Ветеран войны стал примером мужества и дисциплины для трудных подростков

news_top_970_100

О жизни одного из ветеранов Великой Отечественной войны решила рассказать читателям «КВ» его дочь Мария Оводова. Она очень сожалеет о том, что не успела подробно расспросить отца, ушедшего в 1981 году, о тяготах войны и послевоенных годах. Его биография собирается как пазлы из воспоминаний, документов и фотографий.

Не мог слышать детский плач

Федор Иванович Гаврилов родился в год Великой Октябрьской социалистической революции в семье бедняков. Когда ему было 11 лет, отца не стало. Советская власть дала ему путевку в жизнь. Комсомольскую. Уже в 1932 году в 15 лет Федор начал преподавать в начальной школе города Кольчугино Владимирской области. Затем окончил педагогический техникум, поступил на физмат. И не в какой-то провинциальный вуз, а в МГУ. Что само по себе говорит о способностях молодого Гаврилова. 

Но доучиться там Федор не успел - в 1939 году его призвали в армию, в авиацию. Войну Гаврилов встретил под Могилевом, где была расположена их авиачасть. В первые дни войны часть разбомбили. Никто из летчиков не успел даже подняться в воздух. У Марии Федоровны из рассказов отца остались только самые яркие эпизоды, которые отпечатались в детском сознании: буквально разорванная взрывом лошадь, звуки атак немецких самолетов, взрывы, осколки, паника... Гаврилов называл эти дни кратко, одним словом: «мясорубка». До самой смерти Федор Иванович не мог слышать детский плач, не разрешал дочери наказывать детей - своих внуков. 

Непосредственно на фронте Гаврилов пробыл около двух месяцев - с 24 июня по 22 августа самого трагического 1941 года. Сведений или рассказов о том периоде практически не сохранилось. Понятно, что отступали, причем очень быстро. Только по косвенным признакам - фотографиям, обрывкам воспоминаний отца - Мария Федоровна предположила, что их часть могла попасть в окружение, но затем выйти к своим. Гаврилов участвовал в боевых вылетах вторым членом экипажа, стрелком-радистом. 

В первый же год войны их часть перевели в тыл, в Казань. Здесь был сформирован девятый запасной бомбардировочный авиаполк. В его задачу входила подготовка вооружения для знаменитых самолетов Пе-2. 
Федор Иванович работал в части мастером авиационных приборов кислородного и высокоточного оборудования. От результатов его труда непосредственно зависели итоги воздушного боя. А иногда им с товарищами удавалось полетать над Казанью. 

Дневники по каждому ученику

В декабре 1945 года Федор Гаврилов демобилизовался в звании старшего сержанта с медалью «За Победу над Германией». Женился в Казани и решил навсегда осесть в столице Советской Татарии. 

И тогда Федор Иванович возобновил свою карьеру педагога, окончив Казанский пединститут. В августе 1946 года устроился в мужскую (тогда среднее образование было раздельным) школу №4 сначала учителем начальных классов, а затем - русского языка и литературы. Учебное заведение тогда располагалось в самом центре города, рядом с Кольцом. Сейчас в этом здании на ул. Бутлерова шахматная школа имени Рашида Нежметдинова. 
Педагоги-мужчины были тогда на вес золота. Многие ученики в то время вели асоциальный образ жизни.

Необустроенный быт, безотцовщина, загруженность работой матерей не сулили ничего хорошего. Дисциплина в школе, мягко говоря, хромала. Женский педколлектив с большим трудом справлялся с хулиганами. 

Но с приходом ветерана постепенно ситуация стала исправляться. Один только пример много повидавшего мужчины дисциплинировал трудных подростков. Он был высоким и худощавым, никогда не болел, поначалу ученики прозвали его Кощеем Бессмертным. Позже, когда отношения между учителем и учениками стали более уважительными и доверительными, ребята за глаза стали называть его Федором.

Но не только личный пример помогал в работе Гаврилову. Педагог работал с каждым учеником индивидуально. Он тщательно готовился к каждому родительскому собранию, буквально вел дневники по каждому ученику и случаю. Некоторые записи сохранились у Марии Федоровны. Читая их, удивляешься, с каким вниманием и заботой относился Федор Иванович к своим ученикам! 

Воспитательный метод у Гаврилова был такой: поначалу он ставил пятерки и четверки, как бы мотивируя отстающих учеников, а затем, если те не брались за учебу, дело доходило и до «единичек». Гаврилов много внимания уделял досугу своих учеников: организовывал поездки за город, в Москву, вовлекал в разные кружки, художественную самодеятельность. 

Кроме того, чтобы понимать среду, в которой живут его ученики, Федор Иванович регулярно посещал их семьи. В районе улиц Некрасова и Маяковского в те времена существовали кварталы «Собачка» и «Кошечка», возможно, потому что там располагалась ветеринарная клиника. Эти районы больше напоминали трущобы. Даже просто проходить мимо них было опасно, не говоря уже о том, чтобы «погостить». Но Гаврилов был не из робкого десятка. И хулиганов, что называется, умел держать в узде.

И многие ученики были благодарны ему за это. Мария Федоровна вспоминает, что часто они приходили к ним домой. Впоследствии будучи уже взрослыми говорили так: «Без Федора мы были бы сейчас в тюрьме!» Характерный случай вспомнила Мария Федоровна: уже в 1965 году они ехали на машине по Пушкина, как вдруг она заглохла. К ним подошли с тротуара двое молодых ребят и спросили: «Что, «единичка»?» А потом помогли завести машину. Кстати, памятник на могиле ветерана помогли поставили его бывшие ученики, в том числе и повзрослевшие трудные подростки. 

Фотографировал, играл на баяне и писал стихи

Федор Иванович был эрудированным, много читал. Есть у него и свои записанные в дневниках мысли по педагогике. Вот маленький отрывок: «Это взрослые думают, что сварить картошку, например, легко. А детей надо учить трудиться». 

В 1961 году Гаврилов ушел из школы и пошел работать на завод «Электроприбор» наставником, где продолжил воспитывать молодежь. 

Помимо педагогики у Федора Ивановича были и другие увлечения. Например, еще в годы войны он увлекся фотографией, причем профессионально. Мария Федоровна только после смерти отца узнала, что он, оказывается, писал стихи и самостоятельно научился играть на баяне. Отрадно, что правнуки знают биографию своего выдающегося предка - недавно они выпустили в его честь школьную стенгазету.

  • Комсомол дал молодому Гаврилову путевку в жизнь, направив его учителем в начальную школу

    Комсомол дал молодому Гаврилову путевку в жизнь, направив его учителем в начальную школу

  • Федор Иванович (справа) участвовал в боевых вылетах в начале войны

    Федор Иванович (справа) участвовал в боевых вылетах в начале войны

  • Командир авиачасти, где служил Гаврилов (второй справа), дает задания механикам, обслуживающим самолеты

    Командир авиачасти, где служил Гаврилов (второй справа), дает задания механикам, обслуживающим самолеты

news_right_column_240_400