Все мы находимся под колпаком: почему смартфон знает о вас больше, чем родная мать

«То, что вы параноик, еще не значит, что за вами не следят» - этот известный афоризм как нельзя лучше характеризует жизнь человека в информационном обществе. Пользуетесь интернетом? Скорее всего. Зарегистрированы в соцсетях? Наверняка. Впрочем, даже если и нет, это не значит, что вы не под колпаком.

news_top_970_100

Поисковые системы и социальные сети аккумулируют колоссальное количество информации о своих пользователях. При этом быть зарегистрированным пользователем соцсетей совсем не обязательно. Большинство из них достаточно посетить лишь единожды, чтобы в вашем интернет-браузере был создан специальный cookie-файл, который станет отправлять информацию о посещаемых вами сайтах. «Ну и что?» - скажете вы.

Соцсеть знает вас лучше, чем мама или супруг

Поисковики и соцсети даже не скрывают, что используют ваши личные данные. По сути это своеобразная плата за их казалось бы безвозмездное пользование. Для чего они это делают? К этому вопросу мы вернемся чуть позже. А пока попробуем представить, как много о нас могут знать корпорации.

В 2016 году газета Washington Post опубликовала материал, где эксперты перечислили 98 фактов, о которых может рассказать соцсеть о человеке, даже если он не сообщал о них напрямую. Например, ваше материальное положение, занимаемая должность и получаемый доход, размер и стоимость квартиры, возраст и марка автомобиля, наличие кредитов и многое другое. Или более личная информация: предпочтения в еде, алкоголе и развлечениях, политические взгляды и даже состояние здоровья. Там же утверждается, что достаточно проанализировать всего 68 лайков, поставленных в соцсетях, чтобы с уверенностью определить политические взгляды и цвет кожи пользователя. Всего 150 отметок «мне нравится», по мнению ученых, помогут узнать человека лучше, чем его родители, а 300 лайков хватит, чтобы знать лучше, чем супруг.

Впрочем, неподтвержденные данные и слухи утверждают куда более смелые предположения. Так, существует мнение, что соцсети запоминают даже те посты, которые вы не опубликовали. Бывает, сгоряча захочешь написать гневный комментарий, а к его завершению остынешь и передумаешь его публиковать. Но поздно - цифровой след уже остался. Или, например, пребываешь в сомнениях, где провести вечер, подумываешь попросить совета у друзей, но в последний момент сам находишь подходящий вариант. Тем не менее в скором времени в интернете вам предложат рекламу кафе или кинотеатра.

Один американский пользователь проверил совсем уж шокирующую гипотезу - о том, что микрофон смартфона постоянно активен и подслушивает все, что происходит рядом. Парень говорил вслух о кошке, которой у него даже не было, а спустя некоторое время ему стала приходить реклама кошачьего корма.

Впрочем, как уже говорилось, большинство этих слухов слабо подкреплено фактами и остается в области предположений. Разные эксперты относятся к ним по-разному, но большинство настроены скептично, аргументируя это тем, что существующие нейросети попросту не способны на подобное.

Кому нужны наши личные данные

Информация о пользователях собирается в первую очередь ради того, чтобы сделать рекламу адресной и полезной. И это в сущности неплохо - получать полезную рекламу вместо всей подряд.

Однако ряд экспертов утверждают, что подобные знания могут использоваться с целью манипулирования обществом. В одном из ведущих американских научных журналов - Proceedings of the National Academy of sciences - было опубликовано исследование о психометрии, где рассказывается об эксперименте, в котором приняли участие 700 тысяч человек. Части из них в ленте соцсетей показывались преимущественно негативные посты, другой - преимущественно позитивные. Эксперимент показал, что люди, получавшие больше негативной информации, сами публиковали больше аналогичных постов.

Доходит и до скандалов. Так, после последних выборов американского президента в СМИ США неоднократно публиковались статьи, утверждавшие, что на мнение граждан повлияли манипулятивные посты в соцсетях, что отразилось на итогах выборов. Впрочем, информация эта крайне неоднозначная. В конце концов вся предвыборная агитация в той или иной мере может считаться манипуляцией.

Тем не менее существует опасность того, что база данных пользователей может оказаться в руках недобросовестных людей, иногда мошенников. Опасность этого стала очевидной после громкого скандала в начале этого года, когда стало известно об утечке информации о 50 миллионах пользователей Facebook. Сложно с уверенностью говорить, как она была использована, но сам факт утечки отрицать невозможно.

Заключение

И что, теперь не пользоваться интернетом? Конечно нет. В той же адресной рекламе нет ничего плохого, к тому же она обеспечивает бесплатность использования многих сервисов для рядовых пользователей. С другой стороны, неприятно думать, что личная переписка может быть прочитана кем-то посторонним. Да и мошенников стоит опасаться. Отсюда простой и очевидный совет: помните, что каждый ваш шаг в интернете оставляет небольшой, но заметный след, поэтому будьте осторожнее с личной информацией.

news_right_column_240_400