Мультипликацию не случайно называют анимационным кино, а людей, делающих эти фильмы, – аниматорами. Они действительно вдыхают жизнь в нарисованные картинки. Чудо происходит здесь, в студии, на стеклянном столе, который снизу подсвечен лампой. Сейчас художник рисует белочку с корзинкой в лапке. На этот карандашный рисунок накладывается второй лист обычной бумаги. Подсвеченный лист становится почти прозрачным, и героиню легко скопировать. Но если присмотреться внимательнее, получается вовсе не копия – чуть изменились поворот головы и выражение мордочки белочки, ее лапки почти незаметно поменяли положение. А есть еще хвост и корзинка, которые тоже живут своей жизнью. И так четко, последовательно – кадр за кадром – прорисовывается каждое движение. Чтобы белочка сделала один прыжок, необходимо примерно 10 рисунков на бумажных листах формата А-4. Они сканируются, заносятся в компьютер. Там картинки с определенной скоростью сменяют одна другую - и вот веселая белочка уже беззаботно поскакала по лесу.
Таинство оживления нарисованных героев каждый день происходит на студии объединения «Татармультфильм». Как рассказал главный режиссер «Татармультфильма» Сергей Киатров, современный процесс создания классического рисованного мультфильма мало чем отличается от того, как это делал Уолт Дисней 100 лет назад. Компьютер – лишь технический помощник. Благодаря применению специальной программы кадры раскрашиваются и монтируются. А основная работа по-прежнему делается руками, ведь только рисунок художника дает ощущение подлинности. Вообще, создание мультфильма – процесс очень трудоемкий. Чтобы герой сделал только один шаг, необходимо нарисовать 8 картинок, на шаг лошади требуется 16 картинок - только тогда движение будет плавным и естественным.
Неотъемлемый атрибут анимационной студии – большое зеркало. Оно здесь не чтобы любоваться собой. Это важный и незаменимый помощник в создании мультгероя. Перед тем как начать работу, художники перед зеркалом пробуют повторить каждое движение героя, чтобы передать его точно и правдиво. Например, чтобы белочка поскакала правильно и красиво, перед зеркалом проигрывали каждое ее движение – и за лапки, и за корзинку, и за хвост.
Еще для художников-аниматоров очень важно, чтобы сначала была записана звуковая дорожка будущего мультфильма. Такой своеобразный радиоспектакль помогает не только понять и почувствовать характер героев, но и намного облегчает техническую задачу – от длины фразы, интонации зависит мимика, жесты каждого персонажа. Только так можно добиться, чтобы изображение четко совпадало со звуком.
«Татармультфильм» был создан в январе 2010 года, но уже есть немало интересных проектов. Конечно, основная тема, над которой работают наши аниматоры, – это цикл из 12 мультфильмов по произведениям Габдуллы Тукая. На сегодня готовы четыре. Премьера мультфильма «Кисекбаш» состоялась в сентябре в рамках конкурсной программы VI Казанского международного фестиваля мусульманского кино.
По словам гендиректора объединения «Татармультфильм» Марата Ганиева, совсем недавно студия получила грант от Фонда празднования 125-летия Габдуллы Тукая на производство еще одного мультфильма - красивой лирической притчи «Кырлай», в котором художники, композиторы, звукорежиссеры хотят показать волшебный мир великого поэта. В планах также большой анимационный проект – полнометражный художественный фильм «Скажи-ка, бабушка», где мультперсонажи сказок Тукая будут играть с живыми актерами. Похожий прием использован в некоторых голливудских фильмах, например «Кто подставил кролика Роджера?» Еще одна интересная задумка – документальный фильм о Баки Урманче, куда органично должна вписаться анимация.