В Татарстане продолжает увеличиваться число зараженных коронавирусом. Всего за две недели с момента введения в республике системы QR-кодов и режима самоизоляции для лиц старше 60 лет подхватить ковид по официальной статистике Минздрава РТ успело чуть более 1,4 тыс. человек.
При этом растет и число развернутых коек, и число госпитализированных. Но почему-то эти цифры между собой явно не совпадают. Буквально за пять дней коечный фонд республики увеличился практически на 350 штук, а число госпитализированных с ковидом за две неделе составило около 370. Возникает вопрос, почему количество коек растет быстрее числа госпитализированных?
Сначала на большом брифинге в Кабмине РТ 15 октября замминистра здравоохранения РТ Ильдар Фатихов заявил, что общее число коек составляет около 6 тысяч, а уже 20 октября первый замминистра Минздрава Татарстана Альмир Абашев сказал, что их стало 7,1 тысячи. При этом Абашев опроверг факт расхождения в цифрах, видимо, забыв, что на 15 октября на брифинге выступал Фатихов.
Ко всему прочему, в Татарстане готовят еще два ковидных госпиталя и уже оснащают их кислородом. Правда, больше информации о них нет, неизвестно даже, в каком именно городе располагаются ковидарии. Альмир Абашев рассказал лишь, что они будут находиться где-то близ Казани. Учитывая, что столица Татарстана лидирует по числу заболевших в республике, подобное решение кажется вполне логичным. Ведь еще недавно из морга 7-й горбольницы вывозили по 10 трупов в час в черных мешках.
Буквально на днях журналист «Татар-информ» обследовал казанские кладбища, где ему рассказали, что места захоронений продолжает заполняться небывалыми темпами. Как говорят сами могильщики, мест становится все меньше и хоронить людей совсем скоро будет просто негде. Сами же казанцы, которые приходят туда хоронить родственников, говорят, что их близкие умирают от «короны».
«Система здравоохранения под неравномерной нагрузкой»
В Минздраве РТ не отрицают, что система здравоохранения находится под высокой нагрузкой, которая распределяется крайне неравномерно.
«На самом деле сегодня неравномерная нагрузка на коечную сеть присутствует в крупных провизорных госпиталях таких, как РКБ, РКИБ, 7-я городская больница, два госпиталя в Набережных Челнах. Там, естественно, практически не существует свободного коечного фонда, потому что они работают на первичный прием граждан, которых доставляет „скорая« и в результате самообращений. Что касается госпиталей-резервов, то там с коечной мощностью обстоят дела попроще, но мы наблюдаем их интенсивное использование, особенно в последнее время в связи с ростом ОРВИ», — сказал первый замминистра Минздрава РТ Альмир Абашев.
О наступивших тяжелых временах говорила и вице-премьер Татарстана Лейла Фазлеева. Но при этом, по ее словам, бить в набат не нужно, ведь в случае необходимости коечный фонд может развернуться на максимум прямо как в военные годы.
«Мы с вами уже проходили процесс сворачивания и разворачивания коек в военное время», — отметила Фазлеева на брифинге в Кабмине РТ.
Но нужно учитывать, что система здравоохранения Татарстана и так работает на износ. Нынешнее число коечного фонда максимальное со времен начала пандемии в республике. Столько занятых коек не было даже в первую и вторую волны ковида. Тем не менее, ответа на вопрос о разнице заболевших и количестве коек этот факт не дает.
ПЦР-тест и «махровая» пневмония
Разницу в заболевших и занятых койках в ковидных госпиталях попыталась объяснить главный санитарный врач РТ Марина Патяшина. «Пациент лежит не один, не два и даже не семь дней, а иногда лечение длится до трех месяцев, часто заболевание осложняется, и это продлевает время его госпитализации», — отметила Патяшина.
Также она подчеркнула, что диагноз COVID-19 ставится в случае положительного ПЦР-теста, а у пациентов, которые обращаются за медицинской помощью поздно, уже развивается «махровая» пневмония, и вирус спускается в нижние доли легкого. В таком случае выявить вирус мазком из носоглотки невозможно. Но такой пациент также подлежит лечению в стационаре и лечится препаратами по той же схеме.
Она же объяснила, почему в республике решили не уходить на нерабочие дни раньше, несмотря на рост случаев заболевания. «На сегодняшний день в Татарстане комплекс меры самый жесточайший по сравнению с другими субъектами России. В этой связи, если мы с вами будем соблюдать все то, что предписано, то на сегодня мы не видим рисков ухудшения ситуации и поэтому не видим и необходимости вводить дополнительные нерабочие дни», — сказала Патяшина.
Остается открытым вопрос и о том, почему так сильно разнятся данные Росстата и республиканского Минздрава и Роспотребнадзора. К примеру, по данным федеральной службы государственной статистики, только в августе от коронавируса в Татарстане скончалось 1,2 тыс. человек. Но официальная цифра Минздрава и Роспотребнадзора РТ отличается в более чем 15 раз — всего 78 человек.
В пресс-службе республиканского Роспотребнадзора объясняют это тем, что Росстат публикует статистику летальных случаев, ассоциированных с новой коронавирусной инфекцией. В то время как «Оперштаб РТ озвучивает данные по подтвержденным случаям смерти с диагнозом по МКБ-10 U07.1».
На вопрос о том, почему такое большое количество ассоциативных случаев смерти и почему в других регионах такой сильной разницы в данных нет, в пресс-службе Роспотребнадзора РТ журналистам не ответили. Учитывая, что с недавних пор ведомство еще и закрыло комментарии в своем Instagram-аккаунте, желание не общаться вполне понятно.
«Из-за большого количества больных про тебя могут просто забыть»
Своей историей пребывания в одном из ковидных госпиталей поделилась наша подписчица, которая пожелала остаться анонимной. Девушка рассказала, что из-за роста заболеваемости в госпиталях, действительно, не хватает мест. Людей там кладут в коридоре, а медперсонал просто не успевает помогать всем ковидникам.
«Медсестры не успевают смотреть за больными, и если кому-то становится плохо, поднимается сильно давление, кого-то тошнит, приходится людям из палаты бежать искать их на посту, где их обычно нет. Из-за большого количество больных падает качество ухода за ними. Про тебя могут забыть, медсестры ставят капельницу и уходят, их не бывает очень долго, ты можешь звать их, а в коридоре никого не бывает», — сказала она.
Также девушка, перенесшая ковид, рассказала, что при заболевании необходимо пить много воды, но в палаты ее никто не приносит, а даже если она там есть, то никто тебе ее не подаст.
«В основном в госпиталях лежит большое количество пожилых, вода стоит, как правило, на подоконнике, в коридоре, а каждый раз ходить туда им тяжело», — отметила подписчица.
Рассказала она и о том, что в первый же день нахождения в больнице ей забыли выдать таблетки, а ведь стоимость одной такой капсулы обходится в 1,5 тыс. рублей.
«Я долго ждала, ходила на пост и в кабинет, где сидят медсестры, но там никого не было. На второй день там опять никого не было, и дали мне их только на третий день. Я пропустила прием противовоспалительного препарата, у которого одна таблетка стоит 1,5 тыс. рублей», — добавила девушка.