Проект реновации депрессивной промзоны для Казани новый и весьма смелый. Разработчики отказались от привычных «коробок» в пользу зданий с террасированием и сужением наверх, объединенных единым стилобатом с эксплуатируемой кровлей. Форма с сужением наверх выбрана из практических соображений: у подножия здания будет меньше ветра, а квартиры будет наполнять естественный свет. Другое объяснение выбора – дань традициям и истории Татарстана.
…один из примеров – шапка Сююмбике
Облик будущего ЖК, который появится в ходе реновации территории у Речного порта Казани, с воды будет считываться целиком. Как отметил разработчик проекта из ахрбюро «Цимайло Ляшенко и партнеры» Николай Ляшенко, это «случай редкий».
«Здесь будет дополнительный масштаб. Мы использовали жест террасирования наверх. Террасирование не повторяется ни в одном здании. Общественная площадь будет работать на внутренние нужды и на весь город», – сказал он, презентуя проект журналистам.
По признанию спикера, вдохновлялись архитекторы символами Казани: башней Сююмбике, которая имеет свой характерный силуэт, и формой головного убора царицы.
«Мы проанализировали историческую составляющие и национальное искусство Татарстана. В частности, один из примеров – шапка Сююмбике, которая также имеет такую форму конусообразную с расширением книзу. Нам показалось, что если сплести рациональную составляющую и попытаться найти определенную патетику этого места, то можно пойти по выбранному нами пути», – отметил Ляшенко.
По мнению архитектора, форма зданий с террасированием наверх и отступами каждого последующего этажа создадут комфорт. Таким образом, жизнь общественная не будет мешать жизни частной.
«Важно, что они [здания] не являются совсем высокими. У нас общая высота колеблется от 8 до 10 этажей, – заверил он. – Мы скрывает фасадом технические этажи наверху, чтобы облик зданий был чистым».
Авторы проекта заверяют, что ни одно здание не будет повторяться как по форме, так и по цветовой гамме и фасадным решениям.
«Нам был интересен традиционный национальный характер Татарстана. Выявили огромный перечень наблюдений, тканей, росписи керамики, орнаменты, в которых собраны разные цвета, часто на первый взгляд несочетаемые – это такая особенность Татарстана. В палитре мы пытались найти материалы, с которыми мы будем работать, выбор пал на материалы, которые благородно стареют. Мы будем использовать разные сорта кирпича, плитку глянцевую и не глянцевую, алюминий, бетон, материалы, имеющие разную поверхность», – пояснил Ляшенко.
Общий же план развития территории предполагает строительство здесь 20 детских садов и трех школ. А помимо 1,5 млн квадратных метров жилья, здесь построят 1,3 млн «квадратов» административных и коммерческих зданий. Территория будет общедоступна, с большим числом общественных и культурных мест.
30 га территории займут парки и скверы. Планируется, что маломобильные горожане и гости смогут путешествовать вдоль 12-километровой набережной Волги на электробусах.
Развитие территории будет происходить в два этапа и закончится, предположительно, к 2032 году.
Как отметила главный градостроитель Института развития города Татьяна Прокофьева, реновация территории Речного порта – логическое развитие города.
«Когда я начала работать архитектором, мое первое интервью было как раз о развитии Казани. Я говорила, что мое мнение, что Казань должна развиваться в сторону Волги. Это развитие территории Речпорта настолько логично, настолько созрело, что я сейчас очень, очень рада, что эти планы нашли воплощение», – рассказала Прокофьева.
Переезд грузового речпорта и новый курорт
Реновация территории Речного порта предполагает вывод грузового порта, рассказала в ходе брифинга замначальника управления архитектуры и градостроительства Анастасия Латыпова.
«У нас в генеральном плане [планируется] вывод грузового порта. На сегодня на этой территории большей частью частные [компании]. Получены договора пользования. [Это] частно организованные подпорные стенки причала, хранения, загрузки и выгрузки материалов. Есть площадки, которые не настолько близки к центру города. Есть уже в готовом виде площадки», – сообщила Латыпова, отвечая на вопросы журналистов.
Спикер отметила, что «никакого коллапса» из-за вывода объекта не ожидается.
«У них [правообладателей] единственный вопрос: до какого времени они могут существовать здесь, когда им будет нужно сворачивать свою деятельность», – пояснила она.
Сроки вывода грузового порта, по ее словам, будут зависеть от степени освоения территории улицы Портовой.
«Это [сроки выводы] зависит от того, на каком месте освоения находится данная территория, потому что на первом этапе вообще не планируется затрагивать эту территорию. А следующую территорию, когда мы начнем, тоже далеко от того, чтобы прекращать эту деятельность. Деятельность в ближайшее время остается и сохраняется», – сказала Латыпова.
Она уточнила, что деятельность объекта будет прекращена при строительстве набережной, а также с тем, что «связано с благоустройством берегов».
План обновления предполагает также создание нового оздоровительно-восстановительного курорта. Он может появиться на территории острова вблизи Речного порта.
«По поводу оздоровительной части [содержится в мастер-плане реновации ул.Портовая], а почему бы и нет. У нас здесь есть функции: общественные и жилые, есть образовательные и развлекательные, культурные. Оздоровительные тоже должны быть. Чем более многофункциональна территория, тем больше разных людей там присутствуют, тем интереснее. <…> мы продумали весь сценарий по территории, чтобы жизни кипела утром и вечером», – прокомментировала планы по созданию курорта главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина.
Она также сообщила, что при реновации сохранят портовый элеватор, ставший символом Казани для въезжающих в город со стороны Волги. Он приобретет новые функции. А в качестве арт-объектов задействуют портовые краны.