Театр начинается с чудаков

Вот именно - не с привычной вешалки! А с тех, кто украшает этот мир.

news_top_970_100

Но обо всем по порядку. Есть в Казани старейший, теперь, к сожалению, единственный в городе Народный татарский театр. Его адрес уже 65 сезонов неизменен - Дворец культуры имени Саид-Галиева в Дербышках.

ИСТОРИЯ. Молодой режиссер театра Рафис Фазылзянов рассказывает:

- Во время войны в Дербышки эвакуировали Ленинградский оптико-механический завод. Завод работал на военную промышленность. Вскоре вокруг него разросся городок из бараков. Наскоро сколотили и клуб, где вечерами играл веселый гармонист и балагур Габдрахман Зиганшин. Вокруг него собирались любители попеть, сплясать, пошутить. Из доморощенных артистов Зиганшин сначала организовал самодеятельный ансамбль. А потом свой театр. Начали с одноактных татарских пьес - «Первый театр» Г.Камала, «Жена директора» Р.Ишмуратовой, «Годы и дороги» Ф.Хусни. 1946 год считается годом рождения театра. В конце пятидесятых из деревянного клуба переехали в новое здание дворца. На новоселье приехали артисты театра им. Г.Камала, которые показали пьесу Мустая Карима «Похищение девушки». Потрясенные игрой профессионалов участники драмкружка пошли к ним за кулисы. «Научите нас так же играть! Станьте нашим руководителем!» - просили они ведущего актера, к тому времени уже заслуженного артиста ТАССР Идията Султанова. Почти 20 лет он будет режиссером самодеятельного коллектива, который из драмкружка превратит в Народный театр. Это почетное звание присвоили в 1963 году... После Султанова режиссером театра стал Шамиль Галиуллин, который обогатил репертуар труппы такими серьезными постановками, как «Юсуф и Зулейха» К.Тинчурина, «Искры» Т.Гиззата.

В НАШИ ДНИ. В последние 10 лет режиссером был Билал Гайнуллин. Он умер два года назад. А театр оказался на грани распада. Руководители дворца в Дербышках пригласили возглавить театр выпускника казанской академии культуры Рафиса Фазылзянова.

- Значит, вы последние из могикан? - спрашиваю молодого режиссера.

- Выходит так, раз из 100 народных театральных коллективов сейчас остался только один, - соглашается он. - Недавно мы подтвердили свой статус. Потихоньку стал собираться чуть было не разбежавшийся коллектив. Первое, что мы сделали, - провели вечер памяти нашего последнего режиссера Билала Гайнуллина. Потом поставили пьесу Фанавиля Галиева, актера татарского тюза, «Червоточинка», с которой участвовали в Декаде народных театров. Завоевали звание дипломантов. А наша актриса Гульчачак Муллахметова победила в номинации «Лучшая женская роль».

АКТЕРЫ. В комнату, где мы беседуем с Рафисом, подтягиваются артисты. Молодой инженер КОМЗа Шамиль считает, что театр не умрет никогда. Костяк труппы - 8 самодеятельных актеров. Узнаю их по портретам, висящим на стене. Вот ветеран театра - 50 лет на сцене! - Бари Гайнуллин. А вот Мадина Гайнуллина.

- Муж мой здесь 40 лет играл. А я сначала только на репетиции и на посиделки приходила, - говорит она. - Теперь театр мне как дом родной.

- Театр - это диагноз, - поддерживает разговор Гульчачак Муллахметова. - Если им заболел, то на всю жизнь.

- Она у нас лучшая Сююмбике, - добавляет Бари Гайнуллин. - Мы ведь в костюмированных шествиях на Дне города участвуем. Сабантуй открываем в Березовой роще.

ФАНАТЫ. Есть здесь и династии. Например, у Файзуллиных играют в театре отец, дочь и сын. Есть и молодежь. Например, Рамиля Шамсутдинова всегда мечтала о сцене, но в театральное училище не попала. Применение нереализованному таланту нашла в народном театре. Заболел театром в 20 лет и студент биолого-почвенного факультета КФУ Ильнас Сахабиев. Пришел, увидев объявление о наборе. Блестяще сыграл в первом своем спектакле. Отслужил в армии, поступил в аспирантуру и снова пришел в театр.

К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне театр поставил спектакль о вдовах «Вагдэ буляге» («Подарок на память»).

- Мы попытались донести до людей трудную, незаслуженно забытую тему: как ждали своих любимых с фронта наши матери и бабушки, - говорит режиссер.

Потом меня приглашают поучаствовать в небольшом актерском тренинге. Рафис ставит в центр комнаты корзинку и дает задание сыграть с ней придуманную каждым сценку. Сколько было смеха и импровизации! А я поймала себя на мысли, как мне легко с этими увлеченными людьми, благодаря которым народные театры никогда не умрут! И обязательно возродятся как птица феникс из пепла.

news_right_column_240_400