В соискателе все должно быть прекрасно

Кризис добрался и до вас лично? И вы, еще вчера уважаемый и такой нужный на своем рабочем месте специалист, сегодня этого места лишаетесь - сокращение...

news_top_970_100

Давайте не будем уподобляться известному персонажу советской комедии. Возьмем лучше на вооружение совет знаменитого американца: «Перестаньте беспокоиться и начните жить!»

О том, как правильнее реализовать этот лозунг на российской почве, я беседую с Аделей Ариф - бизнес-тренером и менеджером по персоналу группы казанских агентств, вошедших в Гильдию агентств по трудоустройству РТ.

Резюме - визитная карточка

- Составление собственного резюме - первый и очень важный этап поиска работы. Оно свидетельствует о том, что вы по крайней мере серьезно настроены на труд, владеете речью, компьютером, умеете себя представить и вообще работать с информацией. Оно должно выглядеть удобочитаемо, эстетично. Неплохо, если его украсит фото в деловом костюме. Оговорюсь: на некоторых предприятиях, невзирая на резюме, вам могут предложить заполнить анкету. Не отказывайтесь, чтобы не вызвать подозрения в том, что не дорожите корпоративной этикой.

Что важно в резюме:

1. ФИО.

2. Контактная информация. Лучше оставить и городские, и сотовые номера телефонов, чтобы вас можно было найти в любой момент.

3. Сведения о вашем образовании: учебные заведения, курсы, тренинги, семинары - чем больше, тем лучше. Их названия, период или объем обучения.

4. Сообщая о местах предыдущей работы, обязательно укажите занимаемые должности, размер оклада, должностные обязанности.

5. Вспомнить о собственных достижениях не только приятно, но и полезно. Расскажите о том, чего добились, что нового и хорошего сделали для предприятия.

6. Пункты «Семейное положение» и «Увлечения» могут показаться неважными на первый взгляд. Отнюдь! Исходя из наличия у вас брачных отношений и малолетних детей работодатель сможет судить о возможных для вас вариантах условий работы, а ваше хобби раскроет вас как личность, полноценную и интересную.

7. Однако резюме - это не мемуары, поэтому информация должна быть полной, но краткой: от страницы до трех.

Встречают по одежке

Вооружившись резюме, отправляйтесь на собеседование. Чем больше их у вас будет, тем быстрее трудоустроитесь. Запланируйте по три-четыре собеседования на каждый день в течение недели. Запаситесь терпением и помните: каждый отказ - тоже результат и ценный опыт.

Этап собеседования начинается с телефонного разговора. Не стоит растягивать его подробными расспросами о вакансии, но уместно задать несколько вопросов о том, чем занимается организация, узнать ее сайт, имя руководителя. Ваше четкое представление об этом, а также обращение к нанимателю по имени-отчеству оставит о вас приятное впечатление как о человеке, интересующемся не только зарплатой, но и работой.

Некрасиво перезванивать, поэтому, перед тем как набрать номер телефона, продумайте все вопросы. Затем узнайте точный адрес и придите на 5 -10 минут раньше.

Итак, само собеседование. От каждого жеста, от каждого вашего слова зависит вердикт человека по ту сторону стола.

Мы имеем солидный опыт проведения собеседований, поэтому, проанализировав наиболее часто встречающиеся недостатки соискателей, выработали некоторые правила поведения на собеседовании:

1. Внешний вид. Готовясь к собеседованию, продумайте свой наряд. Помимо опрятности обратите внимание на то, соответствует ли он требованиям желаемой должности. Деловая этика исключает, например, короткие юбки, открытые животы, костюмы кричащих расцветок. Броским украшениям предпочтите дорогие наручные часы.

2. Садитесь правильно. Если стул стоит не в направлении к собеседнику, поставьте его так, чтобы было удобно сидеть и общаться. Этим вы откроете вашу инициаторскую жилку. Общение же боком, а не лицом к лицу создаст ощущение вашей отстраненности.

Не скрещивайте ни ноги, ни руки - такая поза показывает, что человек боится окружающего мира, не может раскрываться как личность.

Отключите телефон, а сумку положите либо на соседний свободный стул, либо, при его отсутствии, на пол.

3. Зрительный контакт. Бегающий взгляд, уверяют психологи, говорит о том, что человеку есть что скрывать. Поэтому научитесь одаривать собеседников мягким, заинтересованным взглядом прямо в глаза.

4. Жестикуляция. В жестикуляции есть лишние жесты, они так же, как и сорные слова, являются признаком неуверенности и вообще мешают воспринимать нас.

5. Стрессоустойчивость. Умейте держать паузу и вовремя остановиться, чтобы не наскучить собеседнику. Замолчать и уставиться в пол - напротив, означает, что разговор потерял для вас интерес.

Работодатель в целях проверки на ваше умение выходить из любой ситуации может задать неожиданный вопрос, чтобы застать вас врасплох, - не теряйте спокойствия, подумайте и отвечайте. Если же не знаете - честно признайтесь в этом и подчеркните, что всему, что касается профессиональных навыков, вы готовы обучиться.

От улыбки станет светлее и ваш образ. Поэтому улыбайтесь мягко, но не навязчиво и не искусственно.

Провожают по уму

Каждая компания, осуществляющая набор сотрудников, выбирает наиболее подходящую ей схему проведения собеседования, но какой бы она ни была, можно вывести общие структурные правила поведения соискателя.

1. Четко изложить, на какую вакансию претендуете и почему.

2. Выслушать всю информацию о компании, офисе, должностных обязанностях.

3. Не страшно, если вы уточните, каким образом будет осуществляться трудоустройство, в какой срок будет принято решение, размер оклада и премий - это подчеркнет вашу заинтересованность в данной должности, но не стоит расспрашивать более подробно, выяснять все нюансы.

4. Наиболее распространенная ошибка: расспрашивать, где находится офис, сколько претендентов на место и т.п. Как только почувствовали, что собеседник не намерен продолжать разговор, вежливо уходите.

Глазами работодателя

Словно в подтверждение вышесказанного в кабинет директора кадрового агентства, где мы беседовали с Аделей Рафкатовной, зашла девушка в обтягивающих джинсах и коротком пиджачке. Она протянула Игорю Когану - директору агентства и председателю Гильдии агентств по трудоустройству РТ - свою анкету:

- У меня сразу несколько вопросов. Офис, где буду работать, далеко отсюда? Я учусь заочно: будете оплачивать мой учебный отпуск? Рабочий день фиксированный? Я живу не в Казани, поэтому не смогу оставаться допоздна!

Игорь Наумович отвечает вопросом на вопрос:

- Вы работали в крупной организации торговым представителем. Что вас побудило сменить и место работы, и профессию?

- Очень маленькая зарплата - в среднем 7000 рублей, да и вообще все уходят оттуда. Ничего хорошего там нет.

- Как нет? Мне известно, что там ведется и бесплатное обучение персонала, и поддерживается комфортная обстановка внутри коллектива, и заработки неплохие: у грузчика, например, оклад 15000 рублей.

Когда за соискательницей на должность менеджера в кадровом агентстве закрывается дверь, прошу Игоря Наумовича поделиться впечатлением.

- Негативное. Задавать вопросы, не дав мне дочитать анкету, просто неприлично, - говорит он. - Кроме того, человеку, ищущему работу, нелогично с ходу предъявлять требования. Тем более мне неприятны были негативные реплики в адрес прежнего места работы и руководства: я лично с ним знаком. Знаю, что на этом предприятии созданы все условия для нормальной работы сотрудников.

- Но если причиной увольнения стало действительно неприязненное отношение к работнику...

- Лучше назвать нейтральную причину. Поставьте себя на место работодателя: уйдет такой сотрудник и от меня и так же будет лить на меня и предприятие грязь?

- Что еще помешает этому соискателю получить утвердительный ответ?

- Очень раздражают завышенные требования по зарплате. Даже если соискатель уже имеет опыт по заявленной вакансии, все равно, придя в новую организацию, в новый коллектив, ему придется чему-то учиться. Я уже не говорю о тех работниках, которых придется обучать специально. Эта нескромность доходит буквально до абсурда. Вот, например, анкета соискательницы на место менеджера по персоналу. Предыдущее место работы: магазин, кассир. Зарплата: 3000 рублей. Пожелания к зарплате на новом незнакомом месте 15 - 20 тысяч рублей!

Другая девушка при мне стала считать: на обслуживание иномарки ей нужно 7 тысяч. На оплату квартиры - 9 тысяч. На одежду, косметику, обеды и т.д. - более 20 тысяч. Но ведь это ее, а не работодателя проблемы.

Обратный пример: пришла девушка с опытом работы - ее фирму ликвидировали. На вопрос о зарплате ответила: «Конечно, хочется как можно больше, и как специалист, думаю, стою недешево. Но во время всеобщего кризиса разве могу диктовать условия? Согласна и на 7 тысяч».

- Получается, работодатель сегодня набирает работников по принципу того попа из сказки: чтоб все делал за три ложки полбы?

- Отнюдь! Высококвалифицированный специалист востребован в любые времена, и даже самый скупой руководитель изыщет возможность его привлечь.

Приведу один пример. Пришел мужчина - бывший военный. И меня, и нашего партнера он заинтересовал огромным желанием трудиться и стремлением учиться. Так и заявил присутствовавшей на собеседовании директору компании: «Можете на первых порах мне ничего не платить - буду учиться!» Несмотря на то что отбор был очень жесткий, его взяли, назначив небольшой оклад. Недавно я поинтересовался, как у офицера дела, и получил от работодателя ответ, которого, в принципе, ожидал: «Повысили оклад. Его работой очень довольны!»

news_right_column_240_400