Вне зоны доступа

Сегодня в Казани завершается Декада инвалидов.

news_top_970_100

Выйти из дома, перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в магазин, запрыгнуть в автобус или машину... Для многих людей эти казалось бы простые и обыденные действия - настоящее испытание.

Мы решили выяснить, насколько Казань удобна для тех, кто передвигается на инвалидных колясках. Помочь нам в этом согласился Александр Калашников.

Проблема первая: подъезд

Подъезд, где живет Александр, оснащен пандусом. Этому можно порадоваться. Но, оказывается, не все так просто.

- Мы живем в этом доме уже лет двадцать, а пандус сделали только два года назад. И то только тогда, когда рядом с домом стали заливать асфальт. Мы попросили заодно залить и пандус. Работы всего на полчаса. Но все равно даже с пандусом я не могу один выехать на улицу. Дело в том, что у подъездной двери есть порог, который одному мне не преодолеть, - рассказывает Александр.

Чтобы добраться до пандуса, необходимо спуститься со второго этажа. Лифт в подъезде стандартный, и прогулочная коляска с электроприводом в него не помещается. Ее приходится складывать. Коляска сама по себе нелегкая, отдельно нужно вытаскивать на улицу и два тяжеленных аккумулятора. Так что без посторонней помощи выйти на улицу невозможно.

Проблема вторая: улица

Можно сказать, что Александру повезло. Напротив его дома крупный торговый центр, построенный по европейским стандартам. Там есть и пандусы, и специальная парковка для инвалидов-колясочников, и даже туалеты для них.

На улице главная проблема - это, конечно, поребрики. Здоровый человек перешагивает, перепрыгивает их, даже не замечая. Но для колясочника эти несколько сантиметров, отделяющие тротуар от автодороги, становятся непреодолимым препятствием.

- Чтобы избегать этих поребриков, во время прогулок часто приходилось ездить по проезжей части. Я, конечно, понимаю, что рисковал жизнью, потому что в любой момент какая-нибудь машина могла сбить мою коляску. Но что делать, если больше дороги для колясок нет... - признается Александр.

О пандусах - отдельный разговор. Они есть, но на большинство из них въехать практически невозможно, потому что они очень крутые. Например, рядом с домом Александра в государственной стоматологической поликлинике и поликлинике №20 именно такие пандусы. К тому же в поликлинике пандус выложен кафельной плиткой, и если вдруг пойдет дождь или выпадет снег, то он превращается в скользкую горку. Хотя существуют утвержденные стандарты пандусов, но почему-то каждый делает их по-своему, а то, что получится в результате, мало кого волнует.

Проблема третья: общественный транспорт

- Самый удобный для нас автобус - «МАЗ», потому что там низкая платформа. Но на практике автобус часто останавливается не у тротуара, и тогда уже на коляске в него не въедешь. Хорошо, что есть небезразличные люди - помогают, а некоторые делают вид, что не замечают человека в инвалидной коляске. Вот недавно простоял на остановке ровно два часа - и ни один автобус не остановился. Ни один! Водители просто проезжали мимо. Пришлось ехать на другую остановку. У меня даже было желание встать на проезжей части прямо перед автобусом и тормознуть его... - продолжает Александр.

- А разве вам не положена специальная машина для колясочника?

- До тех пор, пока мне не исполнилось 18 лет, родители пытались получить машину для меня как для ребенка-инвалида. Но нам отказали, потому что я по каким-то статьям не подходил под категорию, которой положен льготный автомобиль. А сейчас машину мне не дают, потому что по группе инвалидности я не пройду медкомиссию, чтобы получить права. Естественно, с машиной намного легче и не было бы таких больших проблем с трудоустройством. Я закончил ТИСБИ, инженер-программист. Три года работал. График был очень напряженный, без выходных, поэтому пришлось уволиться. А новую работу найти сложно. Работодателей устраивает профессиональный уровень, но работа требует присутствия в офисе, а вот добраться до офиса - проблема.

Проблема четвертая: зависимость

- Компьютер - это и моя работа, и основной источник информации, и отдых, кино, музыка. Участвовал в проекте «Танцы на колясках». Очень красивый проект. Это были абсолютно новые для меня ощущения, впечатления. И для здоровья хорошо - постоянное движение, нагрузка на все группы мышц. Спасибо родителям, от нехватки живого общения с миром я никогда не страдал. Но много других случаев. Я знаю одного парня-колясочника, которого родители просто закрыли дома. Он 18 лет не был на улице. Родители стеснялись своего ребенка. Но ограничивать жизнь ребенка четырьмя стенами - это просто преступление. Правда, в последнее время отношение в обществе к инвалидам меняется. Уже то, что люди перестали смотреть на людей в колясках удивленными глазами и тыкать пальцем, - уже большой плюс, - считает Александр. - Чувство зависимости от окружающих, оно угнетает. Моя подруга, однокурсница Олеся Тимофеева, стала самостоятельно выезжать на улицу на коляске. Она уже несколько раз съездила одна в автобусе и говорит, что чувствует себя независимой и эти ощущения непередаваемые. Вообще, здоровые люди почему-то не ценят, что могут встать в любой момент и пойти. Они не понимают, что это - самое большое счастье.

news_right_column_240_400