Это далеко не полный перечень диагнозов, поставленных санкт-петербургскими специалистами во время обследования транспортной ситуации в столице Татарстана.
На днях состоялась презентация проекта комплексной схемы организации дорожного движения Казани на 2014 - 2020 годы с перспективой до 2030 года. Она разработана Санкт-Петербургским научно-исследовательским проектным институтом территориального развития и транспортной инфраструктуры.
Если проект будет успешно внедрен, что получат по утверждению авторов казанцы? Во-первых, снизится количество заторов на дорогах, а это положительно скажется на экологии, загазованность воздуха уменьшится. Во-вторых, увеличится скорость движения личного и общественного транспорта, стало быть, город поедет без проблем.
В-третьих, повысится безопасность дорожного движения и качество транспортного обслуживания. Снизятся объемы парниковых выбросов, создастся комфортная транспортная среда для жителей и гостей Казани.
Во время разработки проекта были проведены 78 точечных транспортных и 14 автоматических суточных обследований, 37 обследований пешеходного движения и 30 замеров плотности и интенсивности движения.
Анализ транспортных узлов города показал, что на сегодняшний день на казанских дорогах 70 постоянных заторовых участков, которые, как тромбы в венах, стопорят движение. Средняя скорость на них менее 20 км в час! Сейчас в Казани перегружено более 30 процентов улично-дорожной сети. Ожидается, что через 15 лет в городе на одну тысячу жителей будет приходиться около 400 автомобилей. Сейчас это соотношение составляет 300 машин на тысячу горожан. Тоже немало.
- Если не будет предпринято никаких мер, то уже через пять лет средняя загрузка улично-дорожной сети города возрастет до 70 процентов, - уверен начальник отдела транспортного моделирования ИТС (НИПИ ТРТИ) Станислав Володченко. - К 2030 году с учетом роста уровня автомобилизации этот показатель может возрасти до 75 процентов. Средняя скорость движения уже после 2020 года выйдет за рамки комфортной и приблизится к 20 км в час.
Спасти Казань от транспортного коллапса могут три варианта реализации КСОДД - минимальный, средний и максимальный, в зависимости от финансовых возможностей города и республики.
Минимальный вариант - это оптимизация режимов светофорного регулирования на 11 участках, реконструкция 28 перекрестков, продолжение обустройства транспортных развязок, создание схемы приоритетного движения для общественного транспорта и формирование парковочного пространства.
Средний и максимальный варианты включают в себя все мероприятия минимального варианта, дополнительно предусматривается развитие пешеходной и велосипедной инфраструктуры, развитие системы движения грузового транспорта.
Максимальный вариант КСОДД позволит до 2030 года добиться увеличения средней скорости движения на 8 км/ч, снизить на 9 минут среднее время поездки, сократить на 1,23 км дальность поездки, уменьшить число заторовых участков на 53 процента, увеличить протяженность магистралей на 119,5 км, отремонтировать 31,4 км дорог, снизить количество барьерных узлов на 40 единиц, уменьшить количество вредных выбросов на 30 процентов к 2030 году. Прогнозы оптимистичные, осталось только найти средства на реализацию.
Авторы проекта также предлагают концепцию развития единого городского парковочного пространства на улично-дорожной сети: в 2015 году - 1250 машиномест, в 2016-м - 1920 машиномест, а также устройство 7 перехватывающих парковок на 3400 машиномест.
Проект КСОДД Казани получил экспертную оценку. Это первая схема в России, которая разработана с учетом выброса парниковых газов, поэтому столица РТ в данной области выступает городом-пионером.
Следующим этапом станет внедрение в городе системы мониторинга выбросов парниковых газов, также продолжится работа по развитию системы общественного транспорта. На следующий год планируется проведение летней общеобразовательной школы, посвященной транспортному планированию.
Окончательный вариант проекта КСОДД с учетом замечаний экспертов размещен в открытом доступе на сайте kazantransport.ru.