Внутренний туризм в СССР и России: год 1985-й против 2016-го

Недавно читатель принес в нашу редакцию сборник подробно проработанных туристских маршрутов по СССР, изданный в 1985 году.

news_top_970_100

Знакомство с ним вызвало самые разные эмоции - от ностальгии до возмущения, выражавшегося фразами типа: «Как же так? Был же, оказывается, такой развитый туризм по стране! Куда все  делось?!» А теперь значит, с закрытием ряда популярных среди россиян заграничных турнаправлений в стране все чаще звучит тезис о необходимости возрождения и развития внутреннего туризма. Когда страсти  поутихли, в голову пришла мысль проанализировать ситуацию, связанную с внутренним туризмом в 1985 году и в наши дни. Причем по нескольким позициям. Выводы оказались далеко не однозначными.

Организация

Главное отличие организации туризма в советские времена - наличие Центрального и областных советов по туризму, которые разрабатывали маршруты. В разработку входила вся логистика путешествий: транспорт, в том числе и местный, размещение, питание, досуг туристов. Достаточно было только выбрать понравившийся маршрут и оплатить его по существующему тарифу. С другой стороны, современные турфирмы дают возможность подобрать индивидуальный вариант будущего путешествия. Но оба варианта имеют свои плюсы и минусы.

Разнообразие маршрутов

Здесь бесспорное первенство принадлежит «светлому прошлому». И дело не только в том, что территория СССР была значительно больше современной России. В советском сборнике можно найти такие маршруты, которые многим в наши дни даже в голову не придут. Как вам, скажем, «Арктический рейс» по Баренцеву и Карскому морям с посещением побережья Земли Франца-Иосифа? Причина тому - развитая туристическая инфраструктура, существовавшая в те годы. Туристические базы и гостиницы имелись тогда даже в самых экстремальных местах. В наши дни, к сожалению, законы рыночной экономики сильно сократили их количество.

Хотя справедливости ради стоит отметить, что туристический сервис в современной России значительно лучше, чем он был 30 лет назад. Конечно, не всегда и не везде, но в целом здесь рыночная экономика пошла туризму на пользу.

Цены

Это, пожалуй, главный пункт. Здесь хотелось бы уточнить, что за основу для сравнения мы взяли среднюю зарплату современного казанца 20 тыс. рублей, хотя большинство статистических порталов указывают среднюю зарплату 25 - 30 тысяч. А для 1985 года мы взяли среднюю зарплату 130 рублей. Очевидно, что и тогда, и сейчас наши граждане зарабатывали как меньше, так и больше.

Здесь, казалось бы, очевидное преимущество за 1985 годом. Без транспортных расходов путевка на одного человека сроком на 20 дней с проживанием, скажем, на турбазе в Адлере или Сочи обходилась туристу в 84 - 91 рубль, то есть была меньше месячной зарплаты. Однако следует помнить, что условия на таких базах были весьма спартанские. В современных условиях также можно найти ночлег за 700 - 1000 руб. на человека в сутки, хотя понятно, что номер в более комфортабельном отеле обойдется значительно дороже. Правда, в этом случае цены идут без питания.

Еще можно перенестись с Черноморского побережья в Сибирь - на популярный турмаршрут по Байкалу. Предложенный в путеводителе 1985 года маршрут рассчитан на 21 день и предполагал пеший поход с остановками на четырех турбазах. Стоимость - 194 руб. с человека. Дороговато, конечно... Однако в прошлом году моей подруге аналогичное путешествие обошлось примерно в 25 тыс. рублей. Напоминаю, в обоих случаях мы не учитываем транспортные расходы. Выходит, путешествие по Байкалу для жителей европейской части России всегда было и остается дорогим удовольствием.

Хотелось бы также сравнить и цены на билеты по железной дороге и в авиации, но найти подобную статистику за 1985 год не представилось возможным. А сравнивать цены по воспоминаниям очевидцев нам показалось не слишком объективным. Впрочем, возможно, вы, дорогие читатели, поможете нам вспомнить те годы. Из прочих плюсов туризма советской эпохи хочется сказать о бесплатных путевках и ж/д билетах, которыми премировали лучших сотрудников на работе.

Информационная поддержка

Согласитесь, подобные сборники маршрутов в те годы - прекрасное подспорье для туриста. Но в этом пункте победа отходит современности из-за сегодняшней возможности бронирования гостиниц и покупки билетов посредством интернета. В некоторых отношениях польза прогресса неоспорима.

Альтернативные путешествия

Теперь рассмотрим путешествие дикарями: на личном авто, автостопом, а также такое современное молодежное явление, как каучсерфинг. Казалось бы, здесь все однозначно - первенство принадлежит современности, но на самом деле тоже есть о чем подискутировать.

Конечно, путешествовать на автомобиле в наши дни проще, хотя бы потому что личный автотранспорт стал значительно доступнее, чем в 1985 году. Но в этом месте многие захотят напомнить, что в 1985 году бензин был куда дешевле. Путем несложной арифметики мы пришли к выводу, что это не совсем так. Судите сами: при стоимости бензина АИ-92 27 копеек за литр на зарплату, взятую за среднюю (130 руб.), можно было купить примерно 480 литров 92-го бензина. В наши дни на зарплату 20 тыс. рублей при средней стоимости 34 руб. за литр его можно приобрести примерно 588 литров. Конечно, такое сравнение довольно примитивно. К тому же, если верить очевидцам, на черном рынке в СССР топливо стоило еще дешевле. Но все же напрашивается вывод, что тогда бензин был не так дешев, как многие считают.

С автостопом получается еще интереснее. Молодежь нынче склонна считать, что это современное изобретение и его, как и многого другого, в СССР не было. Но это не так. В Союзе еще с 1964 года Центральным советом по туризму было утверждено постановление об автостопе. И система, существовавшая тогда, была, на мой взгляд, куда цивилизованней.

Турист должен был покупать специальные талоны (да-да, автостоп был платным!), которые передавал подвозившему его водителю. Стоили эти талоны недорого: 1 рубль за 500 км пути. То есть дорога, скажем, из Казани до Москвы обходилась чуть больше, чем в 1,5 рубля (!). Зато водитель имел право участвовать с этими талонами в розыгрышах призов. К сожалению, официально этот способ путешествия в СССР просуществовал только до середины 70-х, хотя часть молодежи продолжала путешествовать таким образом и дальше.

«Каучсерфинг» - слово в российском обиходе новое. Оно означает поиск через интернет людей, у которых можно было бы бесплатно переночевать в поездке. Соответственно предполагается, что впоследствии будет оказана аналогичная услуга другому страждущему. Конечно, явление это современное, ставшее возможным только с появлением интернета. Но справедливости ради хотелось бы напомнить, что раньше люди обходились и без него, договариваясь о ночлеге через друзей и знакомых или находя дальних родственников.

Резюме

Подводя итог, хочу сказать, что в СССР была великолепная туристическая инфраструктура. Пожалуй, ни в одной стране мира люди столько не путешествовали по просторам Родины. Но, несмотря на то что со времен распада Союза мы многое растеряли, внутренний туризм в современной России возрождается, а новые технологии делают его доступнее и удобнее. И это хорошо. Ведь в нашей необъятной стране есть много интересных и удивительных мест, которые обязательно нужно увидеть.

news_right_column_240_400