На 2015 год приходится два важных юбилейных события в политической истории Республики Татарстан. Оба они связаны с изменениями в политико-административном статусе татарского народа.
95 лет тому назад (век без 5!), в июне 1920 г., после многовекового перерыва татарский народ обрел форму государственности в виде Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР). Отношение к ней, как и ко всему советскому прошлому, весьма неоднозначно, оно связано со своеобразием современного российского менталитета, заключающимся в неустойчивости взглядов, противоречивости социальных установок, размытости нравственных оценок, обусловливающих неутихающие споры относительно советского прошлого страны. Они обусловлены широким диапазоном мнений от полного нигилизма до безоглядной апологетики. На одном полюсе фокусируется крайнее неприятие этого периода, выражающееся в его оценке как времени, когда страна окончательно упустила свой исторический шанс встать вровень с передовыми странами. На другом полюсе советское прошлое ностальгически предстает в образе благополучного, стабильного и даже сытого времени в истории страны со справедливо устроенной устойчивой социальной системой и лояльностью общественных отношений.
Как бы там ни было, необходимо признать важный факт: образование ТАССР, несмотря на усеченные территориальные рамки, не отражавшие реальную картину расселения татар, ограниченность предоставленных республике политических прав, является одним из важных событий в истории татарского народа ХХ века. Основополагающее значение в данном случае имеет факт обретения татарским народом административно-политического статуса в виде автономной республики. С учреждением Татарской автономии само слово «татары» в общественном лексиконе обрело легитимное звучание, что имело кардинальное значение для их национального самосознания.
В республике имелись атрибуты политической власти: Конституция, герб, флаг, государственные учреждения, в которых Декретом ЦИК и СНК Татарстана от 25 июня 1921 г. обязательным был признан татарский язык. В ходе его реализации была развернута широкая система обучения населения республики.
В первые десятилетия советской власти сложилась база для развития высокой культуры татарского народа: профессиональной музыки и живописи, театрального искусства, делались попытки наладить собственное кинопроизводство, создан ряд научных центров, способствовавших развитию татарской гуманитарной науки. В 1930-е годы были открыты Татарская государственная филармония, Татарский государственный театр оперы и балета, создан Государственный татарский ансамбль песни и пляски, роль которого в популяризации национального искусства за рубежом в советский период невозможно переоценить. В 1939 г. был создан Татарский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории.
Темпы промышленного роста в Татарской республике в советский период позволяют говорить не только о догоняющем, но и подтягивающем характере ее модернизации. В период индустриализации (конец 1920-х - 1930-е гг.) в Татарской республике было построено 58 крупных промышленных предприятий. К 1940 г. ТАССР имела 21 новую промышленную отрасль вместо 11 к началу индустриализации. Соответственно ускорился и рост городского населения республики. Если в 1926 г. в городах Татарстана проживало 10,8% всего населения, то уже в 1939 г. доля городского населения возросла до 21,1%. По сравнению с 1926 г. число рабочих в крупной промышленности увеличилось в 4,2 раза, при этом число татар увеличилось в 8 раз. Всего в СССР к концу 1930-х гг. насчитывалось более 500 тыс. рабочих-татар. С целью повышения удельного веса татар на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях, учебных заведениях создавались специальные так называемые коренизированные группы, которые предусматривали более благоприятные условия для социальной самореализации татар. В этот период в республике сложилась система высшего и среднего специального образования, носившая многоплановый и разносторонний характер. Уже в 1930-е гг. в республике насчитывалось 13 институтов.
Сразу же в послевоенный период в Татарстане развернулось строительство новых промышленных предприятий, ориентированных на общесоюзные нужды, это объяснялось весьма актуализировавшейся в условиях холодной войны государственной стратегией, согласно которой республике отводилась роль важной тыловой базы. Важную роль в индустриализации новых регионов играли их природные ресурсы (нефтяной юго-восток, связанная с ним Камская промышленная зона). Представленные в республике отрасли ВПК, химической, машиностроительной, приборостроительной, меховой, медицинской промышленности производили многие виды уникальной продукции. Татарстан был одним из главных поставщиков нефти и газа, являвшихся главной статьей экспорта СССР в 1970-х - первой половине 1980-х годов.
Бурное развитие промышленности в республике способствовало росту числа учреждений, призванных обеспечивать научно-технический прогресс в приоритетных отраслях народного хозяйства. В 1965 г. в ТАССР насчитывалось 51 НИИ. Неуклонно росла доля татар, занятых в интеллектуальных сферах труда. В середине 1970-х гг. более 35% специалистов народного хозяйства республики являлись татарами. Из научных работников республики каждый четвертый доктор наук, каждый третий кандидат наук и каждый третий аспирант были татарами, а еще в 1940-е гг. научных работников со степенью среди татар были единицы.
Исходя из всего вышеизложенного, уместно задать вопрос: почему же, несмотря на то что в истории Советского Союза, особенно когда речь идет о II половине ХХ в., трудно найти примеры других областей и республик, где наблюдались бы столь высокие темпы индустриализации, Татарстан не дорожил собственной нишей в СССР и активно участвовал в «параде суверенитетов» в период перестройки и ранний постсоветский период?
Дело в идеократическом, директивно-мобилизационном характере советской модернизации, касавшемся лишь отдельных подсистем жизнесферы региона, представляющих интерес для центральной власти. В ТАССР происходили мощные процессы индустриализма и урбанизма, становление постиндустриализма, в соответствии с которыми в обществе вызревала социально-культурологическая позиция «модернити», но она была придавлена архаичной политико-идеологической системой. Развитие экономической жизни не сопрягалось с логикой развития социокультурной действительности, что в национальном регионе наряду со множеством других типично российских проблем неизбежно создавало и специфические - этнического характера. Расширяя возможности народа в повышении общеобразовательного, культурного, профессионального уровня, государственная система заботилась лишь о формировании исполнительской культуры с целью «начинить» человека необходимыми для «строительства социализма» знаниями. Неуклонно рос образовательный уровень населения, росла и развивалась материальная база культуры, расширялся социально-профессиональный состав причастных к культуре групп.
Что же касается этногенеза, то он начиная с 1940-х гг. имеет четкую тенденцию к затуханию в результате идеологической борьбы с «националистическими происками». Начало ей было положено принятым 9 августа 1944 г. постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации». Это постановление на десятилетия определило для местных властей установки в области национальной политики. По нему выверялась деятельность научных и культурных учреждений столицы республики. Политические императивы в трактовке татарской истории, выискивание «нездоровых националистических происков» в творчестве национальной интеллигенции создавали некую «презумпцию виновности» у татарского народа и определяли характер развития татарской культуры в советский период. Духовный мир людей, подвергшийся коммунистической нивелировке, приводил к элементаризации культуры, невостребованности складывавшейся веками национальной сокровищницы. В конечном счете это оборачивалось снижением полифонии в социокультурной динамике населения республики, увеличением числа носителей маргинальной культуры.
Вместе с тем в обществе росли оппозиционные настроения. Интеллигенция все больше дистанцировалась от властей, в ее среде складывались неформальные общественные группы со своими независимыми оценками явлений, культурными пристрастиями, внутренними связями. В 1964 - 1965 гг. среди татар существовали неформальные группы, которые пытались консолидировать свои усилия в целях возрождения и совершенствования татарской культуры. Вопросы сохранения татарского языка, культуры часто обсуждались на литературных вечерах, кружках, съездах творческих работников.
В эпоху перестройки в условиях общей демократизации эта полулегальная катакомбная энергия граждански активной части населения республики во многом предопределяла революционную ситуацию конца 1980-х - начала 1990-х гг. в ТАССР. В период бурного процесса децентрализации страны многочисленные неформальные объединения национально-культурной ориентации, к концу 1980-х гг. сформировавшие национальное движение, своей главной целью ставили достижение реального национального суверенитета. В первое время национальное движение тесно смыкалось со всеми демократическими силами республики. Их объединяло стремление ликвидировать монополию КПСС на власть. Весной-летом 1990 г. политизация масс достигла небывалой остроты и размаха. К этому располагали все более ухудшавшаяся социально-экономическая ситуация, осложнение отношений между руководством СССР во главе с Горбачевым и руководством РСФСР во главе с Ельциным, процессы суверенизации в Прибалтийских республиках. В Татарской республике народ все чаще демонстрировал враждебное отношение к обкому КПСС. Возгласы «Долой!», «В отставку!» все громче звучали в его адрес на ставших привычными многочисленных манифестациях, собиравших огромные массы людей.
Свои надежды на кардинальные перемены общественность связывала с избранным демократическим путем Верховным Советом Татарской республики. Этому способствовал огромный авторитет оппозиционно настроенных по отношению к коммунистической номенклатуре депутатов Верховного Совета СССР, приобретенный во время знаменитого съезда народных депутатов СССР в мае-июне 1989 года. Среди них смелой гражданской позицией отличились и депутаты от Татарстана: ректор КГУ А.В.Коновалов, главный редактор газеты «Вечерняя Казань» А.А.Гаврилов, драматург Т.А.Миннуллин.
Весной-летом 1990 г. вопрос о повышении государственного статуса Татарстана стал главным вопросом политической жизни республики. В условиях небывалого подъема общественно-политической активности населения лидеры региональной Коммунистической партии организовали круглый стол, который собрал вместе представителей ведущих политических движений. Целью встречи была выработка принципов взаимопонимания, терпимости и даже сотрудничества между ними.
Используя противоречия между союзными и российскими властными структурами, руководство Татарской республики все настойчивее добивалось повышения ее статуса. Этот вопрос неоднократно ставился им в различных властных структурах в Москве. Нуждаясь в поддержке автономий в своей борьбе против М.Горбачева, Б.Ельцин высказался в пользу претензий Татарстана на суверенитет. Во время визита в республику Председатель Верховного Совета Б.Н.Ельцин сказал облетевшую все республиканские средства массовой информации фразу: «Берите суверенитета столько, сколько вы его сможете проглотить». После этого Татарстан с еще большей решимостью стал выступать за непосредственное участие в подписании Союзного договора, которое было намечено на 20 августа. Россия выдвигала неприемлемые условия признания суверенности Татарстана. Для разрешения всех спорных вопросов 12 - 15 августа делегации России и Татарстана в Москве начали переговорный процесс, а затем подписали протокол, который фактически принимал требования Казани о договорных отношениях с РСФСР.
24 августа 1990 года в Казани прошел мощный митинг с требованием принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана. Через пять дней сессия Верховного Совета ТАССР приступила к рассмотрению вопроса о ее государственном суверенитете. 30 августа 1990 года состоялось одно из самых знаменитых событий в истории Татарстана второй половины ХХ века - в этот день на сессии Верховного Совета ТАССР после бурной дискуссии была принята Декларация о государственном суверенитете республики. Из 242 депутатов за нее проголосовал 241 человек при одном воздержавшемся. Собравшийся на площади Свободы у здания, где заседал Верховный Совет, народ ликовал. Принятие декларации означало преобразование ТАССР в ТССР - Республику Татарстан. 30 августа было официально объявлено праздником суверенитета Республики Татарстан, 25-летний юбилей которого мы празднуем в этом году.
История последнего десятилетия ХХ века свидетельствует о том, что Татарстан избрал путь цивилизованной самоидентификации, целью которого было обретение достойного места в реально существующей государственной системе. Оно выражалось как в желании экономической состоятельности, так и самоактуализации татарского этноса в контексте преодоления исторически сложившейся неприязни к нему, вытекающей из въевшейся в сознание многовековой идеологемы о татаро-монгольском иге.
Политика Республики Татарстан, провозгласившей суверенитет, принесла свои плоды в виде более благоприятного по сравнению с другими сопоставимыми регионами Российской Федерации экономического положения, меньшей степени обнищания населения, а также завоевания доверия руководством республики у своего народа. Это сделало популярной социально-экономическую модель Татарстана, получившую название «мягкое вхождение в рынок». Очень важно, что эта стратегия обеспечила в начале 1990-х гг. политическую стабильность и позволила руководству республики вести переговоры с Москвой о политической и экономической автономии с сильных позиций. Москва предоставила значительную экономическую и политическую автономию Татарстану в обмен на поддержание межэтнического согласия внутри республики и отказа от угроз полного отделения от федерации.
Подытоживая, хочется отметить, что поражение советской социетальной модели обусловливалось во многом тем, что Татарская АССР не стала этноэкологической нишей для татарского народа, поскольку интеграция народов в СССР осуществлялась имперскими способами. С образованием Татарской автономии в условиях экстенсификации экономики происходили мощные процессы разбазаривания культурных ресурсов татарской нации. Появившееся в 1990-е годы и привлекшее к себе внимание мировой общественности понятие татарстанской модели показывает, что успешность и эффективность региональной политики в России определяются концепцией сохранения и возрождения подлинного цивилизационного богатства страны, предоставления комфортных условий для существования самодостаточных территорий и общностей, показывая, что суть Российского государства в их реальной интеграции. Воспитательный эффект ранней постсоветской истории Республики Татарстан заключается в осознании предпочтения партнерских отношений между объективно различными, но соседствующими частями социокультурного процесса.