Новый ракурс
Елабуга далеко за пределами Татарстана известна как один из наиболее популярных туристических центров. Думается, в целом не один миллион жителей и гостей республики сохранили в своей памяти, после приезда сюда, воспоминания об историческом центре с одним из лучших уездных архитектурных ансамблей в стране, о местах, связанных с судьбами пейзажиста Ивана Шишкина, звезды серебряного века, кудесницы слова Марины Цветаевой и легендарной кавалерист-девицы Надежды Дуровой.
Но не все знают, что последние 18 лет для более чем 1,3 тыс. художников – не только российских, но и из свыше трех десятков стран мира, город на берегу Камы стал местом силы творчество и вдохновения. Речь идет об участниках арт-проектов, реализуемых Елабужским государственным музеем-заповедником.
Накануне разъехались домой 150 именитых и молодых художников из Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Турции и России, в том числе тридцать – из Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской области и Крыма. Все они, такие разные, на несколько дней стали единым целым проекта «Операция „Реинтеграция«. Диалог художников России: Донбасс и Елабуга». Он же объединил в себе два события – XVIII Международный арт-симпозиум по современному искусству и VI Международная творческая лаборатория молодых художников BASHNYA..
15 августа финальными мазками этого эпичного, если так можно сказать, полотна, стало подведение итогов с вручением дипломов участников и памятных знаков всем причастным к событию и открытие двух выставок работ, созданных в рамках проекта. В зале, как на нашумевшей театральной премьере, свадебных мест не наблюдалось, кому-то пришлось сидеть на ступеньках в проходе.
У нас, как видите, аншлаг, и не только потому, что собрались художники из двадцати трех российских городов и семи стран, явившие миру свои произведения, созданные в Елабуге всего за восемь дней, но и потому, что всегда есть интерес к этому событию со стороны тех, кому интересно их творчество. – скатала в приветственном слове генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Гульзада Руденко.
Также она отметила, что столь масштабное событие невозможно было бы провести без поддержки Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры РТ.
Диалог не только культур, но и поколений
Все участники, многие из которых приехали на этот, по-другому и не скажешь, праздник творчества впервые, и главным образом – из регионов, не так давно вошедших в состав Российской Федерации. На протяжении нескольких дней все они могли обогатить свой творческий багаж за счет участия в различных мастер-классах: по технике горячей эмали – «На все пуговицы»; по горячему батику – «Символ родного края»; по акриловой росписи деревянной скульптуры – «Птичий двор».
Мастера-наставники ввели коллег в суть и особенности техник исполнения и выбранных материалах, а также о методах, позволяющих достичь дополнительных эффектов. Все это было особенно ценно, для тех, кто еще только в начале своего творческого пути.
В публичном обсуждении сначала именно на эмоциях молодых участников был сделан акцент, сместить его взялся член Национального союза художников Украины Александр Шпак.
Не только молодежь у нас учится. И мы у них. Это взаимообмен, они приносили свои эскизы, мы их обсуждали за чаем, говорили и об искусстве, и просто о жизни. Принято считать, что молодежь сегодня живет в своем мире и потеряна для всех нас. Симпозиум показал, что это не так: мы едины, и теперь не только территориально, мы работаем в одной обойме. Это самое главное. Спасибо организаторам за возможность ощутить, что творческая жизнь преемственна, – сказал житель Мариуполя.
А что же сама молодые люди? Все они говорили, что Елабуга однозначно станет для них точкой роста, позволившей по-новому взглянуть на творческий процесс, открыть новые для себя горизонты и выйти за рамки привычного восприятия мира.
Помимо замечательных мастер-классов нас восхитила коллективная работа, общение и со сверстниками, и с мастерами. Все это очень вдохновляет. Дома мы этим, получается, обделены, – признался Дмитрий Агафонов, студент Донецкой музыкальной академии имени Прокофьева.
А еще молодой человек выразил общее восхищение от насыщенной программы, включающей не только творческую часть, но и экскурсионную.
Вчера мы посетили Болгар. Это оказалось настолько впечатляющим, мы настолько сильно истощили себя энергетически, что в автобусе на обратном пути нас буквально ненадолго хватило на обсуждение увиденного – мы все уснули. Но поспали лишь минут десять, подзарядись и снова стали делиться впечатлениями.
Кстати, позже в разговоре удалось узнать, что на художественном проекте делают студенты Донецкой музыкальной академии. Оказалось, что вуз расширяет профиль, например, ребята – закончили первый курс по специальности «Монументальная живопись». Что ж, в республике им в будущем работы, как говорится, непочатый край. Столько всего надо восстановить. И думается при этом теперь будут проваляться и елабужские темы.
Такое нейросети не под силу
Необычно взглянула на происходившее Елена Садыкова, искусствовед из Москвы, читавшая лекции участникам творческой лаборатории молодых художников BASHNYA. Что на в эти дни в Елабуге была представлена широчайшая стилистическая палитра: и примитивизм, и авангард, и кубизм, и реализм, и дадаизм…
Здесь настолько актуальные тенденции прослеживаются, что мне показалось, что я приехала в Париж, а не в Елабугу. Проведение таких симпозиумов, где молодежь перенимает опыт у известных мастеров, свидетельствуют о том, что у традиционные формы искусства и живы, и востребованы. Так, что все утверждения о том, что смену им приходит искусственный интеллект, всего лишь досужие разговоры. Человек-творец, воображаемые образы воплощает через свой богатый духовный мир – такое нейросети не под силу.
Все это в полной мере подтвердилось на вернисаже выставки в Музее современного этноискусства. Отчетная работа «Операция “Реинтеграция». Диалог художников России: Донбасс и Елабуга» проекта удалась на все сто. Это стало понятно сразу, как только разогретые в эмоциональном плане, выступлением творческих народных коллективов, участники события поднялись на второй этаж и увидели экспозицию.
Сами по себе работы и по отдельности хороши, но собранные вместе они усилили друг друга и создали кумулятивный эффект. Хотелось неспеша ходить и ходить по залу, едва ли не на каждом шагу оказываясь в новой эпохе, стране или даже параллельном мире.
Но не только картины привлекали внимание, но и их авторы, каждый по-своему красивый не только внешне, но и светящийся изнутри, как и положено именинникам. Одна из самых колоритных фигур – Светлана Пташкина из Ханты-Мансийского автономного округа.
Женщину можно принять за участницу какого-нибудь фольклорного коллектива, случайно оказавшуюся в компании художников. А между тем она член Союза художников России и основная тема ее творчества – этнография, мифы и легенды Севера, а создание народных костюмов является составляющей творческой деятельности. Художник-график призналась, что каждый раз, когда получает тему очередного арт-проекта, это заставляет ее организовывать локальный мозговой штурм, чтобы достойно соответствовать тематике.
Но это мне и нравится в Елабужских симпозиумах, ведь я работаю в разных графических техниках, люблю экспериментировать и познавать новое. А еще стараюсь создать к этому событию новый костюм, – призналась жительница города Ноябрьск.
А еще она щедро делится с Елабужским музеем-заповедником своими нарядами. В этом году передала уже двенадцатый по счету.
Мне предлагали их купить, но я отказалась. Это моя благодарность за ту энергию и подпитку творчества, что дарят мне приезды сюда. В этот раз передам сарафанный комплекс. Я была в нем здесь в 2015 году, а позже на Международной ассамблее искусств ему присудили первое место в номинации «Народный костюм». Где же ему теперь быть, как не здесь?!
Елабуга – Париж – далее везде
Но атмосфера вернисажа не долговечна: речи сказаны, лучшие отмечены, хлопок пробки шампанского – как выстрел стартового пистолета для нового будничного этапа, не столь высокого по эмоциональной окраске, зато позволяющего лучше осознать все свершившееся.
И вот что подумалось. Организаторы очень верно и точно подобрали термин для нынешнего, уже восемнадцатого по счету арт-проекта – реинтеграция, обозначающего процесс объединения ранее распавшегося. В контексте возвращения Новороссии к исконным русским землям, это весьма актуально. И здесь крылась, надо сказать, опаска того, что все может свестись к ура-патриотической тематике. Этого, насколько, по крайней мере, можно было судить со стороны, не случилось.
Команде проекта, с одной стороны, удалось избежать явных акцентов и вместе с тем выдержать заявленный контекст – творческий диалог художников, обмен знаниями об общей истории и культуре, создание единого творческого, культурного, образовательного и информационного поля. Еще и этому хотелось мысленно поаплодировать, а не только действительно замечательным творческим работам.
Кто захочет в этом убедится лично, могут, будучи в Елабуге, посетить особняк на перекрестке улиц Гассара и Казанской. Мимо не пройдете, здесь несет неусыпную службу забронзовевший пышноусый городовой – не поймешь: то ли приветствует тебя, то ли подозрительно приглядывается.
Прогулявшись напоследок по улицам Елабуги, невольно вспомнились слова Елены Садыковой, о том, что она себя ощутила здесь словно в Париже. Естественно, столичный искусствовед имела в виду не ту столицу Франции, которую мы видим в сюжетах новостей, то и дело сотрясаемую уличными беспорядками. Это Париж Ренуара, Мане, Дега и Пикассо, обитавших на Монмартре. Так вот местные улицы показались сродни парижскому «художественному» району, привлекавших некогда богему тем, что в отличии от центра города он сохранил уникальную и самобытную атмосферу. Так что и тут в точку. Так что, есть все основания предполагать, что со временем Елабуга станет меккой не только для туристов, но и художников. Все признаки этого наметились.
Рафаэль Халилуллов, главный редактор журнала «Чаян»:
В последнее время, казалось бы, тихая, провинциальная Елабуга поражает размахом своих творческих проектов. Она стремительно и успешно осваивает не только российские, но и мировые творческие просторы. Проект «Реинтеграция» – прекрасное подтверждение тому. Молодые художники разных весей, школ и направлений получили уникальную возможность совместной работы и общения, как с мэтрами живописи, так и со своими юными коллегами. Немаловажно и то, что их работы теперь возможность оценить по «елабужскому счету» все любители живописи. А кто-то, может, им станет, заглянув сюда на экскурсию.