«Учителя поры военной, вы в памяти моей нетленной...»

В год 65-летия Победы хочется вспомнить учителей, которые учили и воспитывали нас во время войны.

news_top_970_100

Я училась тогда в средней школе районного центра в Курганской области. В сентябре 1941-го у нас было всего два пятых класса. А к концу года их стало семь: приехали ребята, эвакуированные из Москвы, Одессы, Ленинграда, Киева. Мы с ними быстро подружились и поняли, что приезжие стали для нас окном в мир. Мы делились с ними всем чем могли.

Вместе с новыми учениками появились и новые учителя. До войны у нас было много учителей-мужчин, но все они ушли на фронт. Их место занимали те, кто вернулся по ранению. Теперь физику преподавал ленинградец Вячеслав Михайлович Мисютин. Он прихрамывал: на войне ему оторвало пальцы на ноге. Но его физические опыты мы запомнили на всю жизнь. Алгебру вел Борис Александрович Косов. У него плохо поднималась правая рука. И он писал формулы не на доске, а на стене карандашом. Потом стену забеливали, и все начиналось сначала.

Никогда не забудется учительница русского языка и литературы Александра Ивановна Гоголева. Она сумела привить нам любовь к великому русскому языку, культуре и чистоте речи. Многие из нас благодаря замечательному педагогу стали учителями, журналистами, писателями. Я тоже под влиянием Александры Ивановны после школы поступила на факультет русского языка и литературы Челябинского пединститута.

Незабываемую память о себе оставил и наш учитель немецкого языка Фольф Соломонович Гольдберг - пожилой профессор Пражского университета, плохо видевший и слабо слышавший. Он появлялся в классе, закутанный в толстую шубу, в шапке-ушанке, поверх которой был намотан толстый шарф, и говорил: «Вы уже не видите, что я на дверях?» Он читал нам стихи Гейне, рассказывал о немецкой культуре. И хотя шла жестокая война с немцами, мы сидели на его уроках завороженные. Охотно учили стихи, а к концу школы прилично знали язык. Пение вела учительница с Украины. На всю жизнь я запомнила напевные украинские песни под аккомпанемент бандуры или мандолины.

Во время каникул мы работали на прополке, покосах, уборке зерна и картошки. А долгими осенними и зимними вечерами вязали варежки и носки, которые посылали на фронт. В посылки вкладывали записки: «Вязала девочка Оля, 11 лет» и сообщали адрес. Иногда с фронта приходили благодарственные письма, добрые и теплые.

Когда немцев разбили под Москвой, в школе состоялась большая линейка. На ней все пели знаменитую песню «Дорогая моя столица!» и прощались с москвичами, которые уезжали домой. По мере освобождения городов нас покидали ленинградцы, киевляне, одесситы. Классы быстро пустели. К началу 1944 - 1945 учебного года у нас осталось всего два седьмых класса и один восьмой.

В 1945 - 1946 годах возвратились с войны наши учителя. Среди них директор школы химик Сергей Александрович Титов, учителя физики, истории и географии. Они работали самоотверженно, отдавая нам все свои знания. И стремясь заменить отцов тем, кто потерял их на войне.

С тех пор, как я закончила школу, прошло 62 года. В 1948-м у нас не было выпускного вечера. Наш выпуск из 10 человек просто собрали в классе. Пришел директор, положил перед каждым на парты аттестат зрелости и сказал: «Простите, ребята!» И вышел... Мы не обижались: понимали, во время послевоенной разрухи не до балов. Но бедными или обделенными представители нашего поколения себя никогда не ощущали. Школа и учителя дали нам самое главное богатство в жизни - крепкие знания.

news_right_column_240_400