Зачем нужна Баба-яга?

В моем детстве прилавки магазина игрушек украшали строгие пионерки, куклы-школьницы в коричневых платьях и белых фартучках, крошечные стюардесски и космонавтики, красные крокодилы и зеленые зайцы.

news_top_970_100

Изредка встречались пластмассовые буратино и синеволосые мальвины. Еще были бесформенные чебурашки, медведи, набитые опилками, солдатики-чапаевцы из красной пластмассы. Обычно игрушки не отличались индивидуальностью. У кукол были одинаково приветливые лица. Такие приветливые, что даже тошно становилось от их приветливости и однообразия...

Как-то прислала ко дню моего рождения посылочку любимая тетя из Польши: хорошенькие туфельки на мою ногу, такие, которых в нашем городке в эпоху тотального дефицита днем с огнем было не сыскать, премиленькое платьице розовое в белый горошек с кружевами и воланами. И еще, о чудо, там была игрушка - кукла, но какая! Настоящая Баба-яга: нос крючком до подбородка, седые пакли и помело! «Ах ты моя ведьмочка, - закричала я от восторга, - красавица моя, Бабка Ежка сказочная!» Мама же была другого мнения: «Ну что это? Додумалась же сестра прислать такое!» Но я думаю, что тетушка Марийка меня прекрасно понимала, она знала, чего мне не хватает! Что может дать безликая игрушка ребенку? Ну покачаешь, поиграешь с ней в дочки-матери - и все. А эта же прелесть какая! Сколько фантазии тогда она во мне разбудила! Я даже побаивалась своей игрушки, когда была дома одна и в вечерних сумерках тени скользили по ее зловещему лицу. Мне казалось, что она ехидно подхихикивает, а это всего лишь ветер скрипел форточкой. В тиши комнаты раздавался колдовской шепот - я думала, она говорит свои заклинания на непонятном тарабарском языке, но это был только шум листьев за окном. Как-то, глядя на свою злющую, но таинственно-мудрую ведьмочку, я сочинила первое стихотворение, и мне показалось, что старуха даже подмигнула тогда.

Моя игрушка сохранилась. Старая, в платье штопаном-перештопаном, изъеденном молью, она сидит на шкафу в темном углу и мудро смотрит на полки с книгами, на глобус, на компьютер на столе. И до сих пор мне иногда кажется, что она лукаво подмигивает, когда я путешествую в свои фантастические миры, а может, так падает тень или солнечный зайчик скользит, но и сейчас мне, взрослой, хочется верить в сказку.

Зло тоже может быть симпатичным - к такой мысли пришла я еще в детстве, однако только когда это не абсолютное зло, а некий отличительный признак, как неординарность, некое ведовство - знание чего-то потустороннего, запредельного. Да оно и не зло тогда вовсе, но загадка, которую хочется разгадать. Какими неинтересными и скучными стали бы наши сказки, если бы в них не было отрицательных героев: Кощея, Бабы-яги, Змея Горыныча и пр. В любимых сказках «Морозко», про Василису Прекрасную, Варвару-красу и других было много отрицательных, но весьма симпатичных персонажей. Вспомним хотя бы Бабу-ягу в фильмах режиссера Роу! Эти сказки развивали фантазию и учили добру, ведь, несмотря на всю свою притягательность, зло всегда бывало побеждено. А чему учат нынешние ужастики и сказки?

Говорят, что дети сейчас другие. Нет, они те же, и им тоже надоедают одинаково скучные красавицы Барби. Теперь тоже старательно пытаются отобрать у детей радость фантазии, навязывая им бесконечные компьютерные игры, трансформеры, а детям все-таки хочется сказки. А я до сих пор благодарна своей милой тетушке из Польши, что прислала мне ведьмочку. Оказывается, по католической традиции, когда отмечают Хэллоуин, такие страшилки дарят детям то ли в шутку, то ли всерьез. Но подаренная мне ведьмочка тогда напомнила нашу русскую Бабку Ежку. Я сменила ей колдовской колпак на собственноручно изготовленный по-особенному завязанный платок - и вот она, настоящая Баба-яга! Так что это еще большой вопрос, какие игрушки на самом деле нужны детям!

Елена Черняева (Кохановская), Казань

news_right_column_240_400