Слышали, что «ой» - это самое страшное слово в ядерной физике? И немудрено - мощь, высвобождаемая атомом, заставляет задуматься об ответственности. По крайней мере, то рвение, с которым американские ВВС уничтожают чужие ядерные объекты, дает повод считать, что они-то никогда не допускали ошибок с опасным оружием. Но нет...
Так, 22 мая 1957 года бомбардировщик B-36 под командованием капитана ВВС США Ричарда Мейера готовился совершить посадку на авиабазе Кертленд в штате Нью-Мексико. Самолет уже начал снижение, когда на высоте 500 метров его внезапно подбросило вверх. Пилоты не сразу поняли, что произошло, но вскоре по внутренней связи раздалось сообщение: «Бомбы сброшены!» В тот день на борту находилась всего одна бомба, но непростая - это была MK-17, одна из самых мощных водородных бомб, когда-либо стоявших на вооружении США.
Роковая случайность
B-36 вылетел с авиабазы в Техасе и направлялся в Нью-Мексико для планового техобслуживания. Бомбу должны были доставить в секретную лабораторию Лос-Аламос, где с 1943 года разрабатывалось ядерное оружие. Именно здесь в июле 1945 года прошли первые испытания американской атомной бомбы.
Перевозивший опасный груз B-36 «Миротворец» был уникальной машиной - самым большим поршневым бомбардировщиком в истории. Его создали для противостояния СССР, когда стало ясно, что старые самолеты не смогут доставить ядерное оружие через океан. B-36 мог пролететь 16 тысяч километров без дозаправки, а его бомбовый отсек вмещал до 40 тонн груза - примерно как три железнодорожных вагона.
В тот день топлива в баках у бомбардировщика было лишь на треть. Экипаж строго соблюдал инструкции: после взлета в замок бомбы вставили предохранительную чеку, чтобы та случайно не сорвалась в полете. Но перед посадкой чеку нужно было вынуть - на случай если самолет выйдет из строя и бомбу придется сбросить аварийно.
Когда борт начал заход на посадку, старший лейтенант Боб Карп отправился в бомбовый отсек, чтобы извлечь чеку. Он стоял на узкой площадке, одной рукой опираясь на бомбу, а другой потянулся к замку. В следующее мгновение 21-тонная MK-17 сорвалась с креплений, проломила створки люка и рухнула вниз. Самолет, мгновенно потерявший огромный вес, резко подбросило вверх на 300 метров.
Позже бортинженер экипажа Джек Рессон рассказывал, что лицо лейтенанта стало белым как мел, он только причитал: «Я ничего не нажимал!»
Бомба упала всего в 7 километрах от авиабазы Кертленд и в 500 метрах от склада ядерного оружия Сандия. К счастью, ядерного взрыва не произошло - для этого в бомбе не хватало критических компонентов, то есть плутониевого сердечника. Однако сдетонировало обычное взрывчатое вещество, оставив на месте падения воронку диаметром 7,5 метра и глубиной 4 метра. Единственной жертвой стала корова, пасшаяся неподалеку.
Экипаж немедленно доложил о ЧП, и на земле его уже ждали военные. Расследование показало, что перед взлетом бомбу слегка сдвинули, из-за чего провод от замка натянулся. Когда Карп выдернул чеку, он случайно замкнул контакты, и система сработала на сброс. Никто из пилотов наказан не был.
Под грифом секретности
ВВС США выплатили фермеру компенсацию за корову, провели дезактивацию местности и взяли с экипажа подписку о неразглашении. Инцидент оставался засекреченным до 1986 года, когда документы рассекретили по закону о свободе информации. Тогда он вызвал бурный резонанс в американском обществе.
К тому времени и B-36, и бомба MK-17 уже устарели. В 1957 году бомбу сняли с вооружения, а в 1959-м списали последний «Миротворец». Его заменил реактивный B-52, который служит до сих пор. А случай в Нью-Мексико стал лишь одним из многих инцидентов с ядерным оружием, которые тщательно скрывались. По данным рассекреченных документов, за годы холодной войны в США произошло не менее 32 подобных аварий.
Другие случаи
За всю историю B-36 ни разу не участвовал в боевых действиях и не сбросил ни одной бомбы в реальной войне. Однако оказался в центре нескольких инцидентов с ядерным оружием.
Стоит заметить, что бомбардировщик имел неоднозначную репутацию среди пилотов. Его характеристики считались не лучшими для военной машины.
Вышеописанный случай вызвал особое возмущение американцев по понятной причине - бомба едва не взорвалась над их собственной территорией. На самом же деле ВВС США неоднократно «теряли» бомбы поблизости от соседей.
13 февраля 1950 года борт B-36 выполнял учебный полет с имитацией атаки на СССР. На борту была атомная бомба Mark 4 без плутониевого сердечника, но с ураном и обычной взрывчаткой. Из-за сильного мороза в -40 °C три двигателя вышли из строя, и экипаж принял решение сбросить бомбу, прежде чем покинуть самолет. В воздухе над канадским проливом сдетонировала обычная взрывчатка, но без ядерного взрыва.
Из 17 человек на борту 12 спаслись, пятеро погибли. Интересно, что канадские власти даже не знали, что на борту было ядерное оружие. США скрыли этот факт.
C-124 - первый в мире транспортный самолет, способный перевозить танки целиком. Возили на нем и ядерные бомбы…
Например, 28 июля 1957 года над Атлантикой у борта отказали два из четырех двигателей. Удержать перегруженную машину в воздухе было невозможно, и экипаж сбросил две из трех атомных бомб в океан. Взрывов не последовало, но позже бомбы нашли на дне. Самолет же смог дотянуть до аэродрома.
В 1959 году C-124 разбился при взлете. Одна из бомб на борту не взорвалась, но была повреждена в пожаре и списана.
А что у нас?
Официально подтвержденных случаев потери или случайного сброса ядерных боеприпасов в СССР зарегистрировано не было. Возможно, дело в секретности такой информации.
Однако следует учесть, что вышеописанные случаи приходятся на «авиационный» период холодной войны. В это время СССР находился в позиции отстающей стороны конфликта. Наша держава не проводила столько учебных полетов, не перевозила для обслуживания ядерные припасы из одного конца страны в другой.