Императрица имела в виду роль Казани в истории, политике и конечно культуре страны. В русской литературе есть тема, которую не обошел ни один автор, - тема дороги. Герои многих произведений, как, впрочем, и их авторы, постоянно в пути. Тема дороги - это в конечном итоге тема России, ее пути в будущее. Так вот, дороги, по которым шли и ехали русские писатели, часто приводили их в наш город.НапоминаниеЕсли для «старика Державина», Николая Заболоцкого Казань - родные пенаты, то Грибоедов, Пушкин, Боратынский, Загоскин, Шевченко, Лев Толстой, Достоевский (этот список можно продолжить) также не обошли стороной город на Волге. Максим Горький считал, что он «духовно состоялся в Казани». Здесь потрясал публику громовым басом неистовый Маяковский в период желтой кофты. В 20-е годы он был желанным гостем в редакциях казанских газет, а после авторского вечера в театре молодежь на руках несла любимого поэта до дверей гостиницы. Великие еще запечатлены в памяти коренных казанцев, которых сегодня не более 15%. Но так же как море полнится реками, а последние - ручейками, так и большая литература, прежде чем «бронзоветь» классикой, состоит из беллетристики. С Казанью связаны как по рождению, так и по первым шагам в литературе писатели и поэты, принесшие славу российской культуре. К сожалению, многие имена сегодня редко вспоминают, другие прочно забыты. Поэтому сегодня я хочу напомнить читателям о замечательном поэте, стихи которой лучезарны и наполнены внутренним светом, а лирическая исповедь по накалу чувств и мастерству стиха по праву ставит ее в первую триаду поэтов-женщин середины прошлого века - уроженке Казани Веронике Михайловне Тушновой. Кто она
В марте 2015-го - 100-летие со дня ее рождения. Скромная квартира в кирпичном особняке старого центра Казани (Большая Казанская, ныне улица Большая Красная). Здесь в семье ученого-микробиолога, профессора Казанского ветеринарного института Михаила Тушнова прошли детские и отроческие годы будущей поэтессы. Фанатично преданный своей профессии, отец настоял, чтобы и дочь пошла по его стопам. Но Вероника серьезно увлекалась живописью, а в заветную тетрадь вносила первые стихотворные строчки - о родной стороне, близких ей людях, первых чувствах. В них отразились и прекрасные виды окрестностей Казани, и живописные поросшие лесами волжские берега у деревни Шеланга, куда летом выезжали Тушновы. В начале 30-х годов Вероника, студентка медицинского факультета, переезжает в Ленинград, куда переводят отца. Затем семья живет в Москве, где в Институте экспериментальной медицины трудятся отец и дочь. Вероника всегда сомневалась в правильности выбора профессии врача. Еще в школьные годы на ее литературные опыты обратил внимание талантливый учитель-словесник Скворцов, читая всему классу ее замечательные литературно-художественные зарисовки. Судьбоносной стала в конце 30-х встреча Вероники Тушновой с известной советской поэтессой Верой Инбер: с ее легкой руки в 1938 году в печати появились первые стихи Вероники. Начало войны прервало обучение молодой поэтессы в Литературном институте им. Горького. Вскоре Тушнова с мамой и дочерью Натальей от брака с известным психиатром Розинским оказалась снова в Казани, в эвакуации. Она сутками работает в нейрохирургическом отделении госпиталя, буквально вырывая у смерти тяжелораненых. А ночами в короткие часы отдыха пишет стихи. К концу войны, в 1944 году, «Комсомольская правда» печатает подборку стихов Вероники Тушновой. Вскоре они появляются и в центральных журналах, в том числе и знаменитые «Не отрекаются любя». Много лет спустя талантливый композитор Минков напишет к ним музыку, а наша примадонна Алла Пугачева назовет эту песню главной в своей блистательной карьере. Первый успех «Первая книга» - так назовет Вероника Тушнова свой первый сборник, выпущенный в 1945 году. Книга имела шумный успех. Еще во время войны ее стихотворение о дочери Наталье со слезами на глазах в окопах читали бойцы. А их письма автору удивительно похожи на восторженные письма солдат автору «Василия Теркина» Александру Твардовскому. Читатели-любители поэзии после пережитого на войне, потерь друзей и близких получили доступ к чистому роднику лирической поэзии, к прекрасным стихам - и полюбили их автора. Когда взошла поэтическая звезда Вероники Тушновой, в опале у власти была Анна Ахматова, замалчивали Марину Цветаеву. Остальные - немногие - печатали ура-патриотические оды, славословия всевластному вождю-победителю. Веронику Михайловну миновала судьба великих предшественниц (отец ушел из жизни до раскрутки маховика сталинского террора). Судьба даже благоволила ей, да и время менялось. К тому же стихи талантливой поэтессы были и на устах кремлевских жен и их детей. Ее стихи сочетали лиризм, удивительно бережное отношение ко всему сущему: природе, человеку, любви. Ничего уже не объяснить,
Что случилось, мы не знаем сами
И еще пытаемся любить
За зиму остывшими сердцами.В стихах поэтессы было нечто необъяснимое. Какая-то тайна, позволявшая почитателям отождествлять себя с лирической героиней ее поэзии. А стихотворение «Не отрекаются любя» - достойно войти в антологию мировой любовной лирики. ...А ты придешь, когда темно,
Когда в стекло ударит вьюга,
Когда припомнишь, как давно
Не согревали мы друг друга. Можно без преувеличения сказать, что лучшие строки Вероники Тушновой восходят к античной поэзии легендарной Сафо. Они чисты и лучезарны, ничуть не уступают стихам Ахматовой и Цветаевой, признанным мэтрам этого жанра, но они… другие. Более земные, написаны нашей современницей, они лишены некой отстраненности, надрыва, назидательности, они пронзительно-исповедальны. …Говорят: «Вы знаете,
он ее бросил».
А я без тебя как лодка без весел.Вечная лирика В антологию военной поэзии вошли стихи Юлии Друниной, ставшей поэтом на фронте. Но стихи Вероники Тушновой, такие как «Салют», «Птица», «Костер», «Беженец» и особенно «Мать», ничуть не уступают признанным стихам фронтовых поэтов.Тема памяти требует от автора быть верным не только поэтическому призванию, но и оставаться верным жизненной правде - настоящим гражданином. Сколько милых ровесников
В братских могилах лежит.
Узловатая липа
Родительский сон сторожит.
Все беднее теперь я,
Бесплотнее день ото дня,
С каждой новой потерей
Все меньше на свете меня. В орбиту своей лирики Вероника Тушнова включает и тему Родины, внося в нее свою, отличную от других поэтов, ноту. Вот говорят: «Россия...
Реченьки и березки...»,
А я руки вижу твои,
Узловатые руки, жесткие. Настоящая известность пришла к Веронике Тушновой после выхода в 1954 году, в начале хрущевской оттепели, второго сборника стихов «Пути-дороги». За ним в 1958 году - сборник «Память сердца» и последний - вершина лирической поэзии 50 - 60-х годов «Сто часов счастья» в 1965 году. Вероника Тушнова стала предтечей Беллы Ахмадулиной, Вероники Долиной, Риммы Казаковой, Ларисы Рубальской. Эти лирические поэтессы обретут полный поэтический голос, вдохновленные открытой, взволнованной лирикой Тушновой. В уныло-мрачные годы застоя как надежда и обещание перемен звучал ее поэтический голос: А знаешь, все еще будет!
Полный ветер еще подует
И весну еще наколдует,
И память перелистает... Увы, 1965 год будет последним годом жизни Вероники Михайловны Тушновой. 7 июля она обретет вечный покой на Ваганьковском кладбище в Москве, последнем прибежище многих российских поэтов.Вероника Михайловна всегда с теплотой вспоминала город своего детства. Приезжая в Казань, бродила по улочкам и переулкам старого центра города. Навещала и Шелангу, сидела на крутом волжском берегу, где впервые, по выражению Есенина, «схлестнулась с рифмой». Прекрасно владея языками, она переводила не только французскую и английскую поэзию, но и стихи татарских поэтов, в частности Габдуллы Тукая. Вероника Михайловна Тушнова прожила всего 50 лет. Столько же прошло после ухода ее из земной жизни. Нельзя за любовь - любое,
Нельзя, чтобы то, что всем.
За любовь платят любовью
Или не платят совсем…
ИдеяВ свое время мэр Казани обещал нашему земляку писателю Василию Аксенову восстановить дом, где прошло детство автора «Коллег», «Звездного билета», «Острова Крыма», откуда начались хождения по мукам сталинских лагерей его родителей. Ильсур Метшин сдержал слово. И еще при жизни Василий Аксенов, не скрывая слез благодарности, ступил на порог родного дома. Опять-таки по инициативе нашего мэра в городе проводятся ставшие традицией Аксеновские чтения - «Аксенов-фест», а дом писателя стал популярным литературным клубом. Думается, дело чести казанцев - увековечить имя и Вероники Михайловны Тушновой на здании университета и создать экспозицию, посвященную поэтессе. ГЛАВНОЕ. Было бы здорово, если бы в нашем городе появился еще один музей - литературный, где соответствующие экспозиции-стенды будут посвящены писателям, чья судьба так или иначе соприкасалась с нашим городом. «Не отрекаются любя...»
В марте 2015-го - 100-летие со дня ее рождения. Скромная квартира в кирпичном особняке старого центра Казани (Большая Казанская, ныне улица Большая Красная). Здесь в семье ученого-микробиолога, профессора Казанского ветеринарного института Михаила Тушнова прошли детские и отроческие годы будущей поэтессы. Фанатично преданный своей профессии, отец настоял, чтобы и дочь пошла по его стопам. Но Вероника серьезно увлекалась живописью, а в заветную тетрадь вносила первые стихотворные строчки - о родной стороне, близких ей людях, первых чувствах. В них отразились и прекрасные виды окрестностей Казани, и живописные поросшие лесами волжские берега у деревни Шеланга, куда летом выезжали Тушновы. В начале 30-х годов Вероника, студентка медицинского факультета, переезжает в Ленинград, куда переводят отца. Затем семья живет в Москве, где в Институте экспериментальной медицины трудятся отец и дочь. Вероника всегда сомневалась в правильности выбора профессии врача. Еще в школьные годы на ее литературные опыты обратил внимание талантливый учитель-словесник Скворцов, читая всему классу ее замечательные литературно-художественные зарисовки. Судьбоносной стала в конце 30-х встреча Вероники Тушновой с известной советской поэтессой Верой Инбер: с ее легкой руки в 1938 году в печати появились первые стихи Вероники. Начало войны прервало обучение молодой поэтессы в Литературном институте им. Горького. Вскоре Тушнова с мамой и дочерью Натальей от брака с известным психиатром Розинским оказалась снова в Казани, в эвакуации. Она сутками работает в нейрохирургическом отделении госпиталя, буквально вырывая у смерти тяжелораненых. А ночами в короткие часы отдыха пишет стихи. К концу войны, в 1944 году, «Комсомольская правда» печатает подборку стихов Вероники Тушновой. Вскоре они появляются и в центральных журналах, в том числе и знаменитые «Не отрекаются любя». Много лет спустя талантливый композитор Минков напишет к ним музыку, а наша примадонна Алла Пугачева назовет эту песню главной в своей блистательной карьере. Первый успех «Первая книга» - так назовет Вероника Тушнова свой первый сборник, выпущенный в 1945 году. Книга имела шумный успех. Еще во время войны ее стихотворение о дочери Наталье со слезами на глазах в окопах читали бойцы. А их письма автору удивительно похожи на восторженные письма солдат автору «Василия Теркина» Александру Твардовскому. Читатели-любители поэзии после пережитого на войне, потерь друзей и близких получили доступ к чистому роднику лирической поэзии, к прекрасным стихам - и полюбили их автора. Когда взошла поэтическая звезда Вероники Тушновой, в опале у власти была Анна Ахматова, замалчивали Марину Цветаеву. Остальные - немногие - печатали ура-патриотические оды, славословия всевластному вождю-победителю. Веронику Михайловну миновала судьба великих предшественниц (отец ушел из жизни до раскрутки маховика сталинского террора). Судьба даже благоволила ей, да и время менялось. К тому же стихи талантливой поэтессы были и на устах кремлевских жен и их детей. Ее стихи сочетали лиризм, удивительно бережное отношение ко всему сущему: природе, человеку, любви. Ничего уже не объяснить,
Что случилось, мы не знаем сами
И еще пытаемся любить
За зиму остывшими сердцами.В стихах поэтессы было нечто необъяснимое. Какая-то тайна, позволявшая почитателям отождествлять себя с лирической героиней ее поэзии. А стихотворение «Не отрекаются любя» - достойно войти в антологию мировой любовной лирики. ...А ты придешь, когда темно,
Когда в стекло ударит вьюга,
Когда припомнишь, как давно
Не согревали мы друг друга. Можно без преувеличения сказать, что лучшие строки Вероники Тушновой восходят к античной поэзии легендарной Сафо. Они чисты и лучезарны, ничуть не уступают стихам Ахматовой и Цветаевой, признанным мэтрам этого жанра, но они… другие. Более земные, написаны нашей современницей, они лишены некой отстраненности, надрыва, назидательности, они пронзительно-исповедальны. …Говорят: «Вы знаете,
он ее бросил».
А я без тебя как лодка без весел.Вечная лирика В антологию военной поэзии вошли стихи Юлии Друниной, ставшей поэтом на фронте. Но стихи Вероники Тушновой, такие как «Салют», «Птица», «Костер», «Беженец» и особенно «Мать», ничуть не уступают признанным стихам фронтовых поэтов.Тема памяти требует от автора быть верным не только поэтическому призванию, но и оставаться верным жизненной правде - настоящим гражданином. Сколько милых ровесников
В братских могилах лежит.
Узловатая липа
Родительский сон сторожит.
Все беднее теперь я,
Бесплотнее день ото дня,
С каждой новой потерей
Все меньше на свете меня. В орбиту своей лирики Вероника Тушнова включает и тему Родины, внося в нее свою, отличную от других поэтов, ноту. Вот говорят: «Россия...
Реченьки и березки...»,
А я руки вижу твои,
Узловатые руки, жесткие. Настоящая известность пришла к Веронике Тушновой после выхода в 1954 году, в начале хрущевской оттепели, второго сборника стихов «Пути-дороги». За ним в 1958 году - сборник «Память сердца» и последний - вершина лирической поэзии 50 - 60-х годов «Сто часов счастья» в 1965 году. Вероника Тушнова стала предтечей Беллы Ахмадулиной, Вероники Долиной, Риммы Казаковой, Ларисы Рубальской. Эти лирические поэтессы обретут полный поэтический голос, вдохновленные открытой, взволнованной лирикой Тушновой. В уныло-мрачные годы застоя как надежда и обещание перемен звучал ее поэтический голос: А знаешь, все еще будет!
Полный ветер еще подует
И весну еще наколдует,
И память перелистает... Увы, 1965 год будет последним годом жизни Вероники Михайловны Тушновой. 7 июля она обретет вечный покой на Ваганьковском кладбище в Москве, последнем прибежище многих российских поэтов.Вероника Михайловна всегда с теплотой вспоминала город своего детства. Приезжая в Казань, бродила по улочкам и переулкам старого центра города. Навещала и Шелангу, сидела на крутом волжском берегу, где впервые, по выражению Есенина, «схлестнулась с рифмой». Прекрасно владея языками, она переводила не только французскую и английскую поэзию, но и стихи татарских поэтов, в частности Габдуллы Тукая. Вероника Михайловна Тушнова прожила всего 50 лет. Столько же прошло после ухода ее из земной жизни. Нельзя за любовь - любое,
Нельзя, чтобы то, что всем.
За любовь платят любовью
Или не платят совсем…
ИдеяВ свое время мэр Казани обещал нашему земляку писателю Василию Аксенову восстановить дом, где прошло детство автора «Коллег», «Звездного билета», «Острова Крыма», откуда начались хождения по мукам сталинских лагерей его родителей. Ильсур Метшин сдержал слово. И еще при жизни Василий Аксенов, не скрывая слез благодарности, ступил на порог родного дома. Опять-таки по инициативе нашего мэра в городе проводятся ставшие традицией Аксеновские чтения - «Аксенов-фест», а дом писателя стал популярным литературным клубом. Думается, дело чести казанцев - увековечить имя и Вероники Михайловны Тушновой на здании университета и создать экспозицию, посвященную поэтессе. ГЛАВНОЕ. Было бы здорово, если бы в нашем городе появился еще один музей - литературный, где соответствующие экспозиции-стенды будут посвящены писателям, чья судьба так или иначе соприкасалась с нашим городом. «Не отрекаются любя...»