Зимой они катались с горки на салазках, ходили на лыжах в зимний лес. Возле дома сами делали горку и допоздна играли в «Царь горы». Это была интересная игра, в ней могло участвовать сразу несколько человек. У подножия горы собирались все, кто хотел играть, а на верху горы стоял один человек. Его нужно было снежными комками «свергнуть», то есть уронить. Тот, кто забирался первым на горку и мог выстоять бомбежку снежками, становился царем горы.
Еще играли в игру «Дед Мороз». Один человек был Дедом Морозом. Игроки хором говорили:
Белый пух,
Снежный пух,
Все-все-все в пуху вокруг!
Пух на шапках,
Пух на губках,
Пух на бровках,
Пух на шубках,
Пух посыпал лоб и нос...
Кто так сделал?
Дед Мороз!
Все игроки разбегались по площадке. Дед Мороз бежал за ними и старался дотронуться до любого из них рукой, «заморозить» его. «Замороженный» должен был остановиться и развести руки в стороны. Игра заканчивалась, когда все были «заморожены».
Весной, когда таял снег и бежали ручьи, делали кораблики и пускали их в воду. Игра называлась «Гонки». Чей кораблик приплывет к месту назначения первым, тот выигрывал. Когда снег таял и земля подсыхала, играли в игру «Ветер и флюгера». Правила игры были такие: играющие стоят шеренгами. Они «флюгера». Перед ними водящий. Он напоминает им, где находятся стороны света: север, юг, восток и запад. Потом начинается игра.
Водящий говорит: «Ветер дует с востока!» - все «флюгера» должны повернуться лицом к западу. «Ветер дует с севера» - все «флюгера» обращаются к югу. Водящий говорит: «Буря!» - все кружатся на месте. Объявляет: «Штиль» - все замирают. Неправильно двигающихся «флюгеров» наказывали.
Очень увлекательны были игры, требующие от ребят быстроты ориентировки, умения сразу же выполнить в зависимости от условий игры то или иное движение, дать тот или иной ответ. Например, была такая игра «Где вы были?» Один из играющих отгадчик. Остальные, отойдя в сторону, сговариваются, что именно они будут изображать. Затем подходят к отгадчику. Тот говорит им:
- Где вы были?
Ребята отвечают знаками, жестами, движениями, изображая сбор яблок, пилку дров, шитье и т.п. Если отгадчик отгадает, все играющие быстро разбегаются, а он должен поймать кого-нибудь из них.
Самое интересное время года было лето. Играли в прятки, собираясь по десять-пятнадцать человек, чертили классики на земле, устраивали соревнования на скакалке, крутили обручи. Играли в игру «Неделька». Игра была увлекательная, требовала ловкости, быстроты, знания дней недели. Еще была у них игра «Забегалы». В игре принимали участие 6 - 8 человек. Двое крутили скакалку, а остальные по очереди делали оговоренное количество прыжков условленным способом и выбегали с противоположной стороны. Если прыжок не получился, то прыгавший сменял одного из крутивших скакалку. Способы прыгания постепенно усложнялись. Увеличивалась и скорость раскручивания скакалки. Ошибкой считался не только неполучившийся прыжок, но и любое «задевание» скакалки. В то время, по словам мамы, все ребята прыгали хорошо.
По вечерам любили играть в волейбол или футбол. Были свои дворовые команды. Проводились соревнования между ними.
В то время игра занимала большое место в жизни ребят. Все игры были коллективные, без них редко обходились школьные вечера и праздники. В играх воспитывались чувство дружбы, взаимопонимание, развивались такие качества, как ловкость, быстрота, выносливость, физическая сила. В игре приобретались полезные навыки, развивались сообразительность, находчивость, инициатива, интерес к знаниям. Дети между собой были дружны, много общались, помогали друг другу.
Лейсан Зарипова, ученица 6-го класса средней школы с. Большие Ключи Зеленодольского р-на РТ