Лауреат Государственной премии имени Г.Тукая, заслуженный деятель искусств РФ и РТ, драматург и философ Диас Назихович Валеев родился 1 июля 1938 года в селе Казанбаш Арского района Татарской АССР. Его отец Назих Гарипович Валеев был первым секретарем Алькеевского райкома партии. Мать, Зайнуль Мухамедовна Кутуева, родная сестра татарского писателя Аделя Кутуя, стала врачом. Под влиянием старшего брата Радика, в последствии доктор геолого-минералогических наук, Диас Валеев поступил на геофак Казанского университета. Посещал литературное объединение Союза писателей ТАССР. После окончания КГУ с 1962 по 1965 год работал в поисково-съемочной экспедиции поселка Одра-Баш Кемеровской области. Там, в Горной Шории, испытал он религиозное озарение и осознал себя вестником новой веры.
Вернувшись в Казань, Диас Валеев стал корреспондентом «Комсомольца Татарии», начал публиковаться с рассказами в местной периодике, в центральных журналах «Смена», «Молодая гвардия».
В 1970 году состоялся его дебют в Татарском академическом театре имени Г.Камала с пьесой «Суд совести» («Охота к умножению»). Всесоюзную известность Диасу Валееву принесли постановки в Московском драматическом театре имени М.Н.Ермоловой «Дарю тебе жизнь», «Диалоги», «Казанский университет». В 70-80-х годах пьесы казанского драматурга шли в десятках театров СССР. В Москве и Казани изданы около 30 книг с рассказами, повестями, эссе Диаса Валеева.
В 90-е годы он выступил с религиозно-гуманистической проповедью, призывающей человека к самосовершенствованию, осознанию себя частью всего Мира, Вселенной, Сверхбога, преодолению эгоистических, классовых и расовых барьеров. Философские мысли изложил в книгах «Третий человек, или Небожитель», «Уверенность в Невидимом», «Сокровенное от Диаса».
Последние годы он готовил к печати восемь томов своих сочинений, пять из них уже вышли в Татарском книжном издательстве. В своем «Последнем слове», текст которого передал на хранение в редакцию «Казанских ведомостей», Диас Валеев просил похоронить его в соответствии с его новой верой: на четвертый день после кончины на берегу Казанки сжечь тело на большом костре… Без траурных речей, слез и горестных лиц («В конце концов, человек возвращается на родину»). Смерть не может быть поводом для печали - она означает растворение в Сверхбоге…