добавил Дмитрий.

Парковка на тротуаре на улице Кулахметова около МФЦ.

Фото: © Дмитрий Сагдеев

В пример эксперт привел два медицинских центра в соседних домах. Один, на улице Ленской, сделал себе парковку, отдельную от тротуара. А второй, на Серова, 51, при заезде в это помещение не подумал о том, что в медицинский центр порою больных привозят на автомобилях и не сделал там парковки вообще. Конечно же, там запаркован весь тротуар и газон.

«Если вы думаете, что только бизнес таким грешит, совсем нет. Вот, например, на улице Кулахметова несколько лет назад открыли МФЦ. И открыли этот МФЦ где-то в середине длинного здания, которое отделено от дороги большим газоном. Соответственно, тротуар проходит вдоль стен этого здания. Кто может приехать в МФЦ? Во-первых, люди деловые, которым нужно срочно какие-то документы отвезти. На общественном транспорте они вряд ли будут ехать, на такси еще да. Или, например, туда могу привезти маломобильного родственника, которому тоже нужно подписать какие-то документы», — рассказал Сагдеев.

В любом случае там, куда постоянно приезжают люди, нужно делать если не парковку, то хотя бы какой-то подъезд к этому зданию, где можно высадить пассажира, говорит эксперт.

«Оптимальное решение – комплексный ремонт данных участков»

Редакция «Казанских ведомостей» направила запрос в администрацию Вахитовского и Приволжского районов касательно проблемных зон на Ершова и Вишневского. Администрация отметила, что в этом случае есть факты административного правонарушения. Принятие мер по данному нарушению относится к компетенции ОГИБДД УМВД России по Казани.

«Одним из оптимальных решений является комплексный ремонт данных участков, а именно — разделение пешеходного и автотранспортного потоков путем устройства тротуаров и проезжей части на разных уровнях. Вопрос проведения работ по разделению автотранспортного потока будет рассмотрен в рамках различных дорожных программ», — ответили в администрации.

Однако, сроки программ не указали. Также нам сообщили, что ограничители на Ершова, 4 – у «Додо пиццы» поставить невозможно, поскольку этот участок служит проездом на дворовую территорию дома, что и отметил в своем комментарии нам урбанист Дмитрий Сагдеев.

«В России большое автомобилепользование»

Дмитрий Сагдеев выделяет два корня проблемы парковок на тротуарах. Первый заключается в том, что инженеры прошлого времени, советские и дореволюционные и подумать никогда не могли, что в Казани и любом другом городе будет такое огромное количество автомобилей

«В советское время автомобиль был роскошью, которую не каждый мог позволить себе купить, а до революции не каждый мог позволить себе приобрести карету с экипажем. Соответственно, парковок у заведений на первых этажах жилых домов в советское время не делали, а делали только занижения на тротуарах для грузовиков с продуктами», — говорит урбанист.

Машины около «Додо пиццы» на улице Ершова.

Но это только первая причина. О второй причине у нас в России принято забывать, точнее не думать о ней, уверен эксперт.

«Она состоит в том, что в России очень большое автомобилепользование. Автомобилепользование и автомобилизация это вещи разные. Оппоненты часто говорят: «Да вот в Европе, в Дубае автомобилизация в разы выше, а в России даже не дотягивает. Просто у них все сделано по умному, а у нас нет». С одной стороны, они правы. Автомобилизация в Европе или США больше. Но проблема в том, что в России больше автомобилепользование. Если в Европе и США автомобиль это больше про поездки за город, в другой город, то в России автомобиль это про доехать до соседнего магазина, который находится в пятистах метрах, потому что лень идти. И вот это как раз большая проблема, чем то, что не хватает парковок»,  — отметил Сагдеев.

В странах, где капитализм настал несколько раньше, власти столкнулись с ужасом автомобилизации несколько раньше.

«Ну и разумеется, они, как и мы, начали вводить ограничительные меры, платные парковки, например. Со временем в этих странах выработалось такое правило, что если в пункте назначения нет парковки или она для водителя слишком дорогая, то он использует либо общественный транспорт, либо велосипед, или такси. Но у нас до сих пор не выросла культура автомобилепользования», — говорит эксперт.

 Бороться с подобным можно, но пока казанские пешеходы до такого не доросли

и воспринимают нарушения как само собой разумеющееся, говорит эксперт. 

Фото: © Народный фронт

«У пешеходов «стокгольмский синдром»

«Сама проблема я считаю не в том, что люди паркуются на тротуарах или газонах, а в том, что всем пофиг. Людям, по большей части, наплевать на то, что происходит. Они воспринимают автомобили, припаркованные на тротуаре, как нечто само собой разумеющееся. И я говорю о тех, кто ходит пешком. У пешеходов что-то вроде «стокгольмского синдрома». Они убеждают себя, что протискиваться между машин – это нормально, потому что им же надо. А на таких «тротупаркингах» часто сбивают людей», – отмечает Сагдеев.

Например, несколько лет назад на улице Мавлютова был случай, когда около медицинского колледжа «Газель», двигаясь по тротуару задним ходом, наехала на студента. Молодой человек погиб. Очень часто так сбивают зазевавшихся бабушек, маленьких детей, которых просто не видно в зеркало. Такое случается по несколько раз в год, говорит собеседник.

«И никто не жалуется на автомобили, которые заезжают на тротуар, никто не поднимает эти проблемы. А когда начинаешь поднимать эти проблемы в каких-то городских сообществах, или людей спрашиваешь на улице, они такие «Ну, им же надо, они же на пять минут» и так далее. И тут возникает проблема отсутствия уважения у тех, кто паркуется и «стокгольмский синдром» у пешеходов», – говорит эксперт.

Как бороться?

«Бороться всегда сложнее всего. Нужно воспитывать культуру в людях. Потому что в первую очередь, когда автомобиль стоит на тротуаре, это говорит о том, что человек, который его туда поставил, не уважает окружающих, таких же горожан, как и он», — прокомментировал Дмитрий.

Также жители могут сообщить о нарушении ПДД. Для этого достаточно отправить заявление на сайт ГИБДД со своими данными и номером телефона для обратной связи. Также нужно указать дату, время и место происшествия, прикрепить фото или видео, на котором видно нарушителя и указать марку его автомобиля и госномер.

«Мне кажется, самым действенным способом могут стать блокираторы. Эвакуация – это хорошо, но долго. Эвакуаторов на всех не хватит, потому что сменяются эти «парконавты» постоянно. Но на это, конечно, нужны изменения в федеральное законодательство, которое позволит неправильно припаркованным автомобилям блокировать колеса. Вполне удобные способы, чтобы в следующий раз человек подумал – ставить машину или нет», — заметил урбанист.

news_right_column_240_400