Вот уже месяц, как на дорогах Татарстана проводится акция по растонированию автомобильных стекол. Пример подали первые лица республики: Президент РТ Рустам Минниханов, министр МВД Асгат Сафаров, главный инспектор ГИБДД РТ Рифкат Минниханов. Почин поддержали и другие руководители разного уровня.
Но призыв подчиниться законодательству не всем пришелся по нутру. Поначалу многие восприняли это как попрание гражданских прав.
- Больше всех возмущаются молодые водители и бывшие работники правоохранительных и государственных структур, - рассказывает заместитель командира 1-го взвода 2-го батальона полка дорожной службы ГИБДД УВД Казани капитан милиции Владимир Лукин. – Первые начинают откровенно хамить, вторые - запугивать. Но закон обязателен для всех.
К слову, административное законодательство по чистым стеклам существует уже давно, говорит Владимир Петрович.
В 2000 году в Татарстане действовал более жесткий его вариант: никакой тонировки! За нарушение - внушительный штраф. Затем, видимо, под воздействием федерального закона, республиканский несколько раз менялся, становился более лояльным. Конечный его вариант, действующий ныне: разрешение 30-процентной тонировки и 100 рублей штрафа нарушителям, сообщается в таблице штрафов ГИБДД.
- Увы, наш народ не принимает ограничения, - констатирует собеседник. – Коли 0,3 промилле алкоголя за рулем разрешили, то почему бы не выпить пол-литра водки? Где 30 процентов тонировки, россияне умудряются затемнить машину на 70 - 80 процентов.
Статистика не даст преувеличить: излишняя тонировка – одна из главных причин наезда водителей на пешеходов, особенно когда закрыты боковые и лобовое стекла. В пасмурную дождливую пору, в снежную непогодицу и вечером этот риск увеличивается. И вообще, я считаю, что нормальному человеку нечего прятаться за тонированными стеклами. Наоборот, кто с законом не в ладах, кому не хочется светиться перед милиционерами, тот и тонируется от белого света.
В словах замкомвзвода есть доля правды. Останавливая на посту тонированную машину, в которой не видно, кто сидит в салоне, инспектора ГИБДД подвергают себя определенному риску. Вполне возможно, что за рулем преступник, террорист или просто человек неадекватного поведения.
- Контролируя на посту, инспектора обращают внимание не только на проезжающий транспорт, но и на внешний вид водителей, - говорит капитан Лукин. - Нас могут насторожить испуг на лице, напряженность, бегающие неспокойные глаза человека. А за затемненными стеклами ничего этого не увидишь.
За несколько недель акции количество нарушителей значительно уменьшилось, замечают дорожные инспектора. Если раньше за сутки с тонировкой прощались примерно сто автовладельцев, то сейчас около сорока. И то в их числе больше иногородних, транзитом проезжающих через Казань.
Именно таковой оказалась первая остановленная машина. Молодая супружеская пара из Москвы возвращалась домой. Услышав об административном нарушении, водитель первые минуты пребывал в недоумении, мол, в столице никаких проблем с тонировкой нет, там это в порядке вещей. Его жена наотрез отказалась сдирать пленку, беспрестанно названивая по телефону, как выяснилось, отцу.
- Я посоветовалась с юристом, вы не имеете права нас задерживать! – возмущалась она. – Выписывайте административный штраф, и мы поехали.
В итоге более спокойный супруг объяснил спутнице, что их не отпустят, пока они хоть частично не откроют обзор. Получасовые пререкания кончились тем, что молодой москвич, одолжив на посту нож, содрал наполовину пленку. Вся операция проводилась под истеричные проклятия жены в адрес Казани, Татарстана, инспекторов ГИБДД.
Едва прошло 10 минут, а на площадке поста набралось 15 машин, в основном дорогие иномарки. Водители, кто в представительских костюмах, кто в обычной одежде, без лишних слов сдирали тонировку. Среди легковых автомашин затесался даже небольшой грузовичок. Спрашиваю, слышали ли они о проводимой акции и почему раньше не привели в норму авто? «Не знали», «не успели», «надеялся, пронесет» - вот основные ответы. Просили оставить нетронутой пленку чаще всего из-за боязни солнца, потери комфорта, в силу медицинских показаний.
Очередным бунтарем оказался пенсионер МВД ну на очень шикарной иномарке. Стоимость его «немочки» сравнима со стоимостью трехкомнатной квартиры в центре Казани.
- Слышь, капитан, - надменно бросил он напоследок Владимиру Лескову, - при такой работе тебе никогда не стать майором. Один мой звонок - и тебе здесь не работать.
- Меня и моих подчиненных каждый день увольняют с работы, понижают в звании и должности, - отмахивается с усмешкой капитан. – У нас есть приказ Минниханова не брать в руки сотовые телефоны.
- То есть?
- Ну, когда обиженный нарушитель названивает какому-нибудь высокопоставленному другу и требует, чтобы тот поговорил с нами. Нам запрещено это делать. Ни один нормальный руководитель не станет защищать проштрафившегося знакомого, друга и так далее, потому что этот вопрос контролируется на правительственном уровне. Исключение лишь для судей и работников прокуратуры, которых мы не вправе останавливать.
Некоторые водители идут на хитрость. Перед постом ГИБДД опускают передние стекла до конца, чтобы не видно было тонировки. Визуально они, конечно, могут обмануть, но измеритель светопропускания стекол, которым оснащены все патрульные посты Госинспекции, - нет. К тому же в городе работают полторы тысячи видеокамер.
В справедливости услышанного убеждаюсь тут же. Инспектор останавливает отечественную легковушку. Передние стекла опущены до предела. За рулем паренек. Безропотно поднимает стекла – тонировка. Также без лишних слов молодой человек идет оформлять нарушение, а затем сдирает тонировку.
- Знал, что нельзя, - смущенно улыбается он. – Но уж очень жалко было избавляться, все же шесть тысяч заплатил.
В конце моего дежурства Владимир Лесков дает оптимистичный прогноз:
- Ничего, скоро нарушителей совсем не будет. С 23 сентября за лишнюю тонировку будут платить 500 рублей штрафа - сразу любителей темноты станет меньше.