ВОЗВРАЩЕНИЕ "ПЕСНЯРОВ"

На минувшей неделе в культурно-развлекательном комплексе "Пирамида" с единственным концертом выступили легендарные вокально-инструментальные ансамбли "Песняры" и "Верасы". "Песняры" возвращаются на большую сцену после долгого перерыва. Этот концерт был посвящен памяти основателя и руководителя "Песняров" Владимира Мулявина.

news_top_970_100

На минувшей неделе в культурно-развлекательном комплексе "Пирамида" с единственным концертом выступили легендарные вокально-инструментальные ансамбли "Песняры" и "Верасы". "Песняры" возвращаются на большую сцену после долгого перерыва. Этот концерт был посвящен памяти основателя и руководителя "Песняров" Владимира Мулявина.

Мы попросили ответить на несколько вопросов солиста "Песняров" Леонида БОРТКЕВИЧА. Спев однажды замечательную "Алесю", он, как принято говорить, проснулся знаменитым. Потом были "Березовая роща", "Беловежская пуща" и другие песни, уже ставшие классикой... После смерти Владимира Мулявина Леонид Леонидович исполняет обязанности художественного руководителя ВИА "Песняры".

- Владимир Мулявин был для меня человеком, без которого я бы просто не состоялся. Если бы мы не встретились, я бы, наверное, стал архитектором, потому что закончил Минский архитектурно-строительный техникум. И еще раз Мулявин сыграл решающую роль в моей жизни. Я прожил в Америке 10 лет. Когда уезжал в Штаты, то ведь вовсе не думал, что вернусь. Но так случилось, что Володя попросил приехать помочь, и я бросился к нему, оставив в США жену, работу. В 1999 году попал на фестиваль "Золотой шлягер", и Мулявин заявил: "Будешь петь "Березовый сок". Я вышел на сцену, запел, а после неожиданно для себя расплакался и понял, что никуда отсюда не уеду. И теперь постараюсь сделать все, чтобы продолжить дело Владимира. Он оставил много музыкального материала, над которым сейчас работаем. Уже почти готова наша студия, которую "Песнярам" подарил Президент Белоруссии. Конечно, постараемся больше ориентироваться на молодежь, но жанр свой будем сохранять.

- Леонид Леонидович, несколько лет назад в прессе было очень много разговоров о расколе в "Песнярах" и появлении нового ВИА "Белорусские Песняры"...

- Мы такой группы не знаем, и говорить о них не хочется... Понимаете, Мулявин подготовил более 50 музыкантов, и вот некоторые его ученики стали писать про Володю всякие гадости. Обидно, что к Мулявину нечестно, неблагородно и неблагодарно относятся те, кого он научил петь, играть, которые благодаря ему получили звания, популярность. Ну что сказать... Есть два МХАТа, почему бы не быть и двум "Песнярам"? Пускай работают. Свою творческую состоятельность можно доказывать только работой. Время покажет, кто из нас прав. Но бесспорно, что настоящие "Песняры" - это Мулявин.

- В 70-е годы "Песняры" были теми, кого выпускали за железный занавес. Интересно, как принимали вас на Западе и за океаном?

- Принимали очень хорошо. Во время нашей первой поездки в США мы выступали с известной американской группой New Christie Minstrels. По правилам более популярная группа всегда играет во втором отделении концерта. В начале тура мы выступали первыми. Но после нескольких концертов нас поставили вторыми. А в конце концерта мы вместе с американскими музыкантами пели русский романс "Ехали на тройке с бубенцами" в обработке Пола Маккартни: они куплет на английском, а мы - на русском. Было здорово!

Нам сразу предложили гастроли по Америке на три месяца. С нами всегда был человек в шляпе - из Госконцерта, который по совместительству работал в КГБ. Он позвонил кому следует, и вопрос о наших гастролях решался на уровне Брежнева. Тогда была холодная война, и нас не пустили к капиталистам даже несмотря на то, что гастроли приносили государству большую прибыль. Нам платили за неделю 300 тысяч долларов, но все шло Госконцерту. А музыканты в кармане имели всего лишь по 9 долларов суточных.

- А правда, что "Песняров" приглашали к сотрудничеству сами "Битлз"?

- Нет, о сотрудничестве речи не было. Просто однажды Джон Леннон сказал: "Песняры" - это лучшее, что я слышал"... В принципе "Битлз" тоже делали свои песни, опираясь на фольклор. Точно так же работали и "Песняры". И жизнь доказывает, что мы с самого начала выбрали правильный путь. Не так давно я был в гостях у Джорджа Харрисона, царство ему небесное, и сыграл ему на рояле "Ой, цветет калина". Там был и Эрик Клэптон. И они в один голос воскликнули: "Откуда такая чудесная мелодия?"

- Многие годы визитной карточкой "Песняров" была замечательная песня "Где же моя темноглазая, где? В Вологде-где..." Но говорят, что в Вологде всего один-единственный дом "номер один, где резной палисад", и в доме этом находится венерологическая больница.

- Да, когда мы были на гастролях в Вологде, нам показали этот дом. Оказалось, это на самом деле кожно-венерологическая больница. Вот такая ирония судьбы... Кстати, "Вологда" - совершенно случайная песня, которую мы сами не очень уважали.

- Почему?

- Потому что мы воспитывались на серьезной музыке, а тут вдруг, совершенно неожиданно, получился стопроцентный шлягер. Знаете, нам тогда искренне казалось, что шлягеры - это недостойно настоящих музыкантов.

- Есть ли, по вашему мнению, на современной российской эстраде молодые группы или исполнители, которые могут рассчитывать на такой же многолетний успех, как у "Песняров"?

- Дело в том, что сейчас искусство немножко как бы отдыхает. Самое страшное, что развелось очень много непрофессионалов. И я не понимаю, как можно "сделать звезду". Весь мир смеется над этим. Это может быть только хохмой, каким- то шоу, но не основным принципом всей эстрады.

Деньги, к сожалению, сегодня решают все. Папа заплатил полмиллиона за дочку или спонсор дал кругленькую сумму за свою протеже, профессиональные музыканты записали альбом для новой звезды - и готово. А то, что она две ноты не может взять, - это никого не волнует. Современная техника достигла такого уровня, что и голос можно сделать какой угодно, и внешность, только плати. Вот и получается, что у нас много искусственных звезд. А во всем мире ценится только живой, истинный талант. Если, например, такая звездочка поедет в Америку и начнет там петь под фонограмму, ей просто под красивую попку ножкой поддадут - и весь разговор.

- В 70-е годы на эстраду сложнее было пробиться, чем сегодня?

- Тогда никто не пробивался, и слова такого не знали. Тогда была "Песня года", были различные конкурсы, шел строгий естественный отбор, и поэтому на эстраде не было места непрофессионалам. Но, с другой стороны, были и свои минусы. Самый большой минус - цензура. А большим плюсом было то, что в жюри конкурсов входили Утесов, Шульженко, другие великие исполнители, музыканты, к чьему мнению прислушивались и которые не могли покривить душой и протащить кого-то по блату. Таким же принципиальным был и Мулявин. У него из-за этого один раз был даже конфликт с властями. Мулявин был председателем конкурса "Славянский базар", и большие люди с большими деньгами хотели протащить кого-то своего. Владимир прослушал этого исполнителя и прямо сказал, что это непрофессионально. Конечно, после были неприятности... Потом Мулявина часто приглашали в жюри разных конкурсов, но он всегда отказывался.

- Но все-таки сейчас настоящему таланту заявить о себе сложнее?

- Сложнее. Но я убежден, что талант пропасть не может. Есть такие понятия, как Бог и Судьба. Если Бог возложил на человека определенную миссию, то он все равно ее исполнит, что бы ни случилось. От самых талантливых Бог требует больше, чем от обычных людей, и поэтому посылает им много испытаний. Но рано или поздно его величество Случай обязательно улыбнется им. Надо только быть готовым к этому и не упустить свой шанс.

Беседовала Ольга ИВАНЫЧЕВА.

P.S. 22 марта в Москве, в Кремлевском дворце, состоится концерт памяти Владимира Мулявина. Участвовать в концерте уже согласились около 40 звезд российской эстрады, в том числе Алла Пугачева и Иосиф Кобзон.

Готовится постановление Президента Белоруссии об увековечении памяти Владимира Мулявина. К названию ансамбля "Песняры" будет добавлено имя Владимира Мулявина. Одной из улиц города Минска присвоят имя музыканта. К тому же объявлен конкурс на лучший проект памятника Мулявину и идет работа по созданию музея его имени.

news_right_column_240_400