Об этом и многом другом корреспонденту рассказал начальник IT-отдела ТГАТ им. Г.Камала, советник ректора ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры» по цифровизации, обладатель профессиональной степени МВА Линар Шамсутдинов.
Театр начинается с сервера?
- Признаться честно, трудно представить, чем занимаются айтишники в театрах. Как давно вы работаете в этой сфере?
- Потребность в IT-специалистах - это требование времени, в котором мы живем. В 2006 году в театре им. Галиасгара Камала после капитального ремонта появилась развитая сетевая инфраструктура - компьютеры, серверы. Но в штате не было специалистов, которые бы знали, что со всем этим делать. Я стал помогать, со временем вошел в штат.
При этом отмечу, что даже на текущий момент во многих российских учреждениях культуры практически нет IT-подразделений. Мы пытались создать консорциум специалистов этой сферы, но почти не встретили понимания.
- Почему же так происходит?
- Не хватает специалистов с высоким уровнем компетенций, которые были бы готовы прийти на предлагаемый уровень зарплат. В учреждениях культуры их катастрофически не хватает. Усложняет ситуацию и то, что в госучреждении любое финансирование нужно обосновывать. Поставщики этим пользуются, ищут лазейки, чтобы выиграть в аукционах. Например, выигрывают тендер на поставку оргтехники. Учреждение вроде как сэкономило, купив ее дешевле. А потом выясняется, что обслуживание и расходники влетят в копеечку. Грамотный специалист может предотвратить такую ситуацию
- Получается, что оборудование, купленное государством, может простаивать?
- Конечно, если сервер не обслуживается специалистом, то он просто греет воздух. И здесь все зависит от руководства театра. В 2010-е годы театры пришли к ситуации, когда оказались в хвосте поп-культуры. Чтобы зарабатывать деньги, необходимо было наладить электронные продажи. Большинство театров уже обзавелись к тому времени своими сайтами, но созданы они были абы кем и абы как. С тех пор мы все проделали огромную работу. Примерно 9 из 10 билетов в театр сейчас продаются онлайн. Конечно, остаются и те, кто неизменно посещает кассы лично, для них это особенная история. При этом в наши дни сайт театра уже не может быть просто красивой обложкой для билетной кассы. Была проделана огромная работа, чтобы создать электронный архив - летопись театра, где собраны истории актеров, галереи фотографий и многое другое.
Амбициозные задачи
- Что входит в круг обязанностей IT-отделов театров?
- Прежде всего это обслуживание инфраструктуры - базы, на которой строится удобная и безопасная работа всех прочих подразделений. Но мы также реализуем и множество проектов. Например, у нас с коллегами возникла идея создания базы данных, куда бы вносились «паспорта» спектаклей. То есть сведения о том, какие размеры должна иметь сцена, какое оборудование требуется для проведения спектакля, какие нужны декорации, костюмы и многое другое. В процессе создания «паспорта» все максимально структурируется и документируется. Это бы здорово облегчило менеджмент спектакля, а также обмен информацией между театрами, организацию гастролей. Ведь в проведении спектакля задействовано огромное количество людей, служб, оборудования. К сожалению, в стране оказалось всего несколько театров, имеющих соответствующую материально-техническую базу для того, чтобы принять участие в таком проекте.
- Наверное, такие необычные проекты вызывают у вас как у профессионала особый энтузиазм?
- Конечно, проектная деятельность интереснее рутинных задач, хотя и они важны. Ставить и выполнять амбициозные цели - воодушевляющее занятие. Примерно восемь лет назад мы взялись за создание Музея татарского театра, который расположился в здании «Восточного клуба». Это уникальное место, в котором собиралась вся татарская интеллигенция Казани в начале XX века. Хотелось сделать музейную экспозицию живой, чтобы она была максимально интерактивной, а не просто поставить мультимедийные экраны. То, что у нас получилось, не имеет аналогов в России. Мы использовали все доступные современные технологии: проекции, захват движения, дополненную реальность и многое другое. Само собой, ничего секретного в них нет, но их применение - это уже творчество. Зачастую их требуется адаптировать под наши задачи. Например, с помощью трекинга движений посетители музея могут примерить на себя разные образы. Но есть у этой технологии проблема - когда поворачиваешься спиной, модель как бы схлопывается. Человеку этого и не видно, а со стороны заметно, некрасиво. Нам удалось устранить этот дефект. Так что важно не кичиться технологиями, а сделать так, чтобы получилась магия.
Синтез традиций и технологий
- Режиссеры прибегают к вашей помощи в решении творческих задач?
- Да, художники и режиссеры все чаще прибегают к помощи современных технологий. Например, на сцене нужно имитировать звонок по видеосвязи. Звонить по-настоящему нельзя - слишком велик риск неполадок. Для одного из спектаклей мы создали мультимедийные задники с движущимися изображениями. Получается очень красиво. При этом в наши дни нейросети способны генерировать изображения, соответствующие музыке. Генерируется не просто фон, а целая история. Это дает огромный простор для творчества.
- Возможно ли, что техника подведет в самый неподходящий момент?
- Да, бывает, поэтому если можно обойтись без технологий, то лучше так и сделать. Профессиональный актер сумеет выкрутиться из любой непонятной ситуации. Но надо понимать, что современная техника способна создать особую магию на сцене, поэтому полностью, конечно, отказываться от нее нельзя. Стараемся минимизировать риски с помощью профессионального подхода.
- Как уживаются традиции и современные технологии на одной сцене?
- Прекрасно уживаются. Ведь технологии - это не более, чем инструмент. Они как специя, которая усиливает, но не заменяет вкус блюда. Вы ведь не станете подавать на стол тарелку с одной только солью или перцем. А вот добавить их в готовую еду будет хорошо и правильно.