Поисковые системы и социальные сети аккумулируют колоссальное количество информации о своих пользователях. При этом быть зарегистрированным пользователем соцсетей совсем не обязательно. Большинство из них достаточно посетить лишь единожды, чтобы в вашем интернет-браузере был создан специальный cookie-файл, который станет отправлять информацию о посещаемых вами сайтах. «Ну и что?» - скажете вы.
Соцсеть знает вас лучше, чем мама или супруг
Поисковики и соцсети даже не скрывают, что используют ваши личные данные. По сути это своеобразная плата за их казалось бы безвозмездное пользование. Для чего они это делают? К этому вопросу мы вернемся чуть позже. А пока попробуем представить, как много о нас могут знать корпорации.
В 2016 году газета Washington Post опубликовала материал, где эксперты перечислили 98 фактов, о которых может рассказать соцсеть о человеке, даже если он не сообщал о них напрямую. Например, ваше материальное положение, занимаемая должность и получаемый доход, размер и стоимость квартиры, возраст и марка автомобиля, наличие кредитов и многое другое. Или более личная информация: предпочтения в еде, алкоголе и развлечениях, политические взгляды и даже состояние здоровья. Там же утверждается, что достаточно проанализировать всего 68 лайков, поставленных в соцсетях, чтобы с уверенностью определить политические взгляды и цвет кожи пользователя. Всего 150 отметок «мне нравится», по мнению ученых, помогут узнать человека лучше, чем его родители, а 300 лайков хватит, чтобы знать лучше, чем супруг.
Впрочем, неподтвержденные данные и слухи утверждают куда более смелые предположения. Так, существует мнение, что соцсети запоминают даже те посты, которые вы не опубликовали. Бывает, сгоряча захочешь написать гневный комментарий, а к его завершению остынешь и передумаешь его публиковать. Но поздно - цифровой след уже остался. Или, например, пребываешь в сомнениях, где провести вечер, подумываешь попросить совета у друзей, но в последний момент сам находишь подходящий вариант. Тем не менее в скором времени в интернете вам предложат рекламу кафе или кинотеатра.
Один американский пользователь проверил совсем уж шокирующую гипотезу - о том, что микрофон смартфона постоянно активен и подслушивает все, что происходит рядом. Парень говорил вслух о кошке, которой у него даже не было, а спустя некоторое время ему стала приходить реклама кошачьего корма.
Впрочем, как уже говорилось, большинство этих слухов слабо подкреплено фактами и остается в области предположений. Разные эксперты относятся к ним по-разному, но большинство настроены скептично, аргументируя это тем, что существующие нейросети попросту не способны на подобное.
Кому нужны наши личные данные
Информация о пользователях собирается в первую очередь ради того, чтобы сделать рекламу адресной и полезной. И это в сущности неплохо - получать полезную рекламу вместо всей подряд.
Однако ряд экспертов утверждают, что подобные знания могут использоваться с целью манипулирования обществом. В одном из ведущих американских научных журналов - Proceedings of the National Academy of sciences - было опубликовано исследование о психометрии, где рассказывается об эксперименте, в котором приняли участие 700 тысяч человек. Части из них в ленте соцсетей показывались преимущественно негативные посты, другой - преимущественно позитивные. Эксперимент показал, что люди, получавшие больше негативной информации, сами публиковали больше аналогичных постов.
Доходит и до скандалов. Так, после последних выборов американского президента в СМИ США неоднократно публиковались статьи, утверждавшие, что на мнение граждан повлияли манипулятивные посты в соцсетях, что отразилось на итогах выборов. Впрочем, информация эта крайне неоднозначная. В конце концов вся предвыборная агитация в той или иной мере может считаться манипуляцией.
Тем не менее существует опасность того, что база данных пользователей может оказаться в руках недобросовестных людей, иногда мошенников. Опасность этого стала очевидной после громкого скандала в начале этого года, когда стало известно об утечке информации о 50 миллионах пользователей Facebook. Сложно с уверенностью говорить, как она была использована, но сам факт утечки отрицать невозможно.
Заключение
И что, теперь не пользоваться интернетом? Конечно нет. В той же адресной рекламе нет ничего плохого, к тому же она обеспечивает бесплатность использования многих сервисов для рядовых пользователей. С другой стороны, неприятно думать, что личная переписка может быть прочитана кем-то посторонним. Да и мошенников стоит опасаться. Отсюда простой и очевидный совет: помните, что каждый ваш шаг в интернете оставляет небольшой, но заметный след, поэтому будьте осторожнее с личной информацией.
1. Если вы отправляете действительно конфиденциальную информацию, не пользуйтесь даже личной перепиской в социальных сетях. Вместо этого будет разумнее воспользоваться сервисами и мессенджерами, шифрующими переписку.
2. Один из способов похитить ваши личные данные - перевыпуск сим-карты с таким же номером телефона, как у вас. Потому стоит на всякий случай озаботиться дополнительными паролями для защиты соцсетей и мессенджеров, а также приложений банков и других платежных сервисов.
3. Общественные сети вай-фай крайне опасны. Во-первых, под видом сети кафе или ресторана может скрываться специально созданный мошенниками для противоправных действий узел связи. Да и через обычный общественный вай-фай можно подцепить вредоносное ПО. Потому, если есть такая возможность, безопаснее использовать исключительно защищенные соединения. Если же такой возможности нет, по окончании сессии вай-фай рекомендуется очистить кэш и историю браузера, а лучше поменять использованные пароли, так как они могут быть похищены злоумышленниками.
4. Пользуясь чужим компьютером, не пренебрегайте простейшими мерами предосторожности. Предпочтительнее всего в таком случае будет воспользоваться режимом «инкогнито». Также ни в коем случае не следует сохранять пароли и использовать соцсети и почтовые ящики с пометкой, сообщающей, что вы пользуетесь чужим компьютером.
5. Привяжите профили соцсетей к своим устройствам - в этом случае вам будут приходить сообщения о любых попытках воспользоваться вашим профилем с посторонних устройств.