Юного математика вычислить несложно
news_header_top_970_100

Юного математика вычислить несложно

Сейчас, когда наиболее востребованы выпускники технических вузов, этот вопрос стоит перед многими семьями, особенно теми, где растут мальчики.

Ответить на него «КВ» попросили директора казанского лицея №131 с физико-математическим уклоном Альфию Хабибуллину и учителя математики высшей квалификационной категории этого лицея Александру Галяутдинову. - Альфия Блигвардовна, как родителям определить, что его ребенок математик, и развить эти способности?
- Не столько решением с ним задач и зубрежкой таблицы умножения, сколько развитием общего интеллекта. На мой взгляд, не бывает способностей только к математике или только к гуманитарным предметам. Если ребенок учится хорошо, то он успевает по всем предметам. Я не видела детей, которые по русскому языку имели бы пять, а по математике двойку. И если говорить о том, что нужно с детства закладывать в ребенке, то в первую очередь  необходимо развивать интеллект и логическое мышление. А потом на базе общего развитого интеллекта можно начинать решать задачи. Выяснить, есть ли у вашего школьника математические способности, просто. В 1 - 2-м классе посмотрите, за какое домашнее задание ребенок садится в первую очередь - за русский язык или математику, что доставляет ему большее удовольствие. Не секрет, если урок не нравится, то ребенок сядет за выполнение этого домашнего задания в последнюю очередь. Именно это, на мой взгляд, основной критерий, а не то, хорошие ли оценки у ребенка по этому предмету. - В чем сложность работы с такими детьми?
- Во-первых, это, как правило, дети нестандартного мышления. У таких ребят много своих подходов к решению задач. Во-вторых, они очень несобранные. Несмотря на то что математика - предмет, который требует сосредоточенности и внимания, в жизни это очень невнимательные дети. На уроках при выполнении заданий они сосредоточенны. Но в обычной жизни очень рассеянны: могут забывать свои вещи и учебники.- А характер маленькому математику нужен?
- Безусловно! Если к нам пришел ученик, у которого в старой школе была пятерка по математике, то здесь она может быть и три, и пять. Дальнейшее  зависит только от характера ребенка. Если он опускает руки и привык получать в своей школе пятерки просто так, потому что единственная звезда в классе, то здесь это не срабатывает. Если у человека сильный характер, он быстро поймет и сориентируется. У нас идет не столько борьба умов, сколько характеров.- Александра Евгеньевна, а вы какой совет дадите родителям о том, как заметить в ребенке математика?   
- Как правило, эти дети очень умные. Часто они не хотят делать рутинную работу. Например, такой ученик решает сложные примеры, но путается в простых, потому что с простыми ему неинтересно работать. Педагогу приходится заставлять, находить новые методы работы, чтобы как-то заинтересовать ребенка. Но если они чувствуют, что учитель не очень профессионально объясняет, то теряют интерес и к нему, и к предмету. Одаренные математически дети требуют больше забот, чем обычные ребята. Они задают необычные вопросы. Им нужны доказательства там, где рядовой школьник промолчит и не спросит. Такие дети требуют большей подготовки учителей и родителей и постоянных интеллектуальных вложений. Они держат в тонусе преподавателя и не дают ему расслабиться. Мой главный совет: если ребенку даны способности, его надо обязательно загружать. К сожалению, не каждая школа имеет такую возможность. Это зависит от силы всего класса. Поэтому,  когда одаренные математически дети собираются вместе, они тянутся друг за другом. - А от чего следует предостеречь родителей?
- По опыту нашего лицея видим, что порой ребенок приходит на вступительные испытания натасканный репетиторами. Но потом ему становится неинтересно. Ведь поступление в наш лицей было не его желанием, а его родителей. Этого нужно избегать.-  Правда, что математиков все меньше?
 - Не согласна, с годами такие дети ничуть не хуже! Бывают года, когда получаются классы послабее, бывают, когда очень сильные.