Монмартр на неделю: на арт-проект в Елабугу впервые приехали художники из новых российских регионов

Известная туристическая локация Татарстана все больше прирастает точками притяжения для творческих людей всех возрастов со всей России и многих стран мира. Так что не удивительно, если на елабужской земле свои первые шаги в искусстве уже сделали новые Шишкины, Мане и Пикассо

news_top_970_100
Автор фото: Дмитрий Сивков

Новый ракурс

Елабуга далеко за пределами Татарстана известна как один из наиболее популярных туристических центров. Думается, в целом не один миллион жителей и гостей республики сохранили в своей памяти, после приезда сюда, воспоминания об историческом центре с одним из лучших уездных архитектурных ансамблей в стране, о местах, связанных с судьбами пейзажиста Ивана Шишкина, звезды серебряного века, кудесницы слова Марины Цветаевой и легендарной кавалерист-девицы Надежды Дуровой.

Но не все знают, что последние 18 лет для более чем 1,3 тыс. художников – не только российских, но и из свыше трех десятков стран мира, город на берегу Камы стал местом силы творчество и вдохновения. Речь идет об участниках арт-проектов, реализуемых Елабужским государственным музеем-заповедником.

«Один день Елабуги» – по версии уфимца Салавата Гилязетдинова.

 Фото: © Дмитрий Сивков

Накануне разъехались домой 150 именитых и молодых художников из Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Турции и России, в том числе тридцать – из Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской области и Крыма. Все они, такие разные, на несколько дней стали единым целым проекта «Операция „Реинтеграция«. Диалог художников России: Донбасс и Елабуга». Он же объединил в себе два события – XVIII Международный арт-симпозиум по современному искусству и VI Международная творческая лаборатория молодых художников BASHNYA..

15 августа финальными мазками этого эпичного, если так можно сказать, полотна, стало подведение итогов с вручением дипломов участников и памятных знаков всем причастным к событию и открытие двух выставок работ, созданных в рамках проекта. В зале, как на нашумевшей театральной премьере, свадебных мест не наблюдалось, кому-то пришлось сидеть на ступеньках в проходе.  

 Директор Елабужского государственного историко-архитектурного музея заповедника

Гульзада Руденко, не устает повторять молодым художникам,

что смелость порождает гениальность, силу, волшебство.

Фото: © Дмитрий Сивков

У нас, как видите, аншлаг, и не только потому, что собрались художники из двадцати трех российских городов и семи стран, явившие миру свои произведения, созданные в Елабуге всего за восемь дней, но и потому, что всегда есть интерес к этому событию со стороны тех, кому интересно их творчество. – скатала в приветственном слове генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Гульзада Руденко.

Также она отметила, что столь масштабное событие невозможно было бы провести без поддержки Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры РТ.

 «Автопортрет в окрестностях Елабуги» – такой увидела себя Гульназ Гилязетдинова из Уфы.

Фото: © Дмитрий Сивков

Диалог не только культур, но и поколений

Все участники, многие из которых приехали на этот, по-другому и не скажешь, праздник творчества впервые, и главным образом – из регионов, не так давно вошедших в состав Российской Федерации. На протяжении нескольких дней все они могли обогатить свой творческий багаж за счет участия в различных мастер-классах: по технике горячей эмали – «На все пуговицы»; по горячему батику – «Символ родного края»; по акриловой росписи деревянной скульптуры – «Птичий двор».

Мастера-наставники ввели коллег в суть и особенности техник исполнения и выбранных материалах, а также о методах, позволяющих достичь дополнительных эффектов. Все это было особенно ценно, для тех, кто еще только в начале своего творческого пути.

Работы молодых художников из города Макеевка (ЛНР), созданные на мастер-классе

по акриловой росписи деревянной скульптуры «Птичий двор». 

Фото: © Дмитрий Сивков

В публичном обсуждении сначала именно на эмоциях молодых участников был сделан акцент, сместить его взялся член Национального союза художников Украины Александр Шпак.

Не только молодежь у нас учится. И мы у них. Это взаимообмен, они приносили свои эскизы, мы их обсуждали за чаем, говорили и об искусстве, и просто о жизни. Принято считать, что молодежь сегодня живет в своем мире и потеряна для всех нас. Симпозиум показал, что это не так: мы едины, и теперь не только территориально, мы работаем в одной обойме. Это самое главное. Спасибо организаторам за возможность ощутить, что творческая жизнь преемственна, – сказал житель Мариуполя.

Студенты Донецкой музыкальной академии внемлют каждому слову, ведь любое из них,

даже оброненное мастерами вскользь, может оказаться решающим в творческой судьбе.

Фото: © Дмитрий Сивков

А что же сама молодые люди? Все они говорили, что Елабуга однозначно станет для них точкой роста, позволившей по-новому взглянуть на творческий процесс, открыть новые для себя горизонты и выйти за рамки привычного восприятия мира.

Помимо замечательных мастер-классов нас восхитила коллективная работа, общение и со сверстниками, и с мастерами. Все это очень вдохновляет. Дома мы этим, получается, обделены, – признался Дмитрий Агафонов, студент Донецкой музыкальной академии имени Прокофьева.

Начинающие художники из Донецка. Теперь Елабуга в их мыслях, сердцах и творчестве. 

Фото: © Дмитрий Сивков

А еще молодой человек выразил общее восхищение от насыщенной программы, включающей не только творческую часть, но и экскурсионную.

Вчера мы посетили Болгар. Это оказалось настолько впечатляющим, мы настолько сильно истощили себя энергетически, что в автобусе на обратном пути нас буквально ненадолго хватило на обсуждение увиденного – мы все уснули. Но поспали лишь минут десять, подзарядись и снова стали делиться впечатлениями.

Кстати, позже в разговоре удалось узнать, что на художественном проекте делают студенты Донецкой музыкальной академии. Оказалось, что вуз расширяет профиль, например, ребята – закончили первый курс по специальности «Монументальная живопись». Что ж, в республике им в будущем работы, как говорится, непочатый край. Столько всего надо восстановить. И думается при этом теперь будут проваляться и елабужские темы.

 Далерджон Усмонов из Таджикистана: когда художнику мало слов, чтобы выразить замысел своей работы.

Фото: © Дмитрий сивков

Такое нейросети не под силу

Необычно взглянула на происходившее Елена Садыкова, искусствовед из Москвы, читавшая лекции участникам творческой лаборатории молодых художников BASHNYA. Что на в эти дни в Елабуге была представлена широчайшая стилистическая палитра: и примитивизм, и авангард, и кубизм, и реализм, и дадаизм…

Здесь настолько актуальные тенденции прослеживаются, что мне показалось, что я приехала в Париж, а не в Елабугу. Проведение таких симпозиумов, где молодежь перенимает опыт у известных мастеров, свидетельствуют о том, что у традиционные формы искусства и живы, и востребованы. Так, что все утверждения о том, что смену им приходит искусственный интеллект, всего лишь досужие разговоры. Человек-творец, воображаемые образы воплощает через свой богатый духовный мир – такое нейросети не под силу.

Эльдар Бабазаде одну из двух своих работ, представленных на выставке, привез с собой из Баку.

Какую – очень легко определить по обилию гранатов.  

Фото: © Дмитрий Сивков

Все это в полной мере подтвердилось на вернисаже выставки в Музее современного этноискусства. Отчетная работа «Операция “Реинтеграция». Диалог художников России: Донбасс и Елабуга» проекта удалась на все сто. Это стало понятно сразу, как только разогретые в эмоциональном плане, выступлением творческих народных коллективов, участники события поднялись на второй этаж и увидели экспозицию.

Сами по себе работы и по отдельности хороши, но собранные вместе они усилили друг друга и создали кумулятивный эффект. Хотелось неспеша ходить и ходить по залу, едва ли не на каждом шагу оказываясь в новой эпохе, стране или даже параллельном мире.

Но не только картины привлекали внимание, но и их авторы, каждый по-своему красивый не только внешне, но и светящийся изнутри, как и положено именинникам. Одна из самых колоритных фигур – Светлана Пташкина из Ханты-Мансийского автономного округа.

Одна из самых колоритных фигур - Светлана Пташкина из Ханты-Мансийского автономного округа (справа). К каждому приезду в Елабугу они создает новый костюм, а еще дарит свои наряды организаторам. В этом году это сарафанный комплекс, получивший 1 место Международной ассамблеи искусств в номинации «Народный костюм».

Фото: © Дмитрий Сивкой

Женщину можно принять за участницу какого-нибудь фольклорного коллектива, случайно оказавшуюся в компании художников. А между тем она член Союза художников России и основная тема ее творчества – этнография, мифы и легенды Севера, а создание народных костюмов является составляющей творческой деятельности. Художник-график призналась, что каждый раз, когда получает тему очередного арт-проекта, это заставляет ее организовывать локальный мозговой штурм, чтобы достойно соответствовать тематике. 

Но это мне и нравится в Елабужских симпозиумах, ведь я работаю в разных графических техниках, люблю экспериментировать и познавать новое. А еще стараюсь создать к этому событию новый костюм, – призналась жительница города Ноябрьск.

Современное этноискусство может заключать в себе знаки, которые еще не каждый и прочтет.

Но попытаться может каждый. 

Фото: © Дмитрий Сивков

А еще она щедро делится с Елабужским музеем-заповедником своими нарядами. В этом году передала уже двенадцатый по счету.

Мне предлагали их купить, но я отказалась. Это моя благодарность за ту энергию и подпитку творчества, что дарят мне приезды сюда. В этот раз передам сарафанный комплекс. Я была в нем здесь в 2015 году, а позже на Международной ассамблее искусств ему присудили первое место в номинации «Народный костюм».  Где же ему теперь быть, как не здесь?!

 Элита Дадакаева из Грозного своей работой постаралась донести свое видение того,

что «Чечня. Вне времени и пространства».

Фото: © Дмитрий Сивков

Елабуга – Париж – далее везде

Но атмосфера вернисажа не долговечна: речи сказаны, лучшие отмечены, хлопок пробки шампанского – как выстрел стартового пистолета для нового будничного этапа, не столь высокого по эмоциональной окраске, зато позволяющего лучше осознать все свершившееся.

И вот что подумалось. Организаторы очень верно и точно подобрали термин для нынешнего, уже восемнадцатого по счету арт-проекта – реинтеграция, обозначающего процесс объединения ранее распавшегося. В контексте возвращения Новороссии к исконным русским землям, это весьма актуально. И здесь крылась, надо сказать, опаска того, что все может свестись к ура-патриотической тематике. Этого, насколько, по крайней мере, можно было судить со стороны, не случилось.

 Эльдар Бабазаде и Дарья Серова из Красноярска. Бакинец считает, что 

общение с коллегами из других стран не только обогащает, но и приносит душевную гармонию.

Фото: © Дмитрий Сивков

Команде проекта, с одной стороны, удалось избежать явных акцентов и вместе с тем выдержать заявленный контекст – творческий диалог художников, обмен знаниями об общей истории и культуре, создание единого творческого, культурного, образовательного и информационного поля. Еще и этому хотелось мысленно поаплодировать, а не только действительно замечательным творческим работам.

Кто захочет в этом убедится лично, могут, будучи в Елабуге, посетить особняк на перекрестке улиц Гассара и Казанской. Мимо не пройдете, здесь несет неусыпную службу забронзовевший пышноусый городовой – не поймешь: то ли приветствует тебя, то ли подозрительно приглядывается.

Музей современного этноискуссва под неусыпной охраной бронзового городового. 

Фото: © Дмитрий Сивков

Прогулявшись напоследок по улицам Елабуги, невольно вспомнились слова Елены Садыковой, о том, что она себя ощутила здесь словно в Париже. Естественно, столичный искусствовед имела в виду не ту столицу Франции, которую мы видим в сюжетах новостей, то и дело сотрясаемую уличными беспорядками. Это Париж Ренуара, Мане, Дега и Пикассо, обитавших на Монмартре. Так вот местные улицы показались сродни парижскому «художественному» району, привлекавших некогда богему тем, что в отличии от центра города он сохранил уникальную и самобытную атмосферу. Так что и тут в точку. Так что, есть все основания предполагать, что со временем Елабуга станет меккой не только для туристов, но и художников. Все признаки этого наметились.

Рафаэль Халилуллов, главный редактор журнала «Чаян»:

В последнее время, казалось бы, тихая, провинциальная Елабуга поражает размахом своих творческих проектов. Она стремительно и успешно осваивает не только российские, но и мировые творческие просторы. Проект «Реинтеграция» – прекрасное подтверждение тому. Молодые художники разных весей, школ и направлений получили уникальную возможность совместной работы и общения, как с мэтрами живописи, так и со своими юными коллегами. Немаловажно и то, что их работы теперь возможность оценить по «елабужскому счету» все любители живописи. А кто-то, может, им станет, заглянув сюда на экскурсию.

  • Такой услышал «Песнь над изгибами Камы» Дмитрий Левченков из Луганска.

    Такой услышал «Песнь над изгибами Камы» Дмитрий Левченков из Луганска.

  • На память останутся не только воспоминания, но и снимки.

    На память останутся не только воспоминания, но и снимки.

  • Виктория Панина, выпускница Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Ведущая мастер-класса по горячему батику очарована работами своих подопечных.

    Виктория Панина, выпускница Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Ведущая мастер-класса по горячему батику очарована работами своих подопечных.

  • Михаил Кузнецов из Казани, автор триптиха «Счастье – это просто». Художник всем своим видом олицетворяет заявленный в названии постулат.

    Михаил Кузнецов из Казани, автор триптиха «Счастье – это просто». Художник всем своим видом олицетворяет заявленный в названии постулат.

  • Местные жители не могли пропустить такое событие и то же окащались среди первых посетителей выставки.

    Местные жители не могли пропустить такое событие и то же окащались среди первых посетителей выставки.

  • Ну как без сэлфи уйти с такого события!

    Ну как без сэлфи уйти с такого события!

  • Когда замысел художника становится откровением.

    Когда замысел художника становится откровением.

  • Салавата Гилязетдинова из Башкортостана (справа) считают основным генератором идей для художественных арт-проектов Елабужского государственного историко-архитектурного музея заповедника.

    Салавата Гилязетдинова из Башкортостана (справа) считают основным генератором идей для художественных арт-проектов Елабужского государственного историко-архитектурного музея заповедника.

  • Язык народного танца, как и живописи, не требует перевода.

    Язык народного танца, как и живописи, не требует перевода.

  • Рафаэль Халилулов, главный редактор журнала «Чаян» среди работ детского конкурса «Я рисую, как Шишкин», возможно, увидел тему для будущих иллюстраций.

    Рафаэль Халилулов, главный редактор журнала «Чаян» среди работ детского конкурса «Я рисую, как Шишкин», возможно, увидел тему для будущих иллюстраций.

  • Елабуга, как и некогда парижский «художественный» район Монмартр, сохранила уникальную и самобытную атмосферу.

    Елабуга, как и некогда парижский «художественный» район Монмартр, сохранила уникальную и самобытную атмосферу.

  • Лестница, ведущая к Шишкинским прудам — излюбленному месту отдыха самих жителей Елабуги и непременный пункт посещения туристов, чем-то схож со знаменитыми лестницами Монмартра.

    Лестница, ведущая к Шишкинским прудам — излюбленному месту отдыха самих жителей Елабуги и непременный пункт посещения туристов, чем-то схож со знаменитыми лестницами Монмартра.

  • Елабуге не хочется говорить «Прощай!», а только «До свидания!».

    Елабуге не хочется говорить «Прощай!», а только «До свидания!».

news_right_column_240_400