За станком - в пиджаке и галстуке?

Вчера в Казани отмечали 70-летие создания государственной системы начального профессионального образования в Республике Татарстан.

news_top_970_100

О том, почему в профлицеи перестали брать девятиклассников и чем представители начального и среднего профобразования привлекают выпускников средних школ, «КВ» беседуют с начальником отдела профобучения, профориентации и психологической поддержки Минтруда, занятости и соцзащиты РТ Софьей Тонконог.

- Софья Львовна, почему учебные заведения начального и среднего профобучения находятся в вашем ведомстве?

- Я бы сделала упор на словах «министерство труда и занятости». Наше ведомство обладает наиболее четкой и достоверной кадровой информацией о том, какие специальности востребованы работодателями. Нам подведомственны почти все учебные заведения начального и среднего профобразования, готовящие кадры для реального сектора экономики и различных отраслей промышленности. Вначале их было 96. Сегодня после реструктуризации осталось 72. Учебные заведения, готовившие по невостребованным профессиям, закрылись.

- Дают ли плоды усилия по популяризации рабочих и инженерных профессий?

- Безусловно, по итогам приема этого года в вузы поступил 61% выпускников. Учреждения среднего (СПО) и начального профобразования (НПО) выбрали 22 и 10% соответственно. Если раньше учились в вузах только ради диплома, то сейчас больше обращают внимание на то, где будет применяться выбранная специальность и как она будет оплачиваться.

- На что нужно обратить внимание при выборе лицея или колледжа?

- На то, имеет ли учебное заведение связи с работодателем, договора и соглашения о сотрудничестве. Только в этом случае его выпускники могут трудоустроиться.

- Оправдала ли себя реформа, согласно которой в училища перестали принимать девятиклассников?

- Когда учебные заведения передали в наше ведение, мы разработали конкретный план приема в каждое. Он устанавливается в соответствии с требованиями работодателя и конкретными договорами на трудоустройство. При подобных целевых заказах работодатель хочет, чтобы кадры готовили как можно быстрее.

- Какие профессии выбирает молодежь и какие специальности нужны работодателям?

- Среди выпускников самая востребованная – электрогазосварщик. На втором месте – повар-кондитер. На третьем – тракторист-машинист сельхозпроизводства. Работодателю сегодня нужны те же самые электрогазосварщики, спектр строительных профессий: мастера строительных и столярно-плотницких работ. Остро нуждаются в специалистах предприятия машиностроения. Особенно в токарях и фрезеровщиках. Эти профессии, кстати, трудно выполнимый для лицеев заказ. Не идет нынче молодежь на эти специальности! Работа тяжелая, требующая терпения, целый день на ногах. До того как молодой рабочий наберется опыта, сможет делать сложные детали и дорастет до более или менее хорошей зарплаты, будет получать всего 5 - 6 тысяч в месяц.

- Здесь вопрос скорее к работодателям, которые должны создать стимул для молодого рабочего – достойную оплату труда...

- Да, в Казани уже есть положительный пример. КАПО соинвестировало участие 123-го лицея в федеральном конкурсе инновационных образовательных программ. В итоге он выиграл конкурс, получил федеральный грант, дополнительное финансирование от работодателей. Сейчас лицей оснащен инновационным оборудованием, интересным и современным, которое применяется в процессе профобучения. У него есть станки, которых нет даже в объединении. Учащиеся получают от завода реальные заказы. Все это поднимает престиж рабочей профессии.

Мало того, лицей проводит грамотную профориентацию, захватывая близлежащие к Казани районы. Теперь здесь учатся немало иногородних ребят. Благодаря тому, что заведение дает интересную профессию, когда человек стоит за станком не в грязной робе, а в пиджаке и галстуке, у молодежи выросла оценка и самого лицея, и профессий, которым он может здесь научиться. Они могут делать то, что не под силу рабочему со стажем. Теперь молодежь работает на дорогостоящем современном оборудовании. Технические профессии очень сложные, но в этих учебных заведениях обучение ведется легко, интересно и доступно.

- Сколько ваших учебных заведений профобразования получили федеральные гранты?

- В Татарстане за три года в рамках нацпроекта «Образование» федеральные гранты получили 14 колледжей и лицеев. Для участия в федеральном конкурсе учебное заведение совместно с предприятием-работодателем разрабатывало учебную инновационную программу, в которой раскрывались пожелания работодателя по отношению к выпускнику лицея. Работодатель финансировал участие, закладывал современное оборудование. Общая сумма, выигранная этими учреждениями, – 1 млрд 100 тысяч рублей. Среди победителей 123-й профлицей, Казанский нефтехимический колледж, Международный колледж сервиса, техникум надземного и подземного электротранспорта и другие. Успех позволил им уйти от неблаговидной репутации, присущей профучилищам. Если помните, с 70-х годов прошлого века учителя и родители пугали нерадивых детей ПТУ. Мол, будешь плохо учиться, пойдешь в пэтэушники. Это самый весомый результат.

КСТАТИ. Обучение одного рабочего обходится государству в 40 раз дороже, чем экономиста и юриста. Учащийся профлицеев и профколледжей должен проходить учебу на станках, затрачивая расходные материалы. Он обеспечивается спецодеждой, стипендией и местом в общежитии, если иногородний.

news_right_column_240_400