ВЕЧНО ЖИВЫЕ В ПОИСКАХ РАДОСТИ

Александр ВОРОНИН. Писатель, драматург. Казань.

news_top_970_100

Вчера отмечали полгода по смерти Виктора Сергеевича Розова. Для тех, кто не знает, кем он был, - это крупнейший драматург двадцатого столетия в России. Автор «Вечно живых», которыми открылся полвека назад один из лучших отечественных театров - «Современник». Розовская пьеса о войне стала визитной карточкой современниковцев, тем же, чем для мхатовцев чеховская «Чайка».

По этой пьесе Виктор Розов написал сценарий «Летят журавли», который снял Михаил Калатозов. Это первый советский фильм, попавший на Каннский кинофестиваль, и до сих пор единственный, получивший там главный приз - «Золотую пальмовую ветвь». Российские киноакадемики признали картину лучшей отечественной кинолентой ХХ века.

На войну Розов пошел добровольцем, но поучаствовал всего в одном бою. С тяжелым ранением его вывезли в тыл, он несколько раз должен был умереть. И все же выжил, правда, оставшись на всю жизнь инвалидом. Многие писатели, прошедшие войну, ни о чем другом писать больше не могли. Однако Розов пошел иным путем.

Он остался бы в истории нашего театра и кино, даже если бы ничего другого больше не создал. Но став классиком, о котором писали в учебниках, Виктор Розов не перестал творить, а главное - меняться. В пятидесятые годы он выступил с резкой критикой блата и вещизма (комедии «В добрый час!» и «В поисках радости»), и его уже записали было в борцы с современным мещанством. А он снова изменил призму видения мира - и написал остросоциальные драмы «Гнездо глухаря» и «Кабанчик», замахнувшись, страшно подумать, на партноменклатуру. Виктор Розов вместе с прозаиком Юрием Трифоновым и поэтом Иосифом Бродским дерзнул сказать советскому обществу, что в нем процветают классовая рознь и социальное неравенство.

И его вычеркнули из списков на награждение званием Героя Социалистического Труда, перестали показывать по телевидению. А он только посмеивался и уверял нас, студентов литинститута, что никогда еще ему не было так радостно жить!

Мне посчастливилось учиться у Виктора Сергеевича на творческом семинаре драматургов. Я и поступал в Москву, чтобы учиться именно у Розова. Так посоветовал мне наставник по «Литмастерской» Диас Валеев: «Писать пьесы вообще нельзя научиться, разве у Розова».

Виктор Сергеевич много раз помогал мне в жизни, как и другим своим ученикам. Я всегда был ему благодарен и счастлив, что успел сказать ему об этом лично и в письмах. А теперь, когда его не стало, написал о нем пьесу. Благо и повод нашелся - 60 лет Победы.

Ведь не все знают, что Розов провел самый страшный год своей жизни в Казани. В военном госпитале, расположившемся в клубе меховщиков, который и сейчас стоит на улице Тукаевской, он месяц провалялся в палате смертников, потом едва не захлебнулся жидким хлороформом во время очередной операции... И радовался каждому новому дню!

Мне уже говорили, что не стоило бы нынешнему поколению показывать такие страшные сцены - как у раненых в госпитале из-под гипса вылезают черви, а они собирают их в баночку. Наверно, можно спорить, стоит или не стоит шокировать молодое поколение. Во всяком случае, молодой режиссер Алексей Калиничев, который ставит пьесу «Прикосновение к войне» в Казанском тюзе, этой сцены сокращать пока не собирается. Если все будет хорошо, премьера спектакля состоится в дни юбилея.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100