Ответить на него «КВ» попросили директора казанского лицея №131 с физико-математическим уклоном Альфию Хабибуллину и учителя математики высшей квалификационной категории этого лицея Александру Галяутдинову. - Альфия Блигвардовна, как родителям определить, что его ребенок математик, и развить эти способности?
- Не столько решением с ним задач и зубрежкой таблицы умножения, сколько развитием общего интеллекта. На мой взгляд, не бывает способностей только к математике или только к гуманитарным предметам. Если ребенок учится хорошо, то он успевает по всем предметам. Я не видела детей, которые по русскому языку имели бы пять, а по математике двойку. И если говорить о том, что нужно с детства закладывать в ребенке, то в первую очередь необходимо развивать интеллект и логическое мышление. А потом на базе общего развитого интеллекта можно начинать решать задачи. Выяснить, есть ли у вашего школьника математические способности, просто. В 1 - 2-м классе посмотрите, за какое домашнее задание ребенок садится в первую очередь - за русский язык или математику, что доставляет ему большее удовольствие. Не секрет, если урок не нравится, то ребенок сядет за выполнение этого домашнего задания в последнюю очередь. Именно это, на мой взгляд, основной критерий, а не то, хорошие ли оценки у ребенка по этому предмету. - В чем сложность работы с такими детьми?
- Во-первых, это, как правило, дети нестандартного мышления. У таких ребят много своих подходов к решению задач. Во-вторых, они очень несобранные. Несмотря на то что математика - предмет, который требует сосредоточенности и внимания, в жизни это очень невнимательные дети. На уроках при выполнении заданий они сосредоточенны. Но в обычной жизни очень рассеянны: могут забывать свои вещи и учебники.- А характер маленькому математику нужен?
- Безусловно! Если к нам пришел ученик, у которого в старой школе была пятерка по математике, то здесь она может быть и три, и пять. Дальнейшее зависит только от характера ребенка. Если он опускает руки и привык получать в своей школе пятерки просто так, потому что единственная звезда в классе, то здесь это не срабатывает. Если у человека сильный характер, он быстро поймет и сориентируется. У нас идет не столько борьба умов, сколько характеров.- Александра Евгеньевна, а вы какой совет дадите родителям о том, как заметить в ребенке математика?
- Как правило, эти дети очень умные. Часто они не хотят делать рутинную работу. Например, такой ученик решает сложные примеры, но путается в простых, потому что с простыми ему неинтересно работать. Педагогу приходится заставлять, находить новые методы работы, чтобы как-то заинтересовать ребенка. Но если они чувствуют, что учитель не очень профессионально объясняет, то теряют интерес и к нему, и к предмету. Одаренные математически дети требуют больше забот, чем обычные ребята. Они задают необычные вопросы. Им нужны доказательства там, где рядовой школьник промолчит и не спросит. Такие дети требуют большей подготовки учителей и родителей и постоянных интеллектуальных вложений. Они держат в тонусе преподавателя и не дают ему расслабиться. Мой главный совет: если ребенку даны способности, его надо обязательно загружать. К сожалению, не каждая школа имеет такую возможность. Это зависит от силы всего класса. Поэтому, когда одаренные математически дети собираются вместе, они тянутся друг за другом. - А от чего следует предостеречь родителей?
- По опыту нашего лицея видим, что порой ребенок приходит на вступительные испытания натасканный репетиторами. Но потом ему становится неинтересно. Ведь поступление в наш лицей было не его желанием, а его родителей. Этого нужно избегать.- Правда, что математиков все меньше?
- Не согласна, с годами такие дети ничуть не хуже! Бывают года, когда получаются классы послабее, бывают, когда очень сильные.
- Не столько решением с ним задач и зубрежкой таблицы умножения, сколько развитием общего интеллекта. На мой взгляд, не бывает способностей только к математике или только к гуманитарным предметам. Если ребенок учится хорошо, то он успевает по всем предметам. Я не видела детей, которые по русскому языку имели бы пять, а по математике двойку. И если говорить о том, что нужно с детства закладывать в ребенке, то в первую очередь необходимо развивать интеллект и логическое мышление. А потом на базе общего развитого интеллекта можно начинать решать задачи. Выяснить, есть ли у вашего школьника математические способности, просто. В 1 - 2-м классе посмотрите, за какое домашнее задание ребенок садится в первую очередь - за русский язык или математику, что доставляет ему большее удовольствие. Не секрет, если урок не нравится, то ребенок сядет за выполнение этого домашнего задания в последнюю очередь. Именно это, на мой взгляд, основной критерий, а не то, хорошие ли оценки у ребенка по этому предмету. - В чем сложность работы с такими детьми?
- Во-первых, это, как правило, дети нестандартного мышления. У таких ребят много своих подходов к решению задач. Во-вторых, они очень несобранные. Несмотря на то что математика - предмет, который требует сосредоточенности и внимания, в жизни это очень невнимательные дети. На уроках при выполнении заданий они сосредоточенны. Но в обычной жизни очень рассеянны: могут забывать свои вещи и учебники.- А характер маленькому математику нужен?
- Безусловно! Если к нам пришел ученик, у которого в старой школе была пятерка по математике, то здесь она может быть и три, и пять. Дальнейшее зависит только от характера ребенка. Если он опускает руки и привык получать в своей школе пятерки просто так, потому что единственная звезда в классе, то здесь это не срабатывает. Если у человека сильный характер, он быстро поймет и сориентируется. У нас идет не столько борьба умов, сколько характеров.- Александра Евгеньевна, а вы какой совет дадите родителям о том, как заметить в ребенке математика?
- Как правило, эти дети очень умные. Часто они не хотят делать рутинную работу. Например, такой ученик решает сложные примеры, но путается в простых, потому что с простыми ему неинтересно работать. Педагогу приходится заставлять, находить новые методы работы, чтобы как-то заинтересовать ребенка. Но если они чувствуют, что учитель не очень профессионально объясняет, то теряют интерес и к нему, и к предмету. Одаренные математически дети требуют больше забот, чем обычные ребята. Они задают необычные вопросы. Им нужны доказательства там, где рядовой школьник промолчит и не спросит. Такие дети требуют большей подготовки учителей и родителей и постоянных интеллектуальных вложений. Они держат в тонусе преподавателя и не дают ему расслабиться. Мой главный совет: если ребенку даны способности, его надо обязательно загружать. К сожалению, не каждая школа имеет такую возможность. Это зависит от силы всего класса. Поэтому, когда одаренные математически дети собираются вместе, они тянутся друг за другом. - А от чего следует предостеречь родителей?
- По опыту нашего лицея видим, что порой ребенок приходит на вступительные испытания натасканный репетиторами. Но потом ему становится неинтересно. Ведь поступление в наш лицей было не его желанием, а его родителей. Этого нужно избегать.- Правда, что математиков все меньше?
- Не согласна, с годами такие дети ничуть не хуже! Бывают года, когда получаются классы послабее, бывают, когда очень сильные.