ПРОБЛЕМА N
о1. КАДРЫ. Школа Nо20. На вахте меня встречает старичок - божий одуванчик. На просьбу пропустить в учительскую проявляет бдительность - требует паспорт. Раскрываю карты и прошу рассказать об обязанностях школьного охранника.- Дык что говорить-то, - растерялся охранник. - Я всего третий день на службе. Мне вот сказали, что должен записывать. И чужих не пущать!
На вопрос, есть ли в школе кнопка тревожного вызова, старичок показал на противоположную стену вестибюля, добавив смущенно: «Правда, директор сказала, она работает только после двух часов». Не оказалось у охранника и мобильника на экстренный случай. «Не заработал я еще на него», - признался он.
ВЫВОД. Безопасность школ сегодня отдана на откуп частным охранным предприятиям. Но кому они доверяют защиту детей? На вахте в основном женщины среднего и старшего возраста (зачастую бывшие школьные технички и гардеробщицы) и мужчины-пенсионеры. Молодых людей, спортивных и сильных, я не встретила.
ПРОБЛЕМА N
о2. ФИНАНСЫ. В школе No25 ответственными за правопорядок в тот день были вахтерша преклонных лет и девчушка-девятиклассница - дежурная.- Я не могу договориться ни с одним
ЧОПом города. Их не устраивают наши финансовые возможности, - объясняет аховую ситуацию директор Юлия Егорова. - В этом году в школе резко уменьшилось количество детей - с 400 до 300. Наш район бесперспективный. Новостроек нет. Детей школьного возраста мало. В итоге сумма родительских взносов за охрану уменьшилась. Чоповцы недовольны. Выход один - убедить родителей увеличить взнос.
РЕЗЮМЕ. Как известно, в среднем за каждого школьника с них просят за учебный год около 200 рублей. Вроде бы немного. Но сбор дополнительных средств с родителей зачастую оборачивается скандалом: мол, на что учителя наши деньги тратят?
ПРОБЛЕМА N
o3. ТЕХНИКА. Школе No23 повезло. Два года назад 1 сентября здесь состоялась торжественная презентация самой современной системы безопасности. Технологическую новинку в виде турникета установили при поддержке местного комитета партии «Единая Россия». Системой безопасности все остались довольны. 13 камер видеонаблюдения по всему периметру учебного заведения давали картинки на диспетчерский пульт. Учителя и школьники получили именные пропуска с фотографиями и чипами для прохождения через турникет. В итоге убили двух зайцев: и охраняли, и контролировали посещаемость школьников. Но через год с небольшим суперсистема сломалась. Куда только не обращалось руководство школы с просьбой починить и вернуть к жизни технику! Производитель - московская фирма, прислать сотрудников службы сервиса отказался. А своих умельцев не нашлось.ВЫВОД. Об этом болит голова только у руководства школ. Одна замдиректора по АХЧ пожаловалась мне, что за сложной системой противопожарной безопасности следит лишь администрация учебного заведения. Ситуация простая: мы вам установили, а дальше вы уж сами как-нибудь.
ВЫХОД. УВД Казани, сообщил «КВ» руководитель пресс-службы Игорь Силко, помогает школам лишь в первую декаду сентября, выделяя сотрудников. Но ведь у директоров школ, помимо прямых обязанностей учить и воспитывать детей, масса хозпроблем: ремонт школы, закупка оборудования, подготовка к отопительному сезону, поиск охранных фирм... В результате каждая школа решает вопрос безопасности детей в меру возможностей.
КСТАТИ
В одной из них мне рассказали об опыте Германии. В школах города Дрездена все, что касается хозобслуживания - от охраны до ремонта, находится в ведении специального отдела муниципалитета.